Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

 

Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

 

Каширина Раиса Сергеевна

учитель биологии

 

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение им таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современное образование – это воспитание функционально грамотной личности, способной повысить конкурентную способность государства среди развитых стран мира.
Согласно PISA функциональная грамотность включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки.
В связи с этим,  задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться функциональная грамотность.
Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели. Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
Этому способствует методический инструментарий, который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.
Уроки биологии позволяют решать через предложенные задания проблемные ситуации, которые должен понимать и решать «научно-грамотный» человек сегодняшнего и завтрашнего дня. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; – зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;
–обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;
Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной информации и необходимых знаний. Задачи составляются так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации, т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии.
Предлагаю разработку урока «Прощание с ботаникой». Данный урок проводится в конце курса биологии 6 класса.
К данному уроку учащиеся готовятся заранее. Они готовят домашнее задание, а также учебники для сдачи в библиотеку.
Жюри выбирается из числа учащихся успевающих на пять. Оцениваются правильность выполнения учащимися заданий, они показывают свои знания по изученному курсу.
Класс заранее разбивается на две команды. Ребята готовят название команды, эмблемы, приветствие на ботаническую тему, а также задания для противника (оно может быть различным).
Урок состоит из нескольких этапов.
1 этап. Разминка. Игра «Знатоки»
Обе команды получают текстовую задачу. Одна команда вписывает в пустые скобки название семейства, к которому относится каждое название в тексте растение; другая – называет растения, принадлежащие к этому же семейству.
Пример текстовой задачи:
«По дороге»
Мы отправились в лес. Спешить некуда, погода стоит чудесная. По дороге можно познакомиться с миром растений. Легкий ветерок подхватывает зонтики одуванчика (……) Вдоль дороги по краю – поля пшеницы (…..) голубеют васильки (……) Белый донник (……) занимает места, что повыше. На плохо обработанном участке поля желтеет сурепка (……) Выползают на дорогу гибкие стебли гусиной лапки (…….) Тысячелистник (……) красуется белыми и розовыми соцветиями. Дорога спешит в лес, где мы обязательно встретимся с майником двулистным (……), чиной (……).
 2 этап. Проверка домашнего задания
Команды разрабатывают маршрут путешествия на родину культурного растения, готовят рассказ о растении, на родине предков которого они побывают. Подбирают такие загадки, ответы на которые могли бы стать визой для посещения родины данного растения.
Каждая команда выбирает командира, который по карте показывает, как лучше проехать на родину данного растения от отправного пункта.
Например: Путешествие начинается из Кемеровской области на родину растения, которое:
Висит дом
Кверху дном
Семьсот коморок
И все без запорок
А на каждом жильце
Черный жилет
Команда противника отгадывает загадку (Подсолнечник).
Затем ребята делают сообщение о «Цветке Солнца – подсолнечнике». Командир показывает, как лучше проехать на родину данного растения.
Маршруты путешествий могут быть самыми разными.
3 этап. Решение кроссворда.
Обе команды получают один и тот же кроссворд. Кроссворды могут быть по любой теме ботаники.
Например: Вписать шесть наименований распространенных овощных растений, который оканчиваются на букву «А» (репа, свекла, брюква, редька, капуста, петрушка).
4 этап. Викторина «Счастливый случай»
Примеры вопросов:
  • Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы –
Бесценный дар кислородный –
Берег и ценил человек.
Почему автор стихотворения называет растения даром кислородным? Разве растения не поглощают его при дыхании?
  • Кувшинки и спирогира растут в одном водоеме. Можно ли их отнести к одной группе растений. Почему?
  • Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему?
  • В чем сходство и различие в питании грибов и водорослей?
  • У какого растения самый крупный цветок?
  • Какое самое крохотное цветковое растение?
5 этап. Чьи учебники аккуратнее.
В этой части, учащимся напоминается о бережном отношении к учебникам. Классу демонстрируются самые лучшие.
6 этап. Заключительный.
Подведение итогов.
Таким образом, прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом с использованием различных средств, методов и приёмов.
Литература: