"Системнодеятельностный подход в образовательном процессе"
Материал, методы и приемы, предложенные в данной статье, можно использовать на любых уроках с переработкой на необходимую тему или даже предметную область.
Автор материала предлагает, в качестве примера, работая по учебной линии «Полярная звезда», рассмотреть темы: «Мы во Вселенной», « Расы и народы», «Биосфера – живая оболочка Земли» - география 5класс (ФГОС ООО).
I. Организационный момент урока, тема: «Мы во Вселенной»:
Использование на данном этапе приема из технологии «Творческих мастерских» - «Индуктора» является оправданным. Запускается музыкальная заставка «Прекрасное далеко» (автор Шумилова Ольга) с песней из детского отечественного фантастического кинофильма «Гостья из будущего». После просмотра будет логичным провести, совместно с учащимися, целепологание и определить задачи урока, при этом можно заострить внимание на том, что 2016 год прошел как Год Российского кино.
II. Изучение нового материала при помощи приема работы с текстом: «Цепочка чтения».
Педагог, являясь координатором, задает направление деятельности: цепочка чтения по абзацам, по рядам, начинаем с 1 парты 2 ряда. Задаем вопрос к, уже прочитанному абзацу.
Или цепочка чтения по вариантам (читает I вариант); или цепочка чтения в шахматном порядке и т.д. (ребенок должен обязательно следить, иначе потеряет свою очередь чтения и место в тексте).
III. Опрос домашнего задания, при помощи приемов «Цепочка…»
1. Прием «Логическая цепочка»
Педагог начинает цепочку:
- …Иванов Петя скажи, пожалуйста, что представляет собой Солнечная система? (и сразу задает задание другому учащемуся) - Иванова Валя будет рецензировать и оценивать ответ Иванова Пети.
Далее, необходимо, если такая форма используется впервые, объяснить обучающимся, что отвечающий задает вопрос рецензору и назначает того, кто будет рецензировать и отвечать следующим, каждый рецензор получает уже две отметки за рецензию и ответ на новый вопрос. На первый взгляд, все сложно, на самом деле дети очень быстро осваивают прием и потом достаточно только говорить «Логическая цепочка» и дети уже понимают, о чем идет речь.
2. Другой прием направлен на запоминание предметных терминов - «Цепочка шагов»:
Педагог задает тему и количество терминов по данной теме.
- Цепочка шагов 5, тема «Мы во Вселенной»
Ребенок делает первый шаг и называет, например, «Звезда». Второй шаг – «Солнечная система». Третий шаг – «Млечный путь». Четвертый шаг – «Галактика». Пятый шаг – «Орбита» и т.д. Чем старше ребенок, тем больше цепочка шагов.
3. Следующий прием – «Цепочка цифровых или геометрических фигур - терминов»
Это терминологический диктант наоборот. Педагог зашифровывает термины под различными геометрическими фигурками, по вариантам, или цифрами, например:
5 - Вселенная 1. Вселенная – это космическое пространство
6 - Солнце 2. Солнце – горячая Звезда Солнечной системы
7 - Млечный путь 3. Млечный путь – наша галактика
8 - Галактика 4. Галактика – это часть Вселенной, звездная система
Педагог читает вопрос:
- Космическое пространство - это?
- Наша галактика – это?
- Горячая звезда Солнечной системы – это?
- Звездная система, часть Вселенной – это?
Дети выбирают фигурку или цифру, несущую правильный ответ и получается
5678 - цифровая или графическая цепочка( смотря как задает педагог)
У педагога заранее заготовлен ключ, и пока дети выполняют какое – то задание, педагог за 2 минуты проверит работу, актуально предложить учащимся самопроверку по готовым ключам или проверку друг друга.
IV. Выход на работу в группах.
Игра «Узнай семью».
Педагог расставляет на парты таблички, например, с названиями рас, тема
«Расы и народы»:
1. Европеоидная 2. Монголоидная 3. Негроидная
Дети, вытягивают талончики с признаками расы, по одной на каждом:
1. - Узкий разрез глаз, - желтоватая кожа, - выступающие скулы, - жесткие прямые черные волосы – признаки монголоидной расы;
2. - Светлая кожа, - прямые или волнистые мягкие волосы, - узкий нос – признаки европеоидной расы;
3. - Темная кожа, - темные глаза, - курчавые волосы, - широкий нос, - толстые губы – признаки негроидной расы
Далее, определяя, какой расе принадлежит признак, они рассаживаются для работы в группе. Педагог может регулировать состав группы по уровню обученности детей, предлагая карточку определенному ребенку, получая гомосоставные - или гетеросоставные - группы. За правильное определение признака ставится либо «ПЛЮС», либо сразу отметка, в зависимости от того, как планирует оценочную деятельность педагог.
V. Работа в группах.
1. Игра «Географическое лото».
Игра представляет собой иллюстрированное лото (автор Мамаева О.Н.),
Рисунки на больших и малых карточках не дублируют друг друга. На больших карточках картинки с изображением географических объектов, а на маленьких карточках текст, дающий описание или отличительные особенности объекта. Педагог раздает каждой группе большие карточки и либо сам читает вопросы на маленьких карточках, либо по назначению или желанию вместо него это делает любой ученик. Ведущий поочередно берет из коробки, предварительно перемешанные и положенные «Лицом» вниз малые карточки и читает, написанный на них текст. Тот из играющих на чьей карте имеется соответствующий тексту рисунок, говорит, что это такое, если ответ правильный , получает карточку и закрывает свой рисунок. Например, ведущий объявляет: «Самая длинная параллель», то у кого есть изображение экватора, говорит – «Экватор» и получает карточку для закрытия картинки.
Выигрывает и получает отметку «ОТЛИЧНО» та группа, которая раньше всех закроет свои карты.
Лото можно изготовить самостоятельно, я использую развивающую игру для детей в возрасте от 10 до 15 лет, которую приобрела за 1 рубль 55 копеек в далекие 90 –е ( мой педагогический стаж составляет 31 год), а «все новое, хорошо забытое старое» сказано не мной, но я полностью согласна.
2. Работа над новым материалом в группах по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли»
Группы получают, заготовленные педагогом, опорные схемы
и задания:
- Составить рассказ по информации, содержащейся на опорных схемах.
Время работы – 15 минут, представление проекта работы в группе - 5 минут.
Учащиеся должны выбрать спикера, который будет представлять совместный продукт, а затем в группе оценить работу каждого учащегося по его вкладу в общее дело.
Разрешается использование учебника, доп. литературы, находящейся на партах, источников интернет – ресурсов (если есть доступ к компьютерам).