Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

«СТУПЕНЬКИ ЖИЗНИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» Программа гражданско–патриотического и духовно-нравственного воспитания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа  №1 с  углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области

 

«СТУПЕНЬКИ ЖИЗНИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Программа гражданско–патриотического и духовно-нравственного воспитания

 

учитель начальных классов

Кравчук Л.Н.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и пережи­вает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповто­римым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».

Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов­но-нравственного общения между людьми, как наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Доб­ро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется».

Самое главное - научить человека делать добро и уметь его прини­мать.

Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Предлагаемая программа воспитательной работы «Ступени жизни начальной школы» составлена на основе концепции воспитательной работы МБОУ «Мещеринская СОШ №1» и на основе программы Н.Е.Щурковой. Срок реализации: 2016- 2020 год. Построена на основе, отражающих общие положения воспитательной системы в российских школах.

Сущность этих положений сводится к следующему:

  • Воспитание направлено на всестороннее развитие ребенка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование личности;
  • Формирование личности ребенка происходит в коллективе, жизнь которого строится на основе принципов взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, самостоятельности и ответственности;
  • Воспитательные воздействия классного руководителя направлены на формирование добра, понимания, сознания и поведения детей в их единстве;
  • Воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, организованную деятельность на основе индивидуальных личностных особенностей учащихся;
  • Построение воспитательной системы класса строится на основе развития сильных качеств личности ребенка, вовлечение его в активную деятельность класса, формирование самостоятельности, самоответственности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области выработало единую концепцию воспитательной деятельности по воспитанию и обучению детей и подростков на основе преемственности, сотрудничества и интеграции всех подразделений.

Программа воспитательной работы «Ступеньки жизни начальной школы» рассчитана на 4 года и может являться базовой для составления программы   классному руководителю с 1 по 4 классы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является: создание условий для становления здоровой, нравственной и физической личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, формирование личности, способной к самореализации, самопрезентации,  стремящуюся к самопознанию и саморазвитию.

Руководствуясь основной целью программы, классный руководитель определяет ряд задач:

  1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
  3. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  4. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  5. Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.

Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является гражданско–патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.

Принципы реализации программы

Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса. Они отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

Отношения к этим ценностям, выработанные историческим ходом развития жизни человечества, и составляют содержательный стержень программы воспитания, потому что они в своей системе вбирают, вмещают в себя все частные ценности жизни и, следовательно, ценностные отношения современной культуры.

Наивысшие ценности и есть те основные пять объектов, которые передаются по социально-культурологической эстафете от поколения к поколению. Они вечны и независимы от социальных перемен и государственного устройства.

           Течение школьных лет обучения складывается из перехода детей из одной возрастной группы в другую. И каждая возрастная группа обретает особенную способность к присвоению, то есть, включению в свой внутренний

личностный мир, одной из этих ценностей. Так, возникают пять отношенческих

блоков, заполняющих содержательное поле воспитания:

Человек как наивысшая ценность и уважение человека как ценностное отношение.

Общество как социальное условие жизни человека - и признание безусловного исполнения законов общественной жизни как ценностное отношение.

Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение.

Природа как базовая ценность земной ниши для всех живых существ и любовь к природе как ценностное отношение.

 

«Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение человека к самому себе.

Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения. С одной стороны, отношение как будто не существует: его разом не увидишь, его не измерить, не зафиксировать, оно не доказуемо и предметно не ощутимо. С другой стороны, пластика, мимика, слова, действия, реакции, поведение в целом – всё вкупе выдает существование отношения.

Окружающая жизнь направляет своё влияние на становление единого гармоничного отношения по психологическим каналам: рациональному, эмоциональному и поведенческому. Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие. Подчеркнем ещё раз эту сложность воспитательного процесса: «отношение» есть, и «отношения» нет в реальной материальной практике человека. Оно, отношение, не имеет прямой разовой формы выражения, оно как связь субъекта с объектом интегрирует в себе разум, эмоции, действия субъекта. Оно интегративно, складывается и рождается из этих трех компонентов.

знание

Объект (ценность) эмоции отношение

умения

Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие.

Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее.

Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.

Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь

Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно на разум, эмоции и действия по формуле «осмысление – сопереживание – содеяние».

Тогда деятельность становится реальным отношением. И только тогда организуемая педагогами деятельность детей являет собою плоть воспитательного процесса.

Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде (см.схему №1)

Данное взаимодействие направлено на социально-педагогическое сопровождение школьников, на развитие основных понятий, возникающих в различных жизненных ситуациях, и обеспечение  саморазвития  ученика на основе рефлексии происходящего.

Смотреть работу полностью