Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников

МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова»

п. Коноша Архангельской области

 

Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном

воспитании младших школьников.

 

Копосова Любовь Павловна,

учитель начальных классов

 

 

Системно-деятельностный подход играет важную роль не только в обучении, но и в воспитании школьников. Поэтому в своей работе стараюсь как можно чаще прибегать к практической деятельности всех участников воспитательного процесса. По моему мнению, одним из ведущих направлений воспитания является духовно-нравственное.

Цель духовно-нравственного воспитания, которую я ставлю перед собой:

обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В этом очень помогает программа «Истоки», автор А.В. Камкин.Это, пожалуй, единственный предмет в школе, на котором можно поговорить с детьми о душе и по душам. Ведь дома на духовные темы с ними так мало разговаривают. К примеру, в 3 классе мы изучаем тему «Вера. Надежда. Любовь. София». Очень серьёзные нравственные ценности обсуждаем с детьми: верность, правда, честь, терпение, согласие, послушание, любовь, дружба, милосердие. Детям всегда есть, что сказать, привести пример из жизни, есть возможность порассуждать над вечными ценностями и задать вопрос.

Очень важно, чтобы в духовно-нравственном воспитании родители были единомышленниками и помощниками. Поэтому создатели «Истоков» разработали программу «Воспитание на социокультурном опыте». Родители частые гости и участники наших занятий. Например, в 1 классе в самом начале учебного года детям необходимо было найти друзей в классе. Родители нам помогали строить «Радугу дружбы». Это проект, который рождается с помощью детей и родителей на занятии.

 

Во втором классе прошёл праздник «Тепло родного очага». Дети вместе с родителями представляли проекты о своей родословной, семейных реликвиях, традициях и увлечениях семей.

 

На занятии «Труд – дело чести» дети рассказывали о профессиях родителей, а те в свою очередь помогали выполнять практические задания детям. Все вместе пришли к выводу, что согласие, терпение, вера в свои силы и помощь Божию помогают в труде.

 

В 3 классе традиционно провожу мероприятие «Поговорим о дружбе». Родители рассказывают о своей многолетней дружбе, учат ребят прощать, уступать, выручать и защищать друга. Дети рассказывают о своей дружбе, читают сочинения, дарят друзьям подарки. Завершилось занятие песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

 

В 4 классе дети готовятся к переходу в среднее звено. Поэтому здесь уместно занятие «Слово родителей». Слово родителей всегда почиталось на Руси. Им благословляли на добрые дела, отправляли в путь, давали напутствие. Родители на таком мероприятии дают своё благословение на дальнейшую учёбу, желают честно трудиться, дружно жить в коллективе, помогать друг другу. Дети дают обещание стараться в учёбе, дружить, преодолевать трудности.

 

Как видите, дети и родители не просто слушатели на занятии, они активные участники в создании проектов.

Самое нетрадиционное мероприятие - этобыл классный час по теме «Слово «жить». В гости к 1 классу были приглашены ученики 10 класса. Что значит это слово «жить»? Для чего мы живём? Что доброго можем сделать сейчас и в будущем? Малышам легче было рассуждать, ведь этому мы учились на «Истоках». Вместе обсуждали притчу, слушали песню, высказывали своё мнение. В конце занятия мы все вместе создали «дерево жизни», на листочках которого мы написали, что хотели бы важного и полезного сделать в будущем. Были такие ответы: лечить людей, создать большую дружную семью, помогать бездомным животным, заботиться о родителях, стать президентом, построить дом для мамы и папы и так далее.

Второе подобное мероприятие называлось «Я люблю свой край родной». Старшеклассники рассказывали малышам, что они знают о Коноше. Самым интересным моментом было создание проекта «Коноша в будущем». Дети разбились на группы и на листе бумаги рисовали то, как они представляют свой посёлок через 20-30 лет. Старшие организовывали работу в группах и помогали младшим. Детям очень понравилось работать вместе и потом спрашивали: «Когда к нам снова придут десятиклассники?»

В течение всех четырёх лет каждый ученик пишет свою «Первую книгу». Им в этом помогают родители. Всё самое ценное, доброе, мудрое, что дети узнали на «Истоках», они оформляют на страницах своей книги. Вот названия некоторых страниц книги: «Здравствуй, школа!», «Родной очаг», «Мои родители», «Образ защитника Отечества», «Семейный праздник», «Труд – дело чести», «Мир и согласие добрую надежду рождают», «Доверие доброму опыту».

 

Мои ученики являются участниками православных чтений. В 2019 году Носков Павел выступал на православных чтениях в г. Няндома. В 2017 году Смирнова Анастасия заняла 1 место в региональном этапе всероссийского конкурса рисунков «Красота Божьего мира».В 2019 году Карпова Арина заняла 3 место в областном конкурсе с работой «Семейная реликвия. Икона Вседержителя».

 

Очень хочется, чтобы всё, о чём мы говорим в школе, задело сердца детей. В начальных классах возраст благодатный для этого. С самого раннего возраста необходимо закладывать зёрнышки веры, надежды и любви. Всем коллегам желаю не бояться окунуться в предмет «Истоки». Вы очень многое приобретёте для собственного развития и развития своих учеников. Всего вам доброго!