Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Расскажу в...
08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
07.07.2020 г.
Дорогие друзья, приглашаем принять участия в мероприятиях ЦГМИ "Идея", посвящённых Дню Военно-...
06.07.2020 г.
II Всероссийский конкурс «Кулинарный бенефис»

 

 

 
06.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»
03.07.2020 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвящённый Дню России «Мне о России надо говорить...
03.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «Это гордое слово ОТЕЦ!»

 

 

Статья «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» Старший воспитатель: Ерохина Татьяна АнатольевнаИнновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Эти требования к дошкольным образовательным учреждениям включают такие пункты как обновление содержания воспитательно-образовательного процесса, интеграция информационно-коммуникационных технологий в данный процесс; инновационные формы организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ, в том числе проектная, исследовательская, новая роль педагога ДОУ. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и содействующего развитию ребенка. В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor –наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности[1, с. 166]. Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников. А.В. Мудриr [3, С.123] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. По словам Г.В. Ганьшиной, сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [1, c.168] Сегодня тьюторство динамично вводится в образовательные организации, особенно в свете инклюзивного (интегративного) образования, где роль тьютора как сопровождающего и наставника детей не просто велика, но и крайне необходима. Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития. Данные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей практико-ориентированные технологии к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. В МБДОУ № 103 г. Томска разработана и реализуется программы «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ № 103 посещают 13 детей с ОВЗ и два ребенка инвалида по слуху и с аутизмом. Поэтому сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является актуальным. Целью программы является разработка и апробация системы тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Срок реализации программы тьюторского сопровождения – 1 год, с мая 2017 года по июнь 2018 года. По окончанию программы планируется переход на новую ступень – разработка проекта тьюторского сопровождения педагога ДОУ в рамках сетевого взаимодействия. В части сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ тьютор выполняет ряд трудовых действий: участвует в реализации адаптивных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, проектирует для них адаптированную образовательную среду и обеспечивает ее доступность с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных планов и адаптированных программ, оказывает консультационную поддержку детям и родителям по вопросам создания условий освоения обучающимися индивидуальных планов и адаптированных образовательных программ, разрабатывает и подбирает методические средства для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывает методические рекомендации для педагогов, обновляет знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и др. По итогам реализации программы планируется получить следующие результаты: 1. Разработка системного подхода к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 2. Внедрение в ДОУ активных и интерактивных форм методической поддержки. 3. Разработка и внедрение управленческих механизмов тьюторского сопровождения. 4. Разработка методических рекомендации по использованию интерактивных форм методической поддержки. Таким образом, практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ. Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Список литературы: 1. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации //Современные проблемы науки и образования.- 2017.- № 4. - С. 166- 170. 2. Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186. 3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с.