Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Тема: "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад №15 "Семицветик"

Тема: "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

воспитатель: Дерябина Татьяна Александровна

 

Знания, не рождённые опытом,

матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Аннотация

 На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Актуальность

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Тысячи почему?....  Почему Осенью опадают листья? Почему появляется радуга? Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ  практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Участники проекта: Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-6 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей  представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними.

Роль педагога – удовлетворить детское любопытство иСоздать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Образовательные стандарты

Данный проект ориентирован на ФГОС ДО, при реализации проекта учтены следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

 Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;

2.Обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;

3.Развитие речевых способностей;

4.Развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);

5.Формирование навыка коллективной деятельности.

Срок реализации: долгосрочный - 1 год.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: познавательный.

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатели,  родители (законные представители) детей старшей группы.

Ресурсы:

Материально-технические: ноутбук; магнитофон; аудио и фотоматериалы; библиотечный фонд; картотека опытов.

Кадровые: старший воспитатель; воспитатели.

Нормативно-правовые:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
  • Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

 

 Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Продукт проекта:пополнение предметно-развивающей среды.

 

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные досуги

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

 

Дата

Совместная деятельность

Сентябрь: 

 

Диагностика

 

Октябрь: 

 

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Солнечные зайчики»        

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья»

 

Ноябрь:

 

Экспериментирование «Магнит и его свойства»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)

 

Декабрь

Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

 

Январь

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

 

Февраль

Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

Лепка «Почва - подземная кладовая»

 

Март

Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»        

Беседа «Путешествие в прошлое часов»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

 

Апрель

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Каша – матушка наша»

Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»

 

Май

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Развлечение «Путешествие по материкам»

Диагностика 

 

 

Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

 

Литература:

Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.

Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.

Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения.2010

 

Приложение 1

 

Картотека опытов и экспериментов для старшей группы

 

Экспериментально – опытническая деятельность с детьми.

Название опыта

Цель

Оборудование. Ход.

«Зачем нужен парашют?» 

Познакомить со свойствами воздуха, как он удерживает предметы.

Материал. Два одинаковых листа бумаги формата А4.

Ход. Один лист бумаги скомкаем в тугой комок, а другой оставим как есть. Одновременно опустим оба листа с одинаковой высоты. Не скомканный лист опустился плавно, воздух оказывает сопротивление падению листа

«Где живут букашки?» 

 Познакомить со средой обитания насекомых.

Подойдем к дереву, кусту или к густой траве. Как только увидим букашек – опустим в ведерко камешек. Насекомые живут там, где им достаточно пищи, воды, тепла.

«Как увеличить букашку?» 

Научить детей делать «лупу» из подручных материалов и рассматривать окружающие предметы.

Стеклянная банка с вогнутым дном (0.5 – 1л, жучок (летом) или картинка (зимой, стакан с водой.

Ход. Перевернем банку вверх дном. Под нее посадим жучка. Нальем на дно банки (в лунку) воды. Посмотрим на жучка через воду. Жучок стал больше. Вода, которой мы наполнили впадину, превратилась в лупу.

«Почему листья разного размера?» 

Выяснить, почему у растения разные по величине и форме листья.

Куст какого – ни будь растения (сирень, смородина, комнатное растение).

Ход. Рассмотрим маленькие и большие листочки у растения. Рассмотрим, как листья расположены на растении, их структуру. На одном растении разные по размеру и форме листья. Листья помогают растению избавиться от лишней влаги

«Почему пахнут цветы»

Пополнять знания о живой природе. Помочь понять, чем привлекают цветы насекомых.

Цветы, стеклянная банка с крышкой.

Ход. Понюхаем разные цветы. Поместим самый ароматный цветок в банку и снова понюхаем. Закроем банку крышкой и еще раз понюхаем. На лепестках цветов находятся масла, у каждого цветка свой аромат. Через закрытую банку цветок не пахнет.

«Как получаются облака?» 

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Заполним банку горячей водой на 3 см. Закроем банку тарелкой. В банке сразу появилось туманное облако. Водяной пар поднимается вверх, где охлаждается, превращаясь в капельки воды

«Как сделать синюю картошку»

Как можно проверить наличие крахмала в продуктах

Кусочки овощей, фруктов, крахмал, раствор йода, пипетка, немного молока, кисель, стакан с водой.

Ход. Растворим чайную ложку картофельного крахмала в стакане с водой, добавим несколько капель йода. Затем капнем раствор настройки йода 5 капель на 50 г.) на срезы овощей, фруктов, в молоко, кисель.Йод соединившись с крахмалом, синеет.

«Как взять в руки мыльный пузырь?» 

Определить, почему мыльный пузырь не лопается.

Мыльные пузыри, шерстяная варежка, перчатка резиновая, хлопковая варежка, бумага.

Ход. Надуваем мыльные пузыри. По очереди даем возможность опуститься пузырькам на разные поверхности. Мыльный пузырь «поймала» только шерстяная варежка. Он не лопнул. На шерстяной варежке есть много ворсинок. Пузырек от них немного отталкивается и словно «зависает» в воздухе.

Почему бывают водопады?

Дать знания о том, что земля притягивает предметы.

Сосуд с водой, ванночка, тарелка, трехлитровая банка.

Ход. Поставим тарелку на трехлитровую банку – это место для «озера». Нальем в тарелку немного воды – это само озеро. Затем постепенно добавляем воду. Сначала вода покоилась а тарелке. Потом переполнила тарелку и стала падать вниз. Получился водопад! Все предметы падают на Землю, потому что она их к себе притягивает.

Почему по воде идут круги?» 

Определить, какие предметы создадут в воде круги.

. Камешки разной формы и лужа (дома – ванночка и разные предметы: гайка, металлический шарик, кусок мыла и т. п.)

Ход. Бросаем в воду предметы разной формы. По воде пошли волны. Они круглые. В самом начале линия волны повторяет форму камня. Затем она начинает приобретать форму круга. Чем меньше размер бросаемого предмета, тем волна быстрее округлится.

«Почему вода делает песок ровным?» 

Помочь детям понять, как вода выравнивает песок.

Песок, вода, противень, стакан, наполовину наполненный водой.

Ход. Поднесем стакан с водой к ровной поверхности стола и обратим внимание на то, что вода параллельна его поверхности. Слегка увлажняем песок на противень и нарисуем что – ни будь на нем. По краю противня тонкой струйкой нальем воду. Песчинки легко подвижны в воде и, смешиваясь с ней, тоже располагаются ровно.

Всегда ли магнит сильный?» 

Познакомить с силой магнита.

Несколько разных магнитов, скрепки, носовой платок, лист картона. Ход эксперимента. По очереди подносим магниты к скрепкам. Посмотрим, какой из них притягивает больше скрепок. Завернем сильный магнит в носовой платок. Проверим, сколько скрепок он притягивает. Положим на магнит картон и повторим эксперимент. Через платок или картон притягивает меньше.

«Что притягивает магнит?» 

Определить магнетические и не магнетические предметы.

Магнит, спички, пластмассовые детали, лист бумаги, кнопки, алюминиевая крышка, фольга. Ход эксперимента. По очереди подносим магнит к различным предметам (спичкам, кнопкам) или к поверхностям (шкаф, микроволновая печь, окно). Магнит имеет свойство притягивать к себе те предметы, которые тоже способны при определенных условиях статьмагнитами т. е. намагнититься.

«Расческа и тени»

 

Дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.

Материалы и оборудование: лампа, бумага, расчёска.

Ход: Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с теняминалисте бумаги?

Вывод:

Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

«Игра с тенью»

 

дать детям представление о тени.

 

Материалы и оборудование: фонарик.

Ход. Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.

«Как молоко превратить в чернила?» 

Определить темнеет ли молоко при нагревании.

Белый лист бумаги, молоко (2ст. ложки, кисточка, утюг. Ход эксперимента. Нарисуем на бумаге молоком солнышко, цветочек или другой предмет.

Ход. Обратим внимание на то, что ничего не видно. Прогладим утюгом. «Молочный» рисунок стал видимым. Молоко при нагревании темнеет так же, как луковый и лимонный соки.

«Почему свернулось молоко?» 

Помочь детям понять, что получится, если в молоко добавить лимон

Стакан теплого молока, сок одного лимона.

