Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Сказкотворчество как педагогическая технология»

МУ ДО Раменский Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Раменское Московской обл.

Автор: Новичкова Елена Борисовна,педагог дополнительного образования,

руководитель детского творческого объединения «Театр кукол Буратино»

«Сказкотворчество как педагогическая технология»

В системе дополнительного образования особенно художественной и культурологической направленности такие педагогические. технологии, как: игровая, эвристическая ,  коллективный подход, метод сотрудничества и ТРИЗ являются неотъемлемой,  составляющей  в работе педагога

.Без игрового метода и  творческое решение изобретательных задач ( ТРИЗ) в объединениях театрального направления просто не обойтись.

 Творчески решать задачи в исполнительском мастерстве это одно, а  попытаться самим придумать сказку для будущего спектакля это другое. Для такого сложного  процесса нужна подготовка, и прежде всего знание народных сказок.

«Сказкотворчество» этот термин принадлежит выдающемуся педагогу XX века В.А. Сухомлинскому. Он высоко ставил  сказку в  деле воспитания подрастающего поколения, считая её  образцом народной педагогики и  ценил  выше новейших  кабинетных теорий.

Что такое сказка? Это вымысел, но вымысел не для забавы и развлечения, а вернее, не только для этого, в ней  заложен многовековой опыт человечества: как жить среди людей, как жить в мире природы.

Знать и понимать смысл сказок своего народа, значит осознать себя частью своей родной национальной культуры,  определиться в  моральных установках, воспитать  патриотическое чувство.

 Знать  сказку и разыгрывать её на сцене, уже хорошо,  а вот попробовать сочинить свою  историю, пусть  с помощью педагога  - это более высокий уровень творческого труда. Здесь  необходимо проявить не только  фантазию, но  провести  сюжетную линию  к определённому концу,  идее -  выводу:  «Сказка лож, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»  

Иносказание и метафоры сказки позволяет  творчески осмыслить действительность, понять и взглянуть на привычные вещи с другой, неожиданной стороны .

 Как отмечал Сухомлинский - в сочинительстве сказок, мы воспитываем   чувство красоты, формируем будущую личность. Образный язык сказки способен творить действительно чудеса, он не только развивает мышление и кругозор  ребёнка, учит его говорить по- русски, обогащает его речь. Сказка способна  корректировать  психику ребёнка. Недавно появилось такое понятие, как « сказкотерапия».

Может ли «сказкотворчество» быть педагогической технологией, методом воспитания и  образования? Может, ведь это органично сочетается с таким известными технологиями как: игровая, ТРИЗ – решение изобретательных задач, а также педагогикой коллективного творчества и сотрудничества.

Так с чего начать это  «сказкотворчество»? Начать необходимо с базовых знаний сказок народов мира и  классических авторских сказок, а  потом открывать  горизонты  фантазии ребёнка.

Вот например, совет - как придумать сказку,  от удивительного  писателя - сказочника , автора всем известной сказки о Чипполино  Джанни  Родари.

 Первый совет:   Сказка «на новый лад». Известную сказку пересказать на новый лад,  осовременить её язык и образы, добавить современные реалии, и даже героев.

Например, Колобок   может  встретить не только Зайчика, Волка и Лису, но и Ёжика, или Белочку. Так дополняя действующими лицами сказку – спектакля мы не только  решаем насущную проблему  равной занятости всех  учащихся, каждый получает свою роль, но и начинаем сочинять, фантазировать, придумывать в логике сюжета конечно, новых персонажей, не это ли первая ступень к «сказкотворчеству», ведь мы обогащаем своей фантазией всем известный сюжет.

Только важно следить, чтобы  добавление героев  не  меняла сути самой сказки .  В сказке « Колобок»  например, в финале Лиса должна обязательно обмануть -  обхитрить Колобка, наказать его за самоуверенность и бахвальство. 

Другое дело  детям трудно принять такой финал , ведь  они успевают  полюбить главного героя - Колобка, чувствуя с ним свою идентичность. Тогда   пусть дети  поразмышляют -  как спасти Колобка от Лисы? Вот вам ещё пример «стихотворчества» - изменить финал сказки, не меняя её мораль. Решить эту  задачу творчески,   очень полезно, ведь даёт возможность детям впервые самим  разрешить  проблему, с которыми    придётся не раз  встречаться  в  будущем.

