Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Тема «Образ и словесное действие в басне»

МАУДО "Дворец творчества детей и учащейся молодежи"   г. Сыктывкар Республика Коми

 

Конспект занятия
по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе
«Учимся говорить правильно». Учебный предмет – Культура речи. Художественная направленность.
Тип учебного занятия – изучение и первичное закрепление новых знаний и умений
Тема «Образ и словесное действие в басне»

 

ШУЧАЛИНА  ГАЛИНА АНДРЕЕВНА

педагог дополнительного образования

 

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: «Образ и словесное действие в басне»

Возраст учащихся: 7- 10 лет

Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний и умений

Цель занятия: Формирование и закрепление навыков смыслового чтения через определение образа и словесного действия в басне.

Задачи:

обучающие:

  • формирование умения определять образ и словесное действие в басне;
  • приобретение знаний об особенностях литературного произведения - басня;
  • приобретение навыков построения правильной, образной речи;
  • формирование интереса к глубокому изучению литературного материала.

развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развитие умений формулировать свою мысль;
  • развитие способностей и навыков к самообразованию, самостоятельного поиска творческого решения;
  • формирование умения работать в команде.
  • приобщение к красоте слова, общения, развития творческих, индивидуальных способностей.

воспитательные:

  • формирование простейших норм этикета: приветствие, прощание, внимания и уважения к педагогу иучащимся;
  • формирование любви, уважения к русскому языку, русской культуры и чувства патриотизма к своей Родине;

Планируемые результаты:

личностные результаты:

- знают простейшие нормы этикета: приветствия, привлечение внимания, прощания, внимания и уважения к педагогу и учащимся;

- имеют представление о работе в команде;

- имеют представления о понятиях любви, уважения к русскому языку, русской культуры и чувства патриотизма к своей Родине.

метапредметные результаты:

- знают способы самообразования и самостоятельного поиска творческого решения;

-формирование:

  • умения планировать неречевое и речевое поведение, коммуникативной компетенции, исследовательских действий: способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами;
  • умения вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности;
  • навыков смыслового чтения: способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

предметные результаты:

- имеют представление об особенностях литературного произведения - басня;

- имеют первичный опыт применения приёмов определения образа в слове, в таком литературном произведении как басня;

- имеют осмысленное понимание определения словесного действия в таком литературном произведении как басня.

Используемое оборудование, методический и дидактический материал:

  • столы и стулья;
  • компьютер;
  • мяч, баскетбольное кольцо;
  • тексты басен на карточках;
  • на карточках смайлы красного, зеленого и желтого цвета;
  • красивая коробочка для смайлов
  • мультфильм «Свинья под дубом»;
  • карточки со словами «образ» и «словесное действие»;
  • творческие задания;
  • упражнения.

Содержание занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности

педагога

Деятельностьучащихся

(предполагаемые ответы учащихся)

1.Организационный

- Здравствуйте, ребята!Сегодня нас ожидает очередная встреча с новым и интересным в мире устного творчества.

Учащиеся отвечают:

- Здравствуйте!

2. Проверочный

- Итак! Внимание! Предлагаю вашему вниманию творческое задание! Вы готовы к его выполнению?

- Надо выбрать двух игроков. Есть желающие? (если желающих много, можно выбрать при помощи любой считалки)

 

- Выбранным игрокам (на ушко, чтобы не слышали остальные) даю задание: «Вам нужно взять со стола мяч и по очереди закинуть его в баскетбольное кольцо»

- Затем даю задание для остальных: «Сейчас на площадку выйдут два игрока. Ваша задача, назвать, все слова, связанные с действиями игроков»

 

- Внимание! Все готовы?

 

 

 

 

 

 

- Внимание! Что же происходит на нашей площадке? Назовите, пожалуйста, все слова, которые связаны с тем, чтОони делают.

 

 

 

 

 

 

Прошу всех, кто назвал слова, связанные с данным действием встать рядом со мной в той очередности, в которой они названы.

 

 

- Что же у нас получилось? Что вам напоминает вот этот ряд учащихся?

- И мы назовем её..!?