Ход. Добавим в молоко лимонный сок. В молоке образовались комочки. Молоко содержит питательное вещество – белок, а молочный белок сворачивается в комочки и хлопья под воздействием кислого, например, лимона.

Зачем зайцу длинные уши?» 

Проверим, как это – слушать длинными ушами.

Два плотных листа бумаги (А4 – А3).

Ход. Послушаем разные звуки: пение птиц, гудение пчел, писк комаров, биение сердца. А теперь свернем из бумаги два рупора и поднесите их к ушам. Звуки стали громче. У животных часто встречаются большие уши – воронки, которые хорошо собирают и усиливают звук.

«Как предсказать погоду?» 

Объяснить, что такое влажность (количество водяного пара в воздухе).

Спелая шишка (еловая, сосновая, кедровая, распылитель с водой.

Ход. Побрызгаем на шишку водой. Немного подождем. Шишка стала закрывать свои чешуйки. Такое поведение шишки вызвано водой. Если шишка закрыта, значит, повысилась влажность воздуха и скоро будет дождь.

Как найти вареное яйцо?» 

Научить детей определять сырое яйцо или вареное.

 

Два яйца – сыроесваренное в крутую.

Ход. На столе одновременно два яйца. Сырое яйцо останавливается практически сразу. Вареное крутится долго.

Круто сваренное яйцо вращается, как сплошное целое; внутри сырого содержится жидкость, которая не может разогнаться сразу и тормозит вращение.

Для чего нужно мыло?

Определить, как правильно мыть руки.

Кусок мыла, вода, щепотка сушеной зелени, пара капель растительного масла. Ход эксперимента. Смешаем зелень с маслом. Намажем руки. Попробуем вымыть руки чистой водой. Затем помоем руки водой с мылом. С помощью мыла руки стали чистыми. Вода не может смочить жирные поверхности и собирается на них в капельки. Мыло уменьшает стремление воды собираться в шарики.

Почему исчезли лужи

 

Увлажненная водой салфетка. Ход эксперимента. Протрем влажной салфеткой стол. Подуем на небольшой участок стола. В том месте, где подули, стол высох быстрее. Частички воды покидают капельки, превращаясь в невидимый нами пар т. е. испаряются.

Как разделить смеси?»

дать детям представление о разделении смесей.

 

Материалы и оборудование: песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики.

Ход: Попробуем сделать смеси: 1)песок с водой. 2) сахар с водой. 3)масло с водой. Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?

Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.

Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок останется на фильтре.

Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.

Вывод: Смеси можно разделить: Масло ложечкой. Воду с песком отфильтровать. Сахар выпарить из воды.

«Опыты с бумагой»

исследовать свойства бумаги

Материалы и оборудование: листы бумаги, стаканчики с водой, клей.

Ход.Свойство 1. Мнется Дети сминают листы.

Вывод: бумага мнется.

Свойство 2. Прочность. Дети разрывают бумагу.

Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.

Свойство 3. Склеивается Дети склеивают листы бумаги.

Вывод: бумага склеивается

Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.

Вывод: листы впитывают воду.

Свойство 5. Горение.

Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему? Значит каким свойством обладает еще бумага?

Вывод: бумага горит.

Вывод:. Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит

Игра цвета» «Таинственные картинки»

 

показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы и оборудование: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход: Предлагается детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Вывод: Если смотреть на мир через цветные стёкла, мы видим его

Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

«Все увидим, все узнаем»

 

познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

 

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

«Выращиваем чудо кристаллы»

 

вырастить кристалл из обыкновенной соли.

 

Материалы и оборудование: Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

Ход: Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкиекристаллы, которые можно будет даже попробовать.

Выводы: Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

«БОРЬБА С НАВОДНЕНИЕМ»

 

: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.

 

Материалы и оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.

Ход: на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разные материалы: бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.

Выводы: хорошо впитывают воду бумажные салфетки, марля, ткань, вата, хуже впитывает губка и простая бумага.

«Цветные льдинки»

 

Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;

 

Материалы и оборудование: акварельные краски, формочки, стаканчики с водой.

Ход: Ребята, давайте сделаем цветные льдинки.

Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду). Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый (красный +жёлтый, зелёный (синяя+жёлтая, фиолетовый (красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.

Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.

Вывод: если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки 

«От чего же зависит плавучесть предметов?»

 

Испытание кораблей

Цель:проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

 

Материалы и оборудование: металлическая пластинка, пробка, стеклянная пластинка, пластилин, чашка с водой.

Ход: «Тонет, не тонет» проверит кораблик металлический, из пробки и стекла, пластилина. Опускаем их в тазик с водой. Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку.

Выводы: Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.

Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

«Пускаем солнечные зайчики»

 

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

 

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход:Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

«Опыты с фонариком»

 

Расширить представление детей о свойствах известных предметов

Материалы и оборудование: фонарики, бумага,стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Ход: дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.

-Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

«Испытание магнита»

познакомить детей с действием магнита.

 

Материалы и оборудование: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход: Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.

«Испытание магнита»

Цель:исследовать действует ли магнит через другие предметы.

Материалы и оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход: А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу, стеклянный стакан.

«Испытание магнита»

Цель: проверить детей на сообразительность.

Материалы и оборудование: скрепки, магнит, крупа (манка, пшено)

Ход: Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Выводы: можно разделить основываясь на свойстве магнитов притягивать всё железное. Скрепки хорошо притягиваются магнитом.

«Испытание магнита»

Цель: исследовать взаимодействие двух магнитов.

Материалы и оборудование: два магнита.

Ход: Опыт«взаимодействие двух магнитов»

«А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец северным (отрицательным) полюсом магнита.

Выводы: Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

«Магнитные свойства можно передать обычному железу».

формировать у детей знания о неживой природе.

 

Материалы и оборудование: магниты, скрепки.

Ход: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

«Надуваем мыльные пузыри».

 

научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование: поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

Ход. Педагог наливает в поднос мыльный раствор, кладет в середину цветок и накрывает его прозрачной воронкой. Дует в трубочку воронки и, после того как образуется пузырь, наклоняет воронку и высвобождает из-под нее пузырь.

На подносе остается цветок под мыльным колпаком. Так образуются мыльные пузыри.

Педагог объясняет, как образуются мыльные пузыри.

Предлагает детям надуть всем мыльные пузыри.

Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания; при надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя; пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

«Солнечные зайчики».

научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков»

Материалы и оборудование: небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.

Ход.Показать детям блики солнца на предметах, объяснить, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики».

Поймать с помощью зеркала луч солнечного света и направить его в нужном направлении. Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене (использовать фольгу, посуду с глянцевым покрытием).

Предложить детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света, объяснить почему ничего не получается (нет яркого света).

Вывод: солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности; они появляются только при ярком свете; можно пускать

солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды.

«Игры с цветными стеклышками»

учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Материалы и оборудование: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.

Ход. Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).

Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.

Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.

Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных листочках.

Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.

«Опыты с бумагой»

 

формировать представления о бумаге и её свойствах

Материалы и оборудование: стаканы с водой, лист бумаги.

Ход: Давайте проведём опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

«Свойство воды»

Какую форму принимает вода

формировать у детей знания о свойствах воды, что она не имеет форму.

Материалы и оборудование: бутылочки, баночки разной формы, с разным размером горлышка. Ложечки пипетки, стаканчики. Воронки.

Ход: Пусть дети нальют её в ёмкость разной формы и разного размера спомощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, шприцев, мензурок. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Секретное письмо»

 

формирование интереса к изучению свойств предметов.

Материалы и оборудование: бумага, молоко (лимонный сок, уксус).

Ход: На чистом листе бумаги сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком или уксусом. Затем лист бумаги нужно нагреть (на батарее) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Секретное письмо»

 

 

Материалы и оборудование: бумага, молоко (лимонный сок, уксус).

Ход: На чистом листе бумаги сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком или уксусом. Затем лист бумаги нужно нагреть (на батарее) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Чудесная лупа»

 

формировать у детей знания о живой и неживой природе.

 

Ход: Если вам понадобилось разглядеть какое либо маленькое существо (муху, комара, паука, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните пищевой плёнкой так, чтобы в середине образовалось углубление. В углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Вывод: слой воды и стекла работают как лупа. Зрительно увеличивают предметы.

