«Судьбы ленинградцев, эвакуированных в Маслянинский район»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Маслянинский межрайонный аграрный лицей»
Исследовательская работа на тему:
«Судьбы ленинградцев,
эвакуированных в Маслянинский район»
Руководитель:
преподаватель, высшая категория
Зиндобрая Галина Владимировна
2020г.
Актуальность темы
Эту тему я считаю актуальной, потому что сейчас молодежь все реже вспоминает о тех годах, о людях, которые героически пережили годы войны. Нельзя забывать ужасы войны, страдания наших родных. Сегодня о войне напоминают монументы и обелиски, фильмы, книги, празднование памятной даты России - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Это помогает понять, насколько важно сегодня сохранить память о своих родных, восстановить утраченную связь поколений, воскресить забытые традиции и ценности, осознать место каждого в истории своего Отечества.
Цель работы:
Поиск и сохранение исторических материалов об односельчанах, эвакуированных из блокадного Ленинграда через издание сборника «Судьбы ленинградцев, эвакуированных в Маслянинский район».
Задачи исследования:
- Собрать воспоминания односельчан, сведения о блокадниках, эвакуированных в Маслянинский район во время Великой Отечественной войны;
- Выяснить, как отразились военные события на судьбах героев нашего исследования;
Судьбы ленинградцев, эвакуированных в Маслянинский район
Курсанты военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ» ведут поисково-исследовательскую работу по теме «Судьбы ленинградцев, эвакуированных в Маслянинский район».
Герои 1 этапа этого исследования – это блокадники города Ленинград, проживающие на территории Маслянинского района. Сегодня в районе их сталось всего шесть - тех, кого в далёком теперь 1942 году вывезли из взятого в кольцо города на Неве на «большую землю». Вывезли – а значит, спасли. Пережив войну в сибирских краях, они могли вернуться назад – в родной Ленинград, но так сложились обстоятельства, что их мамы приняли нелёгкое, наверное, для каждой решение – остаться. В нашем районе проживают дети блокадного Ленинграда: Губинская Валентина Павловна, Екименко Владимир Федорович, Филатова Галина Елисеевна, Толстых Валентина Васильевна, Токарева Галина Ивановна.
В январе 2019 года состоялся урок мужества «Дети, опаленные войной», посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда».
Блокадники Ленинграда Токарева Галина Ивановна, Губинская Валентина Павловна, Филатова Галина Елисеевна приняли участие в мероприятии.
В актовом зале – руководители музеев профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, представители районного Совета ветеранов войны и труда, сотрудники районной библиотеки, курсанты военно-патриотических клубов «ЕРМАК» (школа №3), «РУСЬ» (школа №5), «ПАТРИОТ» (аграрный лицей), учащиеся 1 курса аграрного лицея.
С приветственным словом выступили директор аграрного лицея Смирнов Сергей Викторович, директор областного центра культуры учащейся молодежи Писарева Нина Сидоровна.
О поисково-исследовательской работе выступила по теме «Дети блокадного Ленинграда в Маслянинском районе» руководитель музея «Из прошлого в будущее», преподаватель общественных дисциплин Зиндобрая Галина Владимировна. Она рассказала, что при создании экспозиции по этой теме использовались архивные документы и фотоматериалы государственного архива Новосибирской области, Маслянинского района, а также личные воспоминания детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда в Сибирь. В ней представлено около ста фотографий, наград блокадников, писем, воспоминаний, газет. Собран богатый архивный и документальный материал. Коллектив педагогов и обучающихся, совет ветеранов, совет музея, военно-патриотический клуб «ПАТРИОТ» имени Героя России Н. Ситникова нашего учебного заведения совместно с общественной организацией «Центр гражданской инициативы Маслянинского района» реализует мероприятия, посвященные 75-летию снятия блокады Ленинграда. При поддержке деятельности музеев боевой и трудовой славы в образовательных и общественных организациях министерством региональной политики Правительства Новосибирской области, по итогам конкурса среди некоммерческих организаций был приобретен телевизор, в настоящее время используется на уроках мужества.
Второй этап нашей поисково-исследовательской работы – собрать материал о ленинградцах, эвакуированных в Маслянинский район, в настоящее время не проживающих в районе.
Мы уже можем познакомить сегодня с Ильинским Игорем Михайловичем, в настоящее время проживает в г. Москве. О годах проживания семьи Ильинского И.М. в с. Петушиха с 1942 по 1948 годы можно узнать в его книге «Корни и крылья».
27 апреля 1942 года Исполнительный Комитет Маслянинского районного Совета депутатов трудящихся принял решение №112 о создании Маслянинского детского дома для 100 детей из блокадного Ленинграда. Сейчас идет работа по поиску этих воспитанников. Основу исследовательской работы составляют интервью с односельчанами, воспоминания родных об участниках тех военных трагических событий, совместно с районным историко-краеведческим музеем, музеем образования, центральной районной библиотекой, районным советом ветеранов войны и труда. Записываем рассказы блокадников на видео. Всего в видеоролике «Живое слово блокадников» записано 7 интервью.
На уроке мужества «Дети, опаленные войной» своими воспоминаниями поделилась Губинская Валентина Павловна, с экрана выступили Торопова Людмила Михайловна и Раваева Прасковья Сергеевна.
Инструктор – методист Музея истории профессионального образования Новосибирской области Степанищева Наталья Геннадьевна показала презентацию о блокаднике Константине Николаевиче Зандине, бывшем начальнике областного управления трудовых ресурсов. Зандин Н.К. отвечал за эвакуацию колонны с детьми из блокадного Ленинграда.
Выставку-память «Героический Ленинград - героические люди» оформила и прокомментировала Загородняя Татьяна Ивановна, библиотекарь районной библиотеки.
Личные воспоминания, рассказы о судьбах детей войны воссоздают историю жизни целого поколения, им пришлось переносить все лишения – голод, потерю родных, послевоенную разруху. Испытания определили их жизненные пути, выковали характер, научили полагаться на собственные силы и смекалку.
Для многих наш край стал вторым домом, в жизнь и развитие которого они впоследствии внесли свой вклад, работая на производстве, обучая детей и создавая культуру. Мы гордимся этими людьми и храним память о них!