 

- Очередь из слов?! Какая интересная получается очередь!

А слова в этой очереди как-то различаются между собой? По каким признакам мы можем их разбить?

 

 

- Правильно!Получился ряд слов из раздела «Части речи» грамматики русского языка. А на какие вопросыэти слова отвечают?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я вас правильно поняла? Эти слова обозначают наши действия с мячом, а значит, несут в себе что?

 

 

 

 

 

- Молодцы! Все те слова, которые вы назвали, несут ОБРАЗ того, что я делаю, изображаю. Назовите свои примеры определения слова «образ» и сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Вот мы с вами и вспомнили определение слова ОБРАЗ. Давайте его повторим. Образ это –внешний вид, облик, представление или изображение чего- либо или кого-либо.

Назовите мне ваш самый любимый образ.

 

 

 

 

- А что такое «словесное действие»?

Давайте вспомним!

 

 

 

Правильно! Совершить словесное действие –означает ответить именно на эти вопросы, которые вы назвали – что делаю? для чего говорю? что хочу сказать?

Молодцы!

Учащиеся отвечают:

- Да!

 

Учащиеся  с помощью считалки выбирают двух игроков.

 

 

Игроки готовятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:

- Да!

Выбранные игроки подходят к столу, берут мяч, ставят стойку с кольцом и по очереди начинают закидывать мяч в кольцо.Остальные учащиеся внимательно наблюдают за их действиями.

 

Учащиеся думают и  отвечают:

- баскетбол

- стол

- игрок

- ученик

- взять мяч

- красный (мяч)

-меткий

- играть    

- закидывать

- бросать

- баскетбол

- кольцо

 

Учащиеся думают и отвечают:

- очередь в магазине!

- очередь в кассу

- очередь из слов

 

Учащиеся отвечают:

- Да!Здесь есть существительные,глаголыи прилагательные.

 

 

Учащиеся отвечают:

- слова, которыеотвечают на вопрос «Кто?», «Что?» - это имя существительное.

- слова, которыеотвечают на вопрос «Что делаю?»- глагол

- слова, которыеотвечают на вопрос «Какая» - имя прилагательное

 

Учащиеся отвечают:

- эти слова рассказывают нам о том, что мы делаем с мячом, т.е. - образ действия «играть в мяч».

Учащиеся отвечают:

- Слово – это образ и действие!

- изображение предмета

- облик, лицо

- я  что-то (что за чем)

- изображение чего-либо,

- совершениекакого-либо действия.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:

- лицо мамы

- солнышко – образ тепла

- капель - образ весны

Учащиеся отвечают:

- Это слова, связанные с действием:

- что делаю?

- для чего говорю?

- что хочу сказать?

3.Подготовительный(подготовка к новому содержанию)

- Ребята, как вы думаете, зачем каждому из нас нужна речь?

 

 

 

- Скажите, а как нам надо говорить и общаться между собой?

- А, чтобы нас внимательно слушали – как мы будем говорить? Какой должна стать наша речь?

 

 

- Что нужно сделать для того, чтобы речь наша стала красивой и понятной?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте, подумаем, что нужно делать перед выходом на сцену со своим номером?

 

 

 

- Эту разминку мы с вами проводим на каждом практическом занятии. (показываю упражнения по гимнастике для речевого аппарата)

 

- Давайте вспомним нашу разминку и поработаем с нашим голосом.

(под веселую музыку)

1. Для начала разминка для всего нашего тела.

- Встали и шагом сделаем 5 кругов вокруг своего стула.

- Затем 5 раз присели, держась за спинку стула.

- Сели. Поболтали ногами.

2. Начнем разминку нашего речевого аппарата.

- Вот мы и разогрелись. Молодцы!

Учащиеся отвечают:

- чтобы говорить, общаться

- чтобы понимать друг друга

Учащиеся отвечают:

- красиво

- громко

- понятно

- выразительно

- убедительно

 

Учащиеся отвечают:

- учиться;

- иметь широкий кругозор

- много читать

- читать русские народные сказки, пословицы и поговорки, обязательно объясняя их, приводя примеры их использования

 

Учащиеся отвечают:

- работать над голосом

- развивать свою речь

- выступать на сцене

- делать зарядку

 

Учащиеся

-выполняют заданные упражнения.