Фонтан

 

 

Материалы и оборудование: пластиковая бутылка, вода, шланг.

Ход: возьмите пластиковую бутылку, лучше объёмом в два литра, отрезать у неё дно. В пробке проделать отверстие, и вставить в неё шланг от капельницы (длиной не менее 30 см.). Заделайте отверстие герметически, что бы оно не протекало. (пластилином). Налейте в бутылку воду, закупорев шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках забил рукотворный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.

Вывод: когда уровень воды в бутылке выше, чем в шланге, вода под давлением выливается из шланга фонтаном.

 

«Вертушки»

 

показать работу ветра, как можно определить направление ветра.

 

Материалы и оборудование: бумага, ножницы, гвоздики, деревянные палочки.

Ход: берём лист бумаги (квадрат, разрезаем углы до середины. Затем чрез угол складываем углы и закрепляем гвоздиком. Поворачиваем готовую вертушку по ветру и наблюдаем вращение лопастей.

Вывод: при наличии ветра вертушка вращается. Под действием ветра.

 

Почему плавает подводная лодка?

 

раскрыть секрет подводной лодки

 

Материалы и оборудование: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

Ход: Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду пластиковый стакан и полностью утопите его. Удерживая стакан под водой поставьте его на дне вверх дном. Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку, конец кот орой можно согнуть под углом. Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воздух и стакан поднимется вверх. По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении наоборот – в отсеки подаётся вода.

Выводы: воздух вытесняет воду из стакана.

Что такое звук?

 

формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.

 

Материалы и оборудование: радиоприёмник, зеркало.

Ход: Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется «колебаниями». Когда какой-нибудь предмет колеблется, он вызывает колебание воздуха. Чем дальше мы от источника звука, тем слабее слышен звук.

Что такое «эхо»? Посмотримся в зеркало. Что мы там видим? Себя. Так и со звуком. Он отражается от предметов.

Послушаем музыку, затем источник звука вынесем за дверь. .Так же хорошо слышно? Нет. Это дверь, задерживает колебания воздуха, поэтому звук слышен слабее.

Вывод: звук – это колебания воздуха, которое исходит от источника звука.

Что такое упругость?

формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость.

Материалы и оборудование: резиновый шарик, пластилин.

Ход: В одну руку возьмите резиновый шарик, в другую шарик из пластилина. Бросьте на пол с одинаковой высоты. Почему пластилин не подпрыгивает, а шарик подпрыгивает. Потому что он круглый, или красный или потому что он резиновый?

Вывод:Это объясняется тем, что мяч надут воздухом. При ударе о пол мяч вдавливается и затем выпрямляется. Поэтому отскакивает от пола. Это и есть упругость. А пластилин может вдавиться при ударе, но не выпрямляется, не возвращает свою форму. Т. е. не упругий.

Понятие об электрических разрядах.

 

формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.

 

Материалы и оборудование: воздушные шарики.

Ход: Надуйте небольшой воздушный шарик. Потрите шар о шерсть, мех или волосы и увидите, что шар прилипает ко всем предметам, даже к нам

Вывод: Это объясняется тем, что все предметы имеют электрический разряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

 

Приложение 2

Наполняемости уголков экспериментирования в группе старшего дошкольного возраста.

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними, ёмкости для проращивания семян, луковиц)

5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, кора, листья сыпучие продукты (сахар, соль, манка, пшено, пищевые красители, мыло

6. Технические материалы: гвозди, гайки, магниты, молоточек, доска для забивания

7. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели,вата, марля, шприцы без игл.

6. Материалы по сезону, календари погоды и природы, макеты.

7. Микроскоп, лупа, зеркальца, прозрачные и цветные стёкла, песочные часы, юла, волчок, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, коллекции камней, материалов, тканей, виды бумаги

8. Картотеки с описанием опытов

9. Журнал опытов для зарисовки результатов.

10. Дидактические игры по экологии.

11. Пооперационные карты, алгоритмы, схемы, модели опытов, приготовления простейших блюд (доска, безопасный нож).

12. Литература по окружающему миру, иллюстрированные альбомы, валеологические игры и пособия

 

Смотреть презентацию