Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Технология коллективного творческого дела»

Муниципальное  учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области

«Технология коллективного творческого дела»

Выполнила: Горшенина Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Введение: «Актуальность коллективных творческих дел, их место в современном  дополнительном образовании».
  2. Теоретическая часть:
  • Понятие коллективной творческой деятельности.
  • Организация коллективной творческой деятельности/
  • Методика коллективного творчества.
  • Виды и формы КТД
  1. Практическая часть
  2. Выводы
  3. Литература

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.

Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские и творческие качества.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в детском учреждении  широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Такой деятельностный, творческий,  выдержанный в четкой гражданской позиции подход к воспитанию нынешней молодежи востребован сегодня как никогда. Именно поэтому я и считаю тему моей творческой работы очень важной и актуальной, достойной самого пристального рассмотрения и осмысления.

Цель моей работы: изучить и активно применять в своей повседневной педагогической деятельности технологию коллективного творческого дела.

Задачи:

- формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы

- развитие творческого потенциала обучающихся;

- формирование у детей активной гражданской позиции;

- применение разнообразных, соответствующих нынешнему времени форм,  методов, приемов в воспитании подрастающего поколения.

Теоретическая часть

1. Понятие коллективной творческой деятельности.

Понятие "Коллективное творческое дело" (КТД) было введено в середине 60-х годов. Прежде всего, многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и "свободного воспитания". Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, кипучий, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о "педагогике сотрудничества", называют ее "коллективное творческое воспитание", "воспитание по Иванову".

И.П. Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С. Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В

создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всероссийском лагере "Орленок" принимал участие десант из

сорока членов КЮФ. "Орленок" и "Комсомольская правда" сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П. Иванова.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В. Титова, кандидат педагогических наук; И.Д. Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А. Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

Коллективная творческая деятельность - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет "по ходу", в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы". Ее можно назвать "педагогика социального творчества" или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, дух свободы.

Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни…

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Поэтому оно - дело, но не простое дело, а коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-

практической гражданской заботе. Кроме того, это - творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму,

делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности - ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные "духовные ноги".

2. Организация коллективной творческой деятельности

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД?
  • В какой форме будет проходить КТД?
  • Кого привлечь к участию?
  • К кому обратиться за помощью?
  • Когда провести стартовую беседу?

В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микро группах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микро коллективов и отвечают на вопросы:

  • Что и для кого будем делать?
  • С кем вместе это будем делать?
  • Кто будет участником?
  • Кто и кому будет помогать?

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микро коллектива. Это объединение действует только во время

подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микро коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта.

Пятая стадия – подведение итогов КТД.  Непременным этапом методики организации КТД является коллективный анализ любого проведенного дела, которое мы сами задумали и спланировали, подготовили, осуществили. Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.

По И.П.Иванову, обсуждаются три основных вопроса: 1. Что было хорошо, что удалось и почему? 2. Что не получилось и почему? 3. Что предлагаем на будущее? Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их последовательность.  Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя ключевой момент: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия – последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время вне учебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

3. Методика коллективного творчества определяется 4 основными положениями:

Первое положение- общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных

задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе положение - единство уважения и товарищеской требовательности.

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем - общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет "истинный авторитет" (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Третье положение - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства,

стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое положение - единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей,

воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив - старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое положение - творчество, а не шаблон.

Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

4. Виды и формы КТД

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.
Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.
Основной отличительный признак вида — общая практическая забота, которая выступает на первый план.
Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.
1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у

воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества. 
2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.
3. Познавательные коллективные творческие дела определяются спецификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на первый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны

тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению. 
4.Художественно - эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них — развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре. 
6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое. 
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто

ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, «атаки», десанты, подарки далеким друзьям (ПДД), почта, рейды, сюрпризы разного назначения, защита проектов, различные праздничные вечера и вечера-встречи с интересными людьми или представителями различных профессий, социальных слоев, общественно-политических течений, пресс-бои и пресс-конференции, турниры-викторины, собрания-диспуты и др.
В доме детского творчества р.п. Екатериновка также уделяется серьезное внимание технологии КТД. В каждом объединении ежегодно проводится ни одно творческое дело различного вида и различной формы. Самые тесные контакты при организации и проведении КТД педагоги ДДТ поддерживают с учителями общеобразовательных школ, что позволяет расширить горизонты проведения КТД, сферу возможного влияния и охват участников.

С детьми, занимающимися в объединении «Умелые ручки», чей возрастной диапазон колеблется от 7 до 18 лет, я организую и провожу КТД, рассчитанные на определенные возрастные категории. Иногда в работе над тем или иным делом принимают участие ребята смешанных возрастных

групп. В этом случае старшие товарищи берут шефство над младшими, помогая им самоопределиться с их ролью в совместном мероприятии, найти свое место в общем творческом процессе и в полной мере использовать свои таланты на общее благо.

Ежегодно мы организуем рейды помощи одиноким пожилым людям. Иногда они протекают в виде выполнения каких-либо практических поручений: уборка в доме, наведение порядка на приусадебном участке, приобретение и доставка на дом продуктов и промышленных товаров. А порой ребята устраивают для стариков вечера-посиделки с песнями, стихами, задушевными разговорами и скромными подарками, сделанными своими руками. Каждый из ребят участвует в подобной акции в меру своих возможностей и талантов. Малыши никогда не оказываются на вторых ролях. И именно их незатейливые сувениры, их стихи, песни звучат наиболее искренне, душевно, находя отклик в сердцах пожилых людей.

