«Сказкотворчество как педагогическая технология»
МУ ДО Раменский Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Раменское Московской обл.
Автор: Новичкова Елена Борисовна,педагог дополнительного образования,
руководитель детского творческого объединения «Театр кукол Буратино»
«Сказкотворчество как педагогическая технология»
В системе дополнительного образования особенно художественной и культурологической направленности такие педагогические. технологии, как: игровая, эвристическая , коллективный подход, метод сотрудничества и ТРИЗ являются неотъемлемой, составляющей в работе педагога
.Без игрового метода и творческое решение изобретательных задач ( ТРИЗ) в объединениях театрального направления просто не обойтись.
Творчески решать задачи в исполнительском мастерстве это одно, а попытаться самим придумать сказку для будущего спектакля это другое. Для такого сложного процесса нужна подготовка, и прежде всего знание народных сказок.
«Сказкотворчество» этот термин принадлежит выдающемуся педагогу XX века В.А. Сухомлинскому. Он высоко ставил сказку в деле воспитания подрастающего поколения, считая её образцом народной педагогики и ценил выше новейших кабинетных теорий.
Что такое сказка? Это вымысел, но вымысел не для забавы и развлечения, а вернее, не только для этого, в ней заложен многовековой опыт человечества: как жить среди людей, как жить в мире природы.
Знать и понимать смысл сказок своего народа, значит осознать себя частью своей родной национальной культуры, определиться в моральных установках, воспитать патриотическое чувство.
Знать сказку и разыгрывать её на сцене, уже хорошо, а вот попробовать сочинить свою историю, пусть с помощью педагога - это более высокий уровень творческого труда. Здесь необходимо проявить не только фантазию, но провести сюжетную линию к определённому концу, идее - выводу: «Сказка лож, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»
Иносказание и метафоры сказки позволяет творчески осмыслить действительность, понять и взглянуть на привычные вещи с другой, неожиданной стороны .
Как отмечал Сухомлинский - в сочинительстве сказок, мы воспитываем чувство красоты, формируем будущую личность. Образный язык сказки способен творить действительно чудеса, он не только развивает мышление и кругозор ребёнка, учит его говорить по- русски, обогащает его речь. Сказка способна корректировать психику ребёнка. Недавно появилось такое понятие, как « сказкотерапия».
Может ли «сказкотворчество» быть педагогической технологией, методом воспитания и образования? Может, ведь это органично сочетается с таким известными технологиями как: игровая, ТРИЗ – решение изобретательных задач, а также педагогикой коллективного творчества и сотрудничества.
Так с чего начать это «сказкотворчество»? Начать необходимо с базовых знаний сказок народов мира и классических авторских сказок, а потом открывать горизонты фантазии ребёнка.
Вот например, совет - как придумать сказку, от удивительного писателя - сказочника , автора всем известной сказки о Чипполино Джанни Родари.
Первый совет: Сказка «на новый лад». Известную сказку пересказать на новый лад, осовременить её язык и образы, добавить современные реалии, и даже героев.
Например, Колобок может встретить не только Зайчика, Волка и Лису, но и Ёжика, или Белочку. Так дополняя действующими лицами сказку – спектакля мы не только решаем насущную проблему равной занятости всех учащихся, каждый получает свою роль, но и начинаем сочинять, фантазировать, придумывать в логике сюжета конечно, новых персонажей, не это ли первая ступень к «сказкотворчеству», ведь мы обогащаем своей фантазией всем известный сюжет.
Только важно следить, чтобы добавление героев не меняла сути самой сказки . В сказке « Колобок» например, в финале Лиса должна обязательно обмануть - обхитрить Колобка, наказать его за самоуверенность и бахвальство.
Другое дело детям трудно принять такой финал , ведь они успевают полюбить главного героя - Колобка, чувствуя с ним свою идентичность. Тогда пусть дети поразмышляют - как спасти Колобка от Лисы? Вот вам ещё пример «стихотворчества» - изменить финал сказки, не меняя её мораль. Решить эту задачу творчески, очень полезно, ведь даёт возможность детям впервые самим разрешить проблему, с которыми придётся не раз встречаться в будущем.
