Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников
МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова»
п. Коноша Архангельской области
Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном
воспитании младших школьников.
Копосова Любовь Павловна,
учитель начальных классов
Системно-деятельностный подход играет важную роль не только в обучении, но и в воспитании школьников. Поэтому в своей работе стараюсь как можно чаще прибегать к практической деятельности всех участников воспитательного процесса. По моему мнению, одним из ведущих направлений воспитания является духовно-нравственное.
Цель духовно-нравственного воспитания, которую я ставлю перед собой:
обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В этом очень помогает программа «Истоки», автор А.В. Камкин.Это, пожалуй, единственный предмет в школе, на котором можно поговорить с детьми о душе и по душам. Ведь дома на духовные темы с ними так мало разговаривают. К примеру, в 3 классе мы изучаем тему «Вера. Надежда. Любовь. София». Очень серьёзные нравственные ценности обсуждаем с детьми: верность, правда, честь, терпение, согласие, послушание, любовь, дружба, милосердие. Детям всегда есть, что сказать, привести пример из жизни, есть возможность порассуждать над вечными ценностями и задать вопрос.
Очень важно, чтобы в духовно-нравственном воспитании родители были единомышленниками и помощниками. Поэтому создатели «Истоков» разработали программу «Воспитание на социокультурном опыте». Родители частые гости и участники наших занятий. Например, в 1 классе в самом начале учебного года детям необходимо было найти друзей в классе. Родители нам помогали строить «Радугу дружбы». Это проект, который рождается с помощью детей и родителей на занятии.
Во втором классе прошёл праздник «Тепло родного очага». Дети вместе с родителями представляли проекты о своей родословной, семейных реликвиях, традициях и увлечениях семей.
На занятии «Труд – дело чести» дети рассказывали о профессиях родителей, а те в свою очередь помогали выполнять практические задания детям. Все вместе пришли к выводу, что согласие, терпение, вера в свои силы и помощь Божию помогают в труде.
В 3 классе традиционно провожу мероприятие «Поговорим о дружбе». Родители рассказывают о своей многолетней дружбе, учат ребят прощать, уступать, выручать и защищать друга. Дети рассказывают о своей дружбе, читают сочинения, дарят друзьям подарки. Завершилось занятие песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
В 4 классе дети готовятся к переходу в среднее звено. Поэтому здесь уместно занятие «Слово родителей». Слово родителей всегда почиталось на Руси. Им благословляли на добрые дела, отправляли в путь, давали напутствие. Родители на таком мероприятии дают своё благословение на дальнейшую учёбу, желают честно трудиться, дружно жить в коллективе, помогать друг другу. Дети дают обещание стараться в учёбе, дружить, преодолевать трудности.
Как видите, дети и родители не просто слушатели на занятии, они активные участники в создании проектов.
Самое нетрадиционное мероприятие - этобыл классный час по теме «Слово «жить». В гости к 1 классу были приглашены ученики 10 класса. Что значит это слово «жить»? Для чего мы живём? Что доброго можем сделать сейчас и в будущем? Малышам легче было рассуждать, ведь этому мы учились на «Истоках». Вместе обсуждали притчу, слушали песню, высказывали своё мнение. В конце занятия мы все вместе создали «дерево жизни», на листочках которого мы написали, что хотели бы важного и полезного сделать в будущем. Были такие ответы: лечить людей, создать большую дружную семью, помогать бездомным животным, заботиться о родителях, стать президентом, построить дом для мамы и папы и так далее.
Второе подобное мероприятие называлось «Я люблю свой край родной». Старшеклассники рассказывали малышам, что они знают о Коноше. Самым интересным моментом было создание проекта «Коноша в будущем». Дети разбились на группы и на листе бумаги рисовали то, как они представляют свой посёлок через 20-30 лет. Старшие организовывали работу в группах и помогали младшим. Детям очень понравилось работать вместе и потом спрашивали: «Когда к нам снова придут десятиклассники?»
В течение всех четырёх лет каждый ученик пишет свою «Первую книгу». Им в этом помогают родители. Всё самое ценное, доброе, мудрое, что дети узнали на «Истоках», они оформляют на страницах своей книги. Вот названия некоторых страниц книги: «Здравствуй, школа!», «Родной очаг», «Мои родители», «Образ защитника Отечества», «Семейный праздник», «Труд – дело чести», «Мир и согласие добрую надежду рождают», «Доверие доброму опыту».
Мои ученики являются участниками православных чтений. В 2019 году Носков Павел выступал на православных чтениях в г. Няндома. В 2017 году Смирнова Анастасия заняла 1 место в региональном этапе всероссийского конкурса рисунков «Красота Божьего мира».В 2019 году Карпова Арина заняла 3 место в областном конкурсе с работой «Семейная реликвия. Икона Вседержителя».
Очень хочется, чтобы всё, о чём мы говорим в школе, задело сердца детей. В начальных классах возраст благодатный для этого. С самого раннего возраста необходимо закладывать зёрнышки веры, надежды и любви. Всем коллегам желаю не бояться окунуться в предмет «Истоки». Вы очень многое приобретёте для собственного развития и развития своих учеников. Всего вам доброго!