 

 

 

 

 

 

- учащиеся выполняют

 

 

 

 

 

3-4 упражнения на разогрев голосового аппарата

4. Усвоение новых знаний и способов действий

 

 

- Чтобы нашаречь стала красивой и нравилась окружающим, нам надо очень много работать с тем текстом, который мы хотим рассказать, и сейчас попробуем определить образы и словесное действие на примере басни.

- Но, для начала, давайте вспомним из школьной программы: «Что такое басня?»

 

 

 

 

-Молодцы! Почти правильно назвали основные компоненты определения – что такое «басня», но я их повторю:

- Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.

- А теперь я приглашаю вас к просмотру в наш импровизированный кинотеатр.

Но смотреть будем не просто так! Вам  задание – найти для себя самые интересные слова в этом мультфильме, чтобы потом попробовать найти при помощи этих слов образ этой басни и определить словесное действие. Вы поняли мое задание?

https://www.youtube.com/watch?v=a8nsGpg0YPA

 

- Какие же слова здесь спрятаны?

Я прошу вас встать в две очереди:

Первая очередь слов – это слова, отвечающие на вопрос «кто? что? и какая?какие?»

А вторая очередь слов - это слова, отвечающие на вопрос «что делают?» Все понятно?

 

- Вопрос к первой очереди: «Что за слова здесь собрались?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А что они означают? Кого они описывают?

 

- Молодцы! Вот мы определили главный образ этой басни.

 

- Какое выстраивается словесное действие? Сейчас вторая очередь слов расскажет нам о том, что происходит в этой басне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Так о чем мы расскажем зрителю как чтецы и актеры?  Постарайтесь мне описать главный образ. Его характер, внешний вид. Какой он?

(В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни.Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения.)

 

 

 

 

- Молодцы! Всё сделали правильно!

 

- Образ в басне мы как с вами определим? При помощи чего?

 

 

 

В басне "Свинья под дубом" Крылов описывает свинью, как полную невежду. Это самодовольное и глупое животное, её беспокоят в жизни только две вещи - поесть и поспать. Когда она поела желудей, то сразу легла спать, проснувшись видимо еще не проголодалась, но чем-то заняться ей хотелось, вот и стала она подрывать корни дуба.

Ворон с веток попытался ее устыдить, сказав, что если корни оголить, то дерево погибнет, засохнет, но свинье не было до этого никакого дела - она не связывала желуди и дуб.

Свинья была не просто глупой, она была бесстыдной, чтобы ей не говорили, она поступала по- своему. Она не думала о завтрашнем дне, жила только текущим моментом.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:

- это короткий рассказ;

-это смешное стихотворение;

- это стихотворение, которое высмеивает недостатки человека;

- в ней обязательно есть мораль;

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся:

- Да! Поняли!Встают в полукруг около компьютера и просматривают басню И. Крылова «Свинья под дубом»

 

 

 

 

Учащиеся выстраиваются

в 2 очереди слов.

 

 

 

Учащиеся думают и  отвечают:

- свинья - (образ животного)

- дуб - (образ дерева)

- лужа - (образ воды на дороге)

- желуди

- ворон

- невежественная

- глупая

 

Учащиеся думают и  отвечают:

- Свинья

- это главный образ басни

 

Учащиеся думают и  отвечают:

1 очередь:

- ест - (свинья жует желуди)

- спит - (образ отдыха, сна)

- роет корни

- прилетает ворона

- ругается - зачем роешь?

- пусть сохнет

- проку мало от дуба

- дуб отвечает, что желуди растут на нем

- идет – (свинья шагает по дороге)

 

Учащиеся:

Мы расскажем о свинье - какая она:

- невоспитанная

- грубая

-жадная

- неблагодарная

- наелась и выспалась

- полная невежда

- самодовольная и глупая

- в образе свиньи автор высмеивает необразованного человека.

