"Современные подходы к планированию работы с детьми по образовательной области: "социально-личностное развитие" (раздел ППД)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76»
"Современные подходы к планированию работы с детьми
по образовательной области: "социально-личностное развитие"
(раздел ППД)
Разработала
Клинкова Татьяна Владимировна
Воспитатель 1 квалификационной категории
г.Череповец 2017
Пояснительная записка
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
• потребность в движении преобладает над осторожностью;
• стремление подражать взрослым;
• недостаток знаний об источниках опасности;
• переоценка своих возможностей.
Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас — взрослого.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми.
Для этого у нас создана развивающая предметно-пространственная среда по ПДД для проведения образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. У нас есть: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, мы знакомим детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т.д. Слайды, изготовленные родителями, и нами делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Книги и иллюстрации по данной теме.
Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок, мы обращаем внимание детей на движение пешеходов, транспорта. Разъясняем понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т.д. Во время прогулки играем в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз".
Изучить и запомнить азы дорожной грамоты помогли конкурсы и загадки. Правила поведения на проезжей части дети осваивали с помощью игры. Именно через игру у детей в ходе таких мероприятий как:
- Игра-инсценировка «Дядя Степа на работе».
- Театрализованное представление «Зайкины игры».
- Беседы « Где можно играть , а где нельзя», « Что такое перекресток».
- Проблемные ситуации «Зачем нужен регулировщик?», «В городском транспорте».
- Игровые ситуации «Я перехожу дорогу с мамой», «Как транспорт людям помогает?».
С восторгом дети воспринимали сказочных героев, которые помогали им в освоении правил дорожного движения. Все воспитанники активно участвовали в играх, отгадывали загадки, выполняли командные задания, отвечали на вопросы, находили правильные решения в простых и сложных дорожных ситуациях.
С целью закрепления знания детей по ПДД, развития творческой активности детей, логического мышления, внимательности, воспитания культуры безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах был проведен праздник совместно с родителями и сотрудником ГИБДД «У светофора нет выходных».
Знания, полученные в образовательной деятельности, закрепляются в играх. "Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (СМ. Мартынов).
Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры мы подбираем сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.
Мы привлекаем родителей в совместные игры с детьми, участие в конкурсах, викторинах. Изготовление макетов, презентаций. Родители делятся своим опытом воспитания детей дома по данной теме и т.д. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.
Необходимо постараться уберечь малышей
от возможных опасностей,
помочь им, показать пример,
научить правильно и безопасно вести себя на улице!
Сроки Тема месяца |
Тема мероприятия |
Задачи |
Используемые формы, методы, средства |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие |
Умения |
Сентябрь «Краски осени» |
1.Беседа «Правила поведения на участке»
2.Прогулка «Знакомство с улицей»
3.Экскурсия : «Путешествие по улице: правила пешеходов»
|
Содействовать формированию умения знать и называть правила безопасного поведения на участке.
Содействовать формированию умения называть элементарные правила о поведении на улице; представления об улице, дороге, тротуаре.
Содействовать формированию понятия у детей «пешеход». Умение детей называть элементарные правила передвижения пешеходов. |
Беседа. Слайд-шоу по теме. Игра-инсценировка.
Простейшие наблюдения. Ситуационное индивидуальное общение. Загадывание загадок. Чтение стихотворений. Просмотр мультфильма: «Улица полна неожиданностей»
Проблемная ситуация. Простейшие наблюдение. Рассматривание сюжетных картинок. Изготовление макета «Улица города» |
Физическое развитие. Музыкальное развитие. Познавательное развитие.
Коммуникативное развитие. Познавательное развитие.
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Физическое развитие. |
Музыкальный руководитель.
Младший воспитатель. Родители.
Родители. |
Умение детей знать и называть правила безопасного поведения на участке. Умение детей называть различия между дорогой и тротуаром. Умение называть элементарные правила поведения на улице. Умение детей называть элементарные правила поведения передвижения пешеходов. Умение детей оперировать понятием «Пешеход». |
Октябрь «Кем ты хочешь быть» |
1.Наблюдение за светофором
2.ООД: «Дорожные знаки»
3. Игровая ситуация : «Я перехожу дорогу с мамой»
4. Беседа: «Где можно играть, а где нельзя»
|
Содействовать умению детей называть назначение светофора на дороге. Знать его сигналы.
Содействовать умению детей называть назначение дорожных знаков. Умение использовать их в игре по назначению.
