Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Статья «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» Старший воспитатель: Ерохина Татьяна АнатольевнаИнновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Эти требования к дошкольным образовательным учреждениям включают такие пункты как обновление содержания воспитательно-образовательного процесса, интеграция информационно-коммуникационных технологий в данный процесс; инновационные формы организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ, в том числе проектная, исследовательская, новая роль педагога ДОУ. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и содействующего развитию ребенка. В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor –наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности[1, с. 166]. Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников. А.В. Мудриr [3, С.123] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. По словам Г.В. Ганьшиной, сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [1, c.168] Сегодня тьюторство динамично вводится в образовательные организации, особенно в свете инклюзивного (интегративного) образования, где роль тьютора как сопровождающего и наставника детей не просто велика, но и крайне необходима. Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития. Данные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей практико-ориентированные технологии к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. В МБДОУ № 103 г. Томска разработана и реализуется программы «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ № 103 посещают 13 детей с ОВЗ и два ребенка инвалида по слуху и с аутизмом. Поэтому сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является актуальным. Целью программы является разработка и апробация системы тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Срок реализации программы тьюторского сопровождения – 1 год, с мая 2017 года по июнь 2018 года. По окончанию программы планируется переход на новую ступень – разработка проекта тьюторского сопровождения педагога ДОУ в рамках сетевого взаимодействия. В части сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ тьютор выполняет ряд трудовых действий: участвует в реализации адаптивных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, проектирует для них адаптированную образовательную среду и обеспечивает ее доступность с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных планов и адаптированных программ, оказывает консультационную поддержку детям и родителям по вопросам создания условий освоения обучающимися индивидуальных планов и адаптированных образовательных программ, разрабатывает и подбирает методические средства для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывает методические рекомендации для педагогов, обновляет знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и др. По итогам реализации программы планируется получить следующие результаты: 1. Разработка системного подхода к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 2. Внедрение в ДОУ активных и интерактивных форм методической поддержки. 3. Разработка и внедрение управленческих механизмов тьюторского сопровождения. 4. Разработка методических рекомендации по использованию интерактивных форм методической поддержки. Таким образом, практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ. Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Список литературы: 1. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации //Современные проблемы науки и образования.- 2017.- № 4. - С. 166- 170. 2. Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186. 3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с.