Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

"Системнодеятельностный подход в образовательном процессе"

Материал, методы и приемы, предложенные в данной статье, можно использовать на любых уроках с переработкой на необходимую тему или даже предметную область.

 Автор материала предлагает, в качестве примера,  работая по учебной линии «Полярная звезда», рассмотреть темы:  «Мы во Вселенной»,  « Расы и народы», «Биосфера – живая оболочка Земли» - география 5класс (ФГОС ООО).

I. Организационный момент урока, тема:  «Мы во Вселенной»:

Использование на данном этапе приема из технологии «Творческих мастерских» - «Индуктора» является оправданным. Запускается музыкальная заставка «Прекрасное  далеко» (автор  Шумилова Ольга) с песней из детского отечественного  фантастического  кинофильма «Гостья из будущего».  После просмотра будет логичным  провести, совместно с учащимися,  целепологание  и определить задачи урока, при этом можно  заострить  внимание на том, что 2016 год прошел  как  Год  Российского  кино.

II. Изучение нового материала при помощи приема работы с текстом: «Цепочка чтения».

Педагог, являясь координатором,  задает направление деятельности:  цепочка чтения по абзацам,   по рядам,  начинаем с 1 парты 2 ряда.  Задаем   вопрос к,  уже  прочитанному  абзацу.

 Или  цепочка чтения по вариантам (читает  I  вариант);   или цепочка чтения в шахматном порядке и т.д. (ребенок должен обязательно следить, иначе потеряет свою очередь чтения и место в тексте).

III. Опрос домашнего задания, при помощи приемов «Цепочка…»

1. Прием «Логическая цепочка»

Педагог начинает цепочку:

- …Иванов Петя скажи, пожалуйста, что представляет собой Солнечная система? (и сразу задает задание другому учащемуся)  - Иванова Валя будет рецензировать и оценивать ответ Иванова Пети.

 Далее,  необходимо, если такая форма используется впервые, объяснить обучающимся, что отвечающий задает вопрос  рецензору  и назначает того, кто будет рецензировать и отвечать следующим, каждый  рецензор  получает уже две отметки за рецензию и ответ на новый вопрос. На первый взгляд, все сложно, на самом деле дети очень быстро осваивают прием и потом достаточно только говорить «Логическая цепочка» и дети уже понимают, о чем идет речь.

2. Другой прием направлен на запоминание предметных терминов -  «Цепочка шагов»:

Педагог задает тему и количество терминов по данной теме.

- Цепочка шагов 5, тема «Мы  во Вселенной»

 Ребенок делает  первый шаг и называет, например,   «Звезда».   Второй шаг  – «Солнечная система». Третий шаг  – «Млечный путь». Четвертый  шаг – «Галактика».  Пятый шаг  – «Орбита» и т.д. Чем старше ребенок, тем больше цепочка шагов.

3. Следующий прием – «Цепочка цифровых или  геометрических фигур -  терминов»

Это терминологический диктант наоборот. Педагог зашифровывает термины под различными геометрическими фигурками,  по вариантам, или цифрами, например:

      5 - Вселенная           1. Вселенная – это  космическое пространство

      6 - Солнце                2. Солнце – горячая  Звезда Солнечной системы

      7 -  Млечный путь    3. Млечный путь – наша  галактика

      8 - Галактика           4. Галактика – это часть Вселенной, звездная система

Педагог читает вопрос:

- Космическое пространство -  это? 

- Наша галактика – это?

- Горячая звезда Солнечной системы – это?

- Звездная система, часть Вселенной – это?

Дети выбирают фигурку или цифру, несущую правильный ответ и получается

       5678               - цифровая или графическая цепочка( смотря как задает педагог)

У педагога  заранее заготовлен  ключ,  и пока дети выполняют какое – то  задание, педагог за 2 минуты проверит работу, актуально предложить учащимся самопроверку по готовым ключам или проверку друг друга.

IV. Выход на работу в группах.

Игра «Узнай семью».

Педагог расставляет на парты таблички, например, с названиями рас, тема

«Расы и народы»:

1. Европеоидная            2. Монголоидная              3. Негроидная

Дети, вытягивают талончики с признаками расы, по одной на каждом:

1.  - Узкий разрез глаз, -  желтоватая кожа, - выступающие скулы, - жесткие прямые черные волосы –  признаки монголоидной расы;

2. - Светлая кожа, - прямые или волнистые мягкие  волосы, - узкий нос – признаки европеоидной расы;

3. - Темная кожа, - темные глаза, - курчавые волосы, - широкий нос, - толстые губы – признаки негроидной расы

Далее, определяя, какой расе принадлежит признак, они рассаживаются для работы в группе. Педагог может регулировать состав группы по уровню обученности  детей, предлагая карточку определенному ребенку, получая гомосоставные  -  или  гетеросоставные -  группы. За правильное определение признака ставится либо «ПЛЮС»,  либо сразу отметка, в зависимости от того, как планирует оценочную деятельность педагог.

V. Работа в группах.

1. Игра «Географическое лото».

Игра  представляет собой иллюстрированное лото (автор Мамаева О.Н.),

Рисунки на больших и малых карточках не дублируют друг друга. На больших карточках картинки с изображением географических объектов, а на маленьких карточках текст, дающий описание или отличительные особенности объекта. Педагог раздает каждой группе большие карточки и либо сам читает вопросы на маленьких карточках,  либо по назначению  или желанию вместо него это делает любой ученик. Ведущий поочередно берет из коробки,  предварительно перемешанные и положенные «Лицом» вниз малые   карточки и читает, написанный на них текст. Тот из  играющих на чьей карте имеется соответствующий тексту рисунок, говорит, что это такое, если ответ правильный , получает карточку и закрывает свой рисунок. Например, ведущий объявляет: «Самая длинная параллель», то у кого есть изображение экватора, говорит – «Экватор» и получает карточку для закрытия картинки.

Выигрывает и получает отметку «ОТЛИЧНО»  та группа, которая раньше всех закроет свои карты.

Лото можно изготовить самостоятельно, я использую развивающую игру для детей в возрасте от 10 до 15 лет, которую приобрела за 1 рубль 55 копеек в далекие 90 –е ( мой педагогический стаж составляет 31 год), а «все новое, хорошо забытое старое» сказано не мной, но я полностью согласна.

2. Работа над новым материалом  в группах  по теме:  «Биосфера – живая оболочка Земли»

Группы получают, заготовленные педагогом,   опорные схемы

и задания:

- Составить рассказ  по информации, содержащейся на  опорных схемах.

Время работы – 15 минут, представление проекта работы в группе -  5 минут.

Учащиеся должны выбрать спикера, который будет представлять совместный продукт, а затем в группе оценить работу каждого учащегося по его вкладу в общее дело.

Разрешается использование учебника, доп. литературы, находящейся  на партах, источников  интернет – ресурсов (если есть доступ к компьютерам).