Содействовать умению называть правильно дорожные знаки (светофор, зебра), знать, что дорогу можно переходить только со взрослыми.
Содействовать формированию понятия у детей , что может произойти, если ребенок пойдет гулять один. |
Игровая ситуация. Выполнение творческого задания. Показ мультфильма «Дядя Степа -светофор»
Простейшие наблюдения. Выполнение творческих заданий. Самостоятельные игры ( с правилами) Загадывание загадки. Рассматривание предметных картинок.
Показ кукольных представлений по проблемной ситуации. Показ слайдов.
Комментированный показ игровых действий. Беседа, обсуждение. Рассматривание сюжетных картинок. |
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие. Коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Познавательное развитие. Коммуникативное развитие.
|
-
Музыкальный руководитель.
Родители.
- |
Умение детей назвать назначение светофора на дороге, знать его сигналы. Умение детей использовать знание и назначение дорожных знаков в игре. Умение детей называть правильно дорожные знаки, знать ,что дорогу можно переходить только со взрослыми. Умение детей использовать в игре знания, что может произойти, если ребенок играет в неположенном месте.
|
Ноябрь «С чего начинает ся Родина» |
1.Игра «Наш друг- светофор»
2.ООД «Какой бывает транспорт»
3. Беседа «Общественный транспорт в Череповце»
4.Сравнительное наблюдение за автобусом и такси. |
Содействовать формированию представления детей о работе светофора, его цветах.
Содействовать формированию представления у детей о различных видах транспорта.
Содействовать формированию представления детей об общественном транспорте, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, трамвае, такси.
Содействовать формированию у детей представления об особенностях движения автобуса и такси |
Показ кукольных представлений. Ситуационное индивидуальное общение.
Ситуационно- имитированное моделирование действий. Игры с правилами. Рассматривание картинок о транспорте.
Показ ИКТ. Простейшие наблюдения. Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера.
Загадывание загадок. Обсуждение проблемных ситуаций. Рассказ-пояснение. |
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
Физическое развитие. Коммуникативное развитие.
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное.
Познавательное развитие. Коммуникативное развитие. Физическое развитие. |
-
-
-
Младший воспитатель.
|
Умение называть цвета светофора и что обозначает каждый цвет. Умение детей называть и различать виды транспорта. Умение детей знать какой общественный транспорт есть в Череповце и называть его. Умение детей знать и использовать в игре особенности движения автобуса, трамвая и такси по городу.
|
Декабрь «Зимние узоры» |
1. Проблемная ситуация «В городском транспорте»
2. Игровая ситуация «Как транспорт людям помогает»
3. Беседа «Берегись мороза»
4. «Продолжаем знакомство с улицей» |
Содействовать формированию у детей представления о том, как нужно вести себя в общественном транспорте.
Содействовать формированию у детей представления о том, какие бывают машины и каково значение их в жизни человека.(скорая, пожарная, снегоуборочные машины)
Умение детей знать и использовать на практике правила поведения на у улице в мороз.
Содействовать формированию представления о том, что улица делится на несколько частей: проезжая часть, тротуар, перекресток. |
Загадывание загадок. Чтение худ.литературы. Игры-инсценировки. Обсуждение проблемных ситуаций. Образец поведения взрослых.
Загадывание загадок. Чтение худ.литературы. Игры-инсценировки.
Игры-инсценировки. Простейшие наблюдения. Просмотр мультфильма.
Беседа. Рассматривание иллюстраций.
|
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное. Физическое развитие.
Познавательное развитие. Музыкальное развитие. Физическое развитие.
Коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. |
-
Музыкальный руководитель.
-
- |
|
Январь «Сказочный город» |
1.Беседа «Что такое перекресток?»
2. Проблемная ситуация «Зачем нужен регулировщик»
3. Ситуация-загадка «Ребенок играет на перекрестке»
4. Проблемная ситуация « Светофор сломался..» |
Содействовать развитию представления детей о перекрестке и его назначении.
Содействовать представлению детей о регулировщике и его работе на дороге.
Умение детей соблюдать правила поведения на проезжей части.
Умение детей самостоятельно находить выход из сложной ситуации, делать выводы.
|
Ситуационно-имитированное моделирование действий. Игры с правилами.
Ситуационное индивидуальное общение. Показ кукольных представлений по проблемной ситуации.
Образец поведения старших дошкольников. Комментированный показ безопасных действий. Выполнение творческих заданий.