Особое место в развитии у современной детворы гуманизма, сочувствия и отзывчивости занимают акции по оказанию материальной и моральной поддержки малообеспеченным многодетным семьям и семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Мальчишки и девчонки самостоятельно проводят работу по поиску таких семей. На общем собрании решают вопрос об организации сбора для нуждающихся вещей, одежды, игрушек, канцелярских и постельных принадлежностей. Выделяется группа агитаторов, информирующих школьные коллективы и общественность о проводимой акции. Ребята первыми несут свои подарки на место общего сбора, забирают узлы и сумки от тех, кто откликнулся на почин. Сортируют и приводят в порядок собранные вещи, распределяют их между подопечными. Ну, и, конечно же, преподносят их в такой форме,

чтобы у людей не возникало чувство неловкости и того, что теперь они кому-то обязаны. Подарки вручаются, как правило, после небольшого, можно сказать, домашнего концерта. Больной ребенок в меру его физических и психических возможностей также вовлекается в общее действо. Порой в процессе таких акций завязываются прочные, долговременные дружеские отношения. А это, наверное, одно из самых значимых результатов проводимого дела!

В канун Дня Защитника Отечества и праздника Великой Победы я и мои дети бываем особенно занятыми: стараемся достойно встретить эти праздники. К февральской дате традиционно готовится культурно-массовое мероприятия с привлечением учащихся школы искусств, работников военного комиссариата, солдат, проходивших воинскую службу в рядах российский вооруженных сил; кадровых военных - офицеров запаса. Работа всегда предстоит объемная, затратная по времени и усилиям. Но это того стоит. Каждый такой концерт надолго остается в памяти всех участников. Служит для молодежи хорошим уроком мужественности, гражданственности, патриотизма!

В связи с 70-летием Великой победы  учащиеся объединения «Умелые ручки» провели широкую исследовательскую работу: познакомились со славным боевым прошлым своих земляков, включая близких родственников. Разузнали о места массовых захоронениях красноармейцев, умерших от ран в госпиталях, расположенных на территории Екатериновского района. На основе  собранного материала была подготовлена праздничная программа «Никто не забыт, ничто не забыто», зрителями которой стали учащиеся общеобразовательных школ поселка. Ребята подготовили стенгазету о воинах - екатериновцах, нарисовали портреты своих родственников, вставших на защиту  страны в годы лихолетья. Лучшие работы кружковцев были отправлены на конкурс «Нашей армии герои». По итогам проведенной работы самые активные кружковцы были награждены почетными грамотами от администрации Екатериновского района.

Не только работники Екатериновского Дома детского творчества достойно отметили славную дату. Не остались в стороне и педагоги общеобразовательной школы № 1. Учитель русского языка и литературы Е.А.Сидор по-своему отреагировала на 70-летний юбилей Великой Победы. На протяжении многих лет она являлась сценаристом, режиссером-постановщиком, художником-оформителем и просто идейным вдохновителем юных театралов, объединившихся в школьный театральный кружок «Радуга». Поэтому их подарком ветеранам и всем екатериновцам стала  постановка по пьесе Я. Стельмаха «Размышления о Молодой Гвардии (Спроси когда-нибудь у трав)». Не нужно даже говорить о значимости данного произведения в канун столь грандиозной даты! Этот спектакль затронул за живое всех, кто хоть как-то соприкоснулся с ним: от артистов, до зрителей! Мальчишки и девчонки, «примерившие» на себя судьбы главных героев молодогвардейцев,  наверное, впервые осознали всю глубину человеческой трагедии, человеческого героизма и человеческой подлости.

Ведь в процессе подготовки спектакля, в ходе многочисленных репетиций, долгих задушевных разговоров и искренних откровений они по-настоящему осознали ценность человеческой жизни,  самого понятия Родина, свобода, самопожертвование.  Юные артисты так замечательно вжились в свои роли, так тонко продумали мельчайшие детали театральной постановки, так достоверно страдали, сражались и умирали, что редко кто из зрителей не смахивал тайком слезу. В битком набитом маленьком актовом зале, ставшем на время центром сопротивления молодогвардейцев, равнодушных попросту не оказалось…

Театральная постановка и другие описанные мною мероприятия и акции являют собой яркий пример удавшихся коллективных творческих дел, способных влиять на умы и сердца наших современников, делая их лучше, чище, гуманнее и человечнее.

В конце, опираясь на опыт основоположников теории коллективных творческих дел,  других педагогов, активно внедряющих КТД  в своей повседневной деятельности, и на свой скромный педагогический опыт,

хочется сформулировать главные правила, обеспечивающие реализацию воспитательных возможностей КТД:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Ведь коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе. Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности. 

Используемая литература:

1.И.Иванов Сущность современного воспитания. – М: Наука,2007              

2.И.П.Иванов Лекции по педагогике -  М.: Педагогика, 2008

3.Бартенева И.Ю., Миновская О.В. Образовательный модуль к дистанционным курсам по теме «Инновационные технологии в воспитании» http://si-sv.com/publ/4-1-0-22

4. Анухина М. Г.  КТД (коллективное творческое дело) – современная педагогическая технология http://www.kommunarstvo.ru

5. И. П. Иванов ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ http://www.kommunarstvo.ru