Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Павловский аграрный техникум»

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Фальшина Ольга Иосифовна,

преподаватель социально - 

гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

Компетентностный подход – это как  привидение: все о нем говорят,
но мало кто его видел…
Б. Д. Эльконин

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой  реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Общие  компетенции  означают  совокупность социально  –  личностных    качеств    выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном    квалификационном     уровне, под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний  и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности. 

Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и обучающегося равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.

Вопросы активизации учения обучающихся относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем современной педагогической науки и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

 Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию обучающихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе.

Принцип активности обучаемого в учебном процессе был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы преподавателя).

В условиях информационного общества требуется принципи­альное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки и рост объема самостоя­тельной работы студентов .

Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность обучающихся.

Примеры из опыта работы  по формированию общих компетенций при выполнении  самостоятельной работы на уроках

Общие компетенции

Самостоятельная работа студентов на уроках

Дисциплина

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество

Заполните таблицу «Отличие философии Древнего Китая от философии Древней Индии»

 

 

Философия Древней

Индии

Философия Древнего Китая

  1. Основа бытия
  2. Отношение к жизни и смерти
  3. отношение к  философам,  мудрецам
  4. нравственные
  5. качества   человека

 

 

Прочитайте высказывания Конфуция:

1. «Не печалься  о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей»;

2. «В дела другого не входи, когда не на его ты месте»;

3«Слушаю слова людей и смотрю на их действия»;

4.«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения»

Как вы понимаете каждое из них, поразмышляйте, обоснования запишите в тетради.

Основы философии

 

ОК3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

Выполните задания и ответьте на вопросы, ознакомившись с параграфом «Социальная структура» с.211-212 (Губин  В.Д. Основы философии):

1. Составьте схему «Социальная структура российского общества».

2. Какова структура «среднего класса» в развитых странах?

3. К какому классу или слою общества вы хотели принадлежать? Какими сдвигами в сознании нашего общества объясняется тот факт, что в 1960-х все мечтали стать космонавтами, а сейчас бизнесменами? Только высокими доходами бизнесмена, или есть более серьезные причины?

Основы философии

ОК4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПЗ «Политические события в Восточной Европе конца 1980-х начала1990-хгг.» Группа разделена на пять микрогрупп, каждая готовит сообщение и заполняет таблицу:

Первая микрогруппа – ГДР

Вторая  микрогруппа – Венгрия

Третья  микрогруппа – Румыния

Четвертая  микрогруппа – Польша

Пятая микрогруппа   -  Чехословакия

 

Польша

Чехословакия

Венгрия

ГДР

Румыния

  1. 1.Наличие  революционной ситуации

 

  1. 2.Наличие оппозиционных сил

 

  1. 3.Нежелание правящей партии осуществлять реформы

 

  1. 4.Отстранение от власти правящей партии

 

  1. 5.Особенности революционных преобразований

 

 

 

 

 

История

ОК5. использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Семинарское занятие «Основные направления социально – экономической политики в период президентства Д. Буша и Б.Клинтона. Подготовка сообщений в форме презентации

 

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами

 ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания

 ОК12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПЗ  «Основные понятия немецкой классической философии».  Каждая группа получает задание: рассмотреть философские взгляды

И. Канта-1группа;

Г.В.Ф. Гегеля-2 группа

Л. Фейербаха -3группа.

Задание 1 микрогруппы

  1. 1. Сформулируйте и запишите  моральные законы Канта.
  2. 2.Приведите примеры из современной жизни, которые подтверждают или опровергают  моральные законы Канта.

3.Согласны ли вы с точкой зрения И.Канта, что совесть - это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас?

Основы философии

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение ПЗ. Сопоставление личности философа и его философской системы.

 

Основы философии

Примеры из опыта работы  по формированию общих компетенций при выполнении внеаудиторной работы.

Общие компетенции

Внеаудиторные задания

дисциплина

     

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Подготовка сообщения «Престижность профессиональной деятельности»

 Обществознание

ОК2Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество

Практические задания по работе с оригинальными текстами, например, Платон «Апология Сократа» (составление тезисного конспекта, ответы на контрольные вопросы;

составление перечня профилактических мероприятий «Опасность наркомании»

 

Основы философии

ОК3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

  Выполнение проблемных заданий:

  • В чём величие и трагизм династии Неру – Ганди?
  • Согласны ли вы с мнением, что Индия – это супердержава ХХI века?

 

История

 

ОК4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Подборка материалов СМИ «Современная демографическая ситуация в России»

Обществознание

 

ОК5 использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Подготовка сообщения «Современный Китай» (можно в виде презентации).

История

ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

Подготовка сообщений– презентаций «Страны  Латинской Америки сегодня (Куба, Чили, Никарагуа, Мексика, Бразилия, Аргентина и другие»

История

ОК7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания 

Подготовка проектного задания «Философская система нашего времени: основные черты»

Основы философии

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Подготовка эссе  «Смысл жизни», «Значимость социального знания»

Основы философии, Обществознание

 

Задачами преподавателя являются:

  • мотивация познавательной деятельности студентов в про­цессе самостоятельной работы;
  • формирование культуры ум­ственного труда для организации самостоятельной работы;
  •  повышение качества знаний по изучаемым дисциплинам и интереса к будущей профессии;
  • развитие навыков самостоятельного творческого осмысления полученных знаний.

Таким образом, самостоятельная работа студента способствует формированию   общих и профессиональных компетенций.