При этом необходимо направить фантазию ребёнка по верному руслу, не Батман  прилетел и спас Колобка, не кто – то чудесный, а более реальный, приближённый к действительности может помочь, ведь все чудеса можно творить самим.

Так один из вариантов решения проблемы может быть например, дедушка и бабушка:  пошли  в лес на поиски пропавшего Колобка, и в последний момент спасти его от Лисы. наказывая впредь от взрослых не убегать .Но принципиально важно - драматическое напряжение сказки не должно ослабевать, преуменьшать опасность  нельзя, детей не стоит  кормить манной кашей, ведь в будущей, самостоятельной жизни им придётся столкнуться с коварными и даже жестокими обманщиками.

А вот вариант второй :  звери, что поначалу хотели  съесть Колобка стали его друзьями и  спасли от коварной Лисы. Но как  превратить опасных зверей в друзей , об этом тоже стоит подумать  и пофантазировать вместе с детьми.

 Как не обмануть противника, а превратить его в друга? Это  можно найти и в народных сказках, когда  медведь, или волк  помогают  главному герою за проявленную доброту к ним. Не в  это ли  мудрое посланием наших предков последующим поколениям?  Полезно сделать такие открытия  ещё в детском возрасте, заложить основу модели будущего поведения – уметь превратить врага в друга.  

Второй способ, можно сочинить сказку,  отвечая на вопрос: «А что было потом?»

Так можно  «Сказку о трёх поросят»продолжить  зимой, да ещё  применив следующий совет Джанни  Родари - «сказка  наизнанку».Пусть не Поросята  бегают от хищника - Волка, а они сами  устроят на него охоту, и так проучат  Волку, что ему ничего не останется, как подружиться с поросятами, или навсегда оставить их в покое.

Множество рецептов есть для сочинительства: это и «Сказочный салат» - компиляция известных сказок и многое другое, что нам предлагает Джанни Родари.  Но не следует   идти на поводу разыгравшейся  фантазии. Соблюдая чувство меры,  не  упускать главный принцип - развлекая обучать, давать пример поведения: как себя вести, в  той, или иной ситуации, а  не загромождать  сказку  многочисленными персонажами, превращаю представление в пёстрый винегрет  из  сказок, и  потонуть в перипетиях  и приключениях.  

Этим  часто грешат новогодних представления, этакие  громкоголосые, пёстрые шоу, что  оглушают  детей, в буквальном  смысле слова.  Мораль таких зрелищ, как правило, притянута за уши, и просто декларируется в финале. Чувство меры должно быть во всём.

Существует  множество приёмов для сочинения сказок.  Например, оживать, очеловечивать вещи. Так можно научить  ребёнка аккуратного отношения,  например, к книжкам.  Придумать сказку о книжках, что  сбежали от хозяина на примере  сказки « Федорино горе» Корнея Чуковского.

 Или применить   «фантастическое вычитание»: вычесть у Зебры  полоски, или хвост у павлина и что с ними станет?
 Можно наделить животных несвойственными им качествами, например :рыбка любила лазит по деревьям, или предметы превращаются во что- то другое. Например, метла вообразила себя космической ракетой.

Необычность, неординарность, и  юмор, насмешка  играют не маловажную роль в сочинении сказок, как и ощущение реальной опасности, о чём было упомянуто выше в ситуации  - наивный доверчивый Колобок и хитрая, коварная Лиса.

Иносказание сказок, взгляд со стороны  способны высмеять недостатки, дурные привычки, предостеречь об опасности  воспитывает лучше, чем все нотации.

Создавать что – то своё, ощутить себя первооткрывателем,  нового сказочного персонажа, или целой сказки, решить проблему в вымышленной ситуации,  вместе с педагогом это более высокий уровень сотрудничества и коллективного творчества, когда дети не просто исполнители, а они ещё и творцы  -  первооткрыватели.

Детям приученным просто запоминать и исполнять очень интересно, самим, пусть при помощи взрослых создать что –то  своё. Так рождаются будущие творцы и в искусстве и науке.

Таким методом мы развиваем в детях  творческое,  мышление, способность к неожиданным решениям и открытиям,  воспитываем не пассивную - исполнительскую, но активную, жизненную позицию в будущем.

Ничем не заменить совместную радость творчества  детей и взрослых, когда педагог  становится немного ребёнком, а ребёнок становиться мудрым фантазёром.

Сказки сочинять вместе с детьми полезно и весело.