Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

"Современная лекция: за и против"

ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж

Шишканова Юлия Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

"Современная лекция: за и против"

Лекционное занятие. Эти слова, выведенные в расписании учебных занятий, у многих студентов вызывают стон разочарования и нежелание посещать занятие. С чем это связано? Ведь именно лекционное занятие – одно из основных, традиционных, в высшем учебном заведении, это время трансляции знаний от преподавателя к студенту, от более знающего к знающему в маньшей степени. Почему же студенты заставляют себя посещать лекции, преодолевая немалое внутреннее сопротивление?

Причин этого немало. Наверное, первой из причин негативного отношения к лекции, на мой взгляд, является слабая мотивация человека к учению. Кто-то из великих сказал: «Если есть – «зачем», человек может вынести почти любое «как»». То есть, если есть реальная выстраданная цель, человек любыми способами готов достичь ее, не обращая внимания на сложности, трудности и преграды. Другое дело, что редко кто готов так относиться к процессу обучения. Мы привыкли считать, что учеба должна быть в радость, приносить удовольствие, не напрягая в максимальной степени.

Во-вторых, современные молодые люди, обладающие «клиповым мышлением», не готовы к восприятию больших объемов научной информации, особенно если она не сдобрена качественной наглядностью, которая, как спасательный круг дает возможность переключиться, отдохнуть.

В-третьих, особой оговорки требует ораторское  мастерство лектора. Его язык, владение образными средствами, техникой речи, способами активизации внимания обучающихся и способами взаимодействия с аудиторией. К сожалению, далеко не все лекторы владеют ими в должной степени.

Ну и, наконец, необходимо помнить, что слушание – один из самых трудоемких и малопродуктивных видов речевой деятельности человека: умение слушать и слышать – далеко не одно и то же, слишком много факторов необходимо соблюсти, чтобы процесс слушания был максимально эффективным. Исследования подтвердили, что максимально человек способен воспроизвести не более 15-20% от услышанной информации, а запомнить надолго – и того меньше. То есть остаточные знания от лекции по прошествии некоторого времени составляют не более 10%.

Так почему же, при таких сложностях, лекционное занятие как вид учебных занятий остается постоянным? 

Наверное, это есть в некоторой степени дань традиции. К тому же это самый экономически выгодный способ трансляции знаний от одного человека большому количеству слушателей. И нельзя забывать о том, что лекция – один из способов формирования учебной деятельности студентов, которые должны овладеть ею на соответствующем уровне, знать правила ее организации.

Но существуют же способы повышения эффективности лекции! Ученые предлагают различные формы активной лекции наравне с традиционной, что позволяет значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории. Проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция-консультация… Выбор велик. Однако самое важное условие повышения качества проведения лекционных занятий – на мой взгляд – желание и готовность лектора работать над этой проблемой, стремиться так организовать лекционное занятие, чтобы интересно было не только преподавателю, но и студентам. В помощь ему – различные методические пособия.

Хочется остановиться еще на одном моменте. Часто, увы, лекцию посещают ради отметки о присутствии – не секрет, что такое условие ставится в самом начале изучения дисциплины. Совершенно другое дело, когда на лекцию идут не ради пресловутого «плюсика», а ради общения с интересным человеком, который щедро делится знаниями, не умаляя опыта студентов и считаясь с их точкой зрения и индивидуальностью. Быть лектором, занятие которого не хочется пропустить – высшая похвала и признание профессиональной компетентности. Но такая оценка возможна при огромных усилиях лектора, который интересен студентам как личность, авторитетен как ученый и вдохновляет как наставник.

Подводя итог, скажу, что в силах лектора так организовать лекционное занятие, чтобы оно приносило удовольствие и результат всем ее участникам. А слушателям по силам изменить отношение к традиционной форме учебных занятий, называемых по традиции лекцией.