Кукольный показ по проблеме. Обсуждение проблемных ситуаций. Изготовление книжек самоделок. |
Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникативное развитие. |
-
Родители(Рубрика: встреча с интересными людьми)
Дети подготовительной группы. Музыкальный руководитель.
Дети подготовительной группы. Родители. |
|
Февраль «Радуга народно го творчест ва» |
1.Беседа «Метель-пурга.
2. ООД «Для чего нужны дорожные знаки?»
3. «Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»»
4.Дорожная ситуация: « Непослушный ребенок»
|
Содействовать умению детей называть правила поведения во время метели, развивать силу голоса.
Содействовать формированию представления детей о нужности дорожных знаков.
Содействовать умению детей называть и знать дорожный знак «Пешеходный переход». Умение правильно переходить улицу.
Содействовать умению детей высказывать свою т.з., рассуждать. |
Чтение художественной литературы. Рассматривание предметных картинок. Просмотр мультфильма.
Рассказ – пояснение. Игры с правилами. Рассматривание сюжетных картинок.
Выполнение творческих заданий. Игры-инсценировки. Рассматривание предметных картинок.
Показ кукольных представлений. Игровые упражнения. Обсуждение. |
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. |
-
-
-
- |
|
Март «Встречаем весну» |
1.Беседа «Осторожно, сосульки»
2. «Знакомство с дорожным знаком «Внимание, дети»»
3. Дорожная ситуация: «Невнимательный водитель»
4.Беседа «Работник ГБДД»
|
Содействовать формированию представления детей об опасностях, которые могут быть в оттепель.
Содействовать умению детей соблюдать правила поведения на тротуаре. Умение узнавать и находить дорожный знак «Дети»
Содействовать развитию у детей азов дорожной грамоты. Умение делать выводы.
Содействовать формированию понятия о работе ГБДД. |
Объяснение, напоминание. ИКТ. Простейшие наблюдения. Выполнение творческих заданий.
Рассматривание сюжетных картинок. Простейшие наблюдения. Выполнение творческих заданий.
Комментированный показ безопасных действий. Образец поведения старших дошкольников.
Рассказ-пояснение. Обсуждение проблемных ситуаций. Просмотр мультфильма.
|
Коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Коммуникативное развитие. |
-
-
Старшие дощкольники. Музыкальный руководитель.
Родители. (Встреча с интересными людьми) |
|
Апрель «Я люблю свою планету» |
1.Игра-инсценировка «Дядя Степа на работе»
2. Беседа «Опасные ситуации»
3.Игра «Не, зевай, правила соблюдай».
4.Театрализованное представление: «Зайкины игры» |
Содействовать формированию представления детей об ориентировке на дороге.(посмотри «направо-налево»)
Содействовать представлению детей о том, какие могут быть опасности на улице. Умение рассуждать.
Содействовать представлению детей о назначении дорожных знаков. Умение использовать их в игре по назначению.
Содействовать умению детей правильно вести себя в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. |
Игра-инсценировка. Ситуационно- имитированное моделирование действий.
Рассказ-пояснение. Ситуационное индивидуальное общение.
Игры по правилам. Ситуационное индивидуальное общение. Напоминание.
Ситуационно-имитированное моделирование действий. Игровые упражнения. |
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Социально -коммуникативное. Физическое развитие.
Художественно –эстетическое развитие. Физическое развитие. Музыкальное развитие.
|
-
-
-
Родители. Музыкальный руководитель. |
|
Май «Мы едем, едем, едем…» |
1.Проблемная ситуация: «Если ты потерялся..»
2.Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»
3.Игра «Об безопасностях на дороге»
4.Беседа «Опасности природы в летнее время» |
Содействовать формированию представлений у детей о том, что нужно делать в трудной ситуации.
Содействовать представлению детей об опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, как нужно действовать в таких ситуациях.
Содействовать углубленному представлению детей, как вести себя на дороге.
Содействовать формированию представлений детей об особенностях летнего отдыха.(правила поведения на улице, в лесу. Во время грозы и т.д.) |
ИКТ. Чтение художественной литературы. Обсуждение проблемной ситуации. Показ кукольных представлений.
ИКТ. Игры-инсценировки. Комментированный показ безопасных действий.
Игры- инсценировки. Выполнение творческих заданий. Самостоятельные игры(Сюжетные и с правилами). Чтение художественной литературы.
Изготовление книжек малышек. Совместное изготовление стенгазеты. Простейшие наблюдения. Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. |
Коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Физическое развитие. Коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. |
-
-
Родители.
Родители. |
|