При этом необходимо направить фантазию ребёнка по верному руслу, не Батман прилетел и спас Колобка, не кто – то чудесный, а более реальный, приближённый к действительности может помочь, ведь все чудеса можно творить самим.
Так один из вариантов решения проблемы может быть например, дедушка и бабушка: пошли в лес на поиски пропавшего Колобка, и в последний момент спасти его от Лисы. наказывая впредь от взрослых не убегать .Но принципиально важно - драматическое напряжение сказки не должно ослабевать, преуменьшать опасность нельзя, детей не стоит кормить манной кашей, ведь в будущей, самостоятельной жизни им придётся столкнуться с коварными и даже жестокими обманщиками.
А вот вариант второй : звери, что поначалу хотели съесть Колобка стали его друзьями и спасли от коварной Лисы. Но как превратить опасных зверей в друзей , об этом тоже стоит подумать и пофантазировать вместе с детьми.
Как не обмануть противника, а превратить его в друга? Это можно найти и в народных сказках, когда медведь, или волк помогают главному герою за проявленную доброту к ним. Не в это ли мудрое посланием наших предков последующим поколениям? Полезно сделать такие открытия ещё в детском возрасте, заложить основу модели будущего поведения – уметь превратить врага в друга.
Второй способ, можно сочинить сказку, отвечая на вопрос: «А что было потом?»
Так можно «Сказку о трёх поросят»продолжить зимой, да ещё применив следующий совет Джанни Родари - «сказка наизнанку».Пусть не Поросята бегают от хищника - Волка, а они сами устроят на него охоту, и так проучат Волку, что ему ничего не останется, как подружиться с поросятами, или навсегда оставить их в покое.
Множество рецептов есть для сочинительства: это и «Сказочный салат» - компиляция известных сказок и многое другое, что нам предлагает Джанни Родари. Но не следует идти на поводу разыгравшейся фантазии. Соблюдая чувство меры, не упускать главный принцип - развлекая обучать, давать пример поведения: как себя вести, в той, или иной ситуации, а не загромождать сказку многочисленными персонажами, превращаю представление в пёстрый винегрет из сказок, и потонуть в перипетиях и приключениях.
Этим часто грешат новогодних представления, этакие громкоголосые, пёстрые шоу, что оглушают детей, в буквальном смысле слова. Мораль таких зрелищ, как правило, притянута за уши, и просто декларируется в финале. Чувство меры должно быть во всём.
Существует множество приёмов для сочинения сказок. Например, оживать, очеловечивать вещи. Так можно научить ребёнка аккуратного отношения, например, к книжкам. Придумать сказку о книжках, что сбежали от хозяина на примере сказки « Федорино горе» Корнея Чуковского.
Или применить «фантастическое вычитание»: вычесть у Зебры полоски, или хвост у павлина и что с ними станет?
Можно наделить животных несвойственными им качествами, например :рыбка любила лазит по деревьям, или предметы превращаются во что- то другое. Например, метла вообразила себя космической ракетой.
Необычность, неординарность, и юмор, насмешка играют не маловажную роль в сочинении сказок, как и ощущение реальной опасности, о чём было упомянуто выше в ситуации - наивный доверчивый Колобок и хитрая, коварная Лиса.
Иносказание сказок, взгляд со стороны способны высмеять недостатки, дурные привычки, предостеречь об опасности воспитывает лучше, чем все нотации.
Создавать что – то своё, ощутить себя первооткрывателем, нового сказочного персонажа, или целой сказки, решить проблему в вымышленной ситуации, вместе с педагогом это более высокий уровень сотрудничества и коллективного творчества, когда дети не просто исполнители, а они ещё и творцы - первооткрыватели.
Детям приученным просто запоминать и исполнять очень интересно, самим, пусть при помощи взрослых создать что –то своё. Так рождаются будущие творцы и в искусстве и науке.
Таким методом мы развиваем в детях творческое, мышление, способность к неожиданным решениям и открытиям, воспитываем не пассивную - исполнительскую, но активную, жизненную позицию в будущем.
Ничем не заменить совместную радость творчества детей и взрослых, когда педагог становится немного ребёнком, а ребёнок становиться мудрым фантазёром.
Сказки сочинять вместе с детьми полезно и весело.