 

 

Учащиеся думают и  отвечают:

- При помощи слов. Рисуем словами повадки животного

 

 

5.Первичная проверка понимания изученного

 

 

 

- Умение определять образ и словесное действие в литературном произведении необходимо постоянно тренировать и укреплять. А как мы это можем делать?

- Вспомним еще раз, что означают слова «Образ» и «Словесное действие»в басне.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся думают и  отвечают:

ОБРАЗ в басне

- это изображение животного, его повадки и его внешний вид;

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ в басне– это физическое действие - что животное делает и что хочет сказать нам своим действием.

6.Закрепление новых знаний и способов действий и их применение

 

- Сегодня мы с вами постарались запомнить и закрепить полученные знания по теме «Образ и словесное действие в басне».

Для практического задания мы возьмем басни великих русских поэтов – Сергея Михалкова и Ивана Крылова, которые по праву вошли в сокровищницу нашей русской культуры. Они самые яркие представители и носители русского языка.

Попробуем применить на практике.

- Давайте разделимся на три группы. Каждой группе я дам по одной басне, вы внимательно читаете и опишите с помощью слов –главный образ этой басни!

(Раздаю тексты басен)

 

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ

Басня «Грибы»

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

Мораль басни Грибы

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

 

 

Басня  «Аисты и лягушки»

 

Поспорила Лягушка с Аистом:
- Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

 

Басня Ивана Крылова

«Лисица и Виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся на группы при помощи любимой считалки одного из учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают, обсуждают и представляют свой ответ.

 

 

 

 

 

7.Рефлексивный

 

 

- Что повторили и узнали нового на сегодняшнем занятии?

 

 

 

 

 

 

 

- Чему научились?

 

 

 

- Как вы считаете, что у вас лучше всего  получилось?

- А что хуже?

- Почему?

- Какие задания понравились вам больше?

- Почему?

- На что ещё надо обратить внимание во время работы над литературным произведением?

 

 

 

 

-Где мы можем применять это умение понимать текст?

 

 

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. Все были внимательны и активно принимали участие в работе.Я думаю, что все те знания, которые вы получили на занятии, помогут нам в дальнейшей работе при работе над литературным произведением, с которым выходите на сцену.

Учащиеся отвечают:

Повторили определения:

- Что такое образ?

-Что животные чаще всего являются главными героями и образами басни.

 

Учащиеся отвечают:

- Научились определять главные образы в басне.

 

Учащиеся отвечают:...

 

 

Учащиеся отвечают: ...

 

Учащиеся отвечают:...

- внимательно читать текст,

-понимать «что» и «о чем» хочет сказать автор...

 

Учащиеся отвечают:

- Умение понимать текст нам нужно в повседневной жизни, в школе, в диалогах, беседах с друзьями.

 

8.Информационный

 

 

Я благодарю вас за активное участие на занятии и прошу при выходе определить свое настроение вот этими тремя смайликами: красный – отличное настроение, зеленый - хорошее настроение, желтый – я устал! Выберите каждый свой смайл и положите вот в эту красивую коробочку.

Жду вас на следующем занятии.До новых встреч!

 

 

Учащиеся:

До свидания!

При выходе из класса каждый выбирает свой смайлик и кладет его в баночку.

Список использованной литературы.

1.  Большой толковый словарь русского языка.Гл. ред. С. А. Кузнецов.

Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

2.  Климанова, Горецкий, Голованова: Литературное чтение. 2 класс. Учебник.в 2-х частях.Издательство: Просвещение, 2017 г.

3. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. 3‑е изд. испр. М.: ВТО, 1970. 160 с.

4. Ананьева Т.В., Техника речи, практические упражнения сборник по дисциплине «Словесное действие» -Министерство культуры Красноярского края КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум.

5.Ильенко С.В, Потягайло Е.В., Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста: http://открытыйурок.рф/статьи/622974/

6. И.Ю. Промптова, Действие словом, статья, М.Мастерство режиссера, Российская академия театрального искусства -  Издательство «ГИТИС»,М   

8. Иван Крылов «Басни»

9. Сергей Михалков «Басни»