САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Павловский аграрный техникум»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Фальшина Ольга Иосифовна,
преподаватель социально -
гуманитарных дисциплин
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и обучающегося равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.
Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.
Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию обучающихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе.
Принцип активности обучаемого в учебном процессе был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы преподавателя).
В условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки и рост объема самостоятельной работы студентов .
Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность обучающихся.
Примеры из опыта работы по формированию общих компетенций при выполнении самостоятельной работы на уроках
Общие компетенции |
Самостоятельная работа студентов на уроках |
Дисциплина |
||||||||||||
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество |
Заполните таблицу «Отличие философии Древнего Китая от философии Древней Индии»
Прочитайте высказывания Конфуция: 1. «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей»; 2. «В дела другого не входи, когда не на его ты месте»; 3«Слушаю слова людей и смотрю на их действия»; 4.«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения» Как вы понимаете каждое из них, поразмышляйте, обоснования запишите в тетради. |
Основы философии |
||||||||||||
ОК3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
Выполните задания и ответьте на вопросы, ознакомившись с параграфом «Социальная структура» с.211-212 (Губин В.Д. Основы философии): 1. Составьте схему «Социальная структура российского общества». 2. Какова структура «среднего класса» в развитых странах? 3. К какому классу или слою общества вы хотели принадлежать? Какими сдвигами в сознании нашего общества объясняется тот факт, что в 1960-х все мечтали стать космонавтами, а сейчас бизнесменами? Только высокими доходами бизнесмена, или есть более серьезные причины? |
Основы философии |
||||||||||||
ОК4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ПЗ «Политические события в Восточной Европе конца 1980-х начала1990-хгг.» Группа разделена на пять микрогрупп, каждая готовит сообщение и заполняет таблицу: Первая микрогруппа – ГДР Вторая микрогруппа – Венгрия Третья микрогруппа – Румыния Четвертая микрогруппа – Польша Пятая микрогруппа - Чехословакия
|
История |
||||||||||||
ОК5. использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности |
Семинарское занятие «Основные направления социально – экономической политики в период президентства Д. Буша и Б.Клинтона. Подготовка сообщений в форме презентации |
|
||||||||||||
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания ОК12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
ПЗ «Основные понятия немецкой классической философии». Каждая группа получает задание: рассмотреть философские взгляды И. Канта-1группа; Г.В.Ф. Гегеля-2 группа Л. Фейербаха -3группа. Задание 1 микрогруппы
3.Согласны ли вы с точкой зрения И.Канта, что совесть - это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас? |
Основы философии |
||||||||||||
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Выполнение ПЗ. Сопоставление личности философа и его философской системы.
|
Основы философии |
Примеры из опыта работы по формированию общих компетенций при выполнении внеаудиторной работы.
Общие компетенции |
Внеаудиторные задания |
дисциплина |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Подготовка сообщения «Престижность профессиональной деятельности» |
Обществознание |
ОК2Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество |
Практические задания по работе с оригинальными текстами, например, Платон «Апология Сократа» (составление тезисного конспекта, ответы на контрольные вопросы; составление перечня профилактических мероприятий «Опасность наркомании» |
Основы философии |
ОК3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
Выполнение проблемных заданий:
|
История
|
ОК4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
Подборка материалов СМИ «Современная демографическая ситуация в России» |
Обществознание |
ОК5 использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности |
Подготовка сообщения «Современный Китай» (можно в виде презентации). |
История |
ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. |
Подготовка сообщений– презентаций «Страны Латинской Америки сегодня (Куба, Чили, Никарагуа, Мексика, Бразилия, Аргентина и другие» |
История |
ОК7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания |
Подготовка проектного задания «Философская система нашего времени: основные черты» |
Основы философии |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Подготовка эссе «Смысл жизни», «Значимость социального знания» |
Основы философии, Обществознание |
Задачами преподавателя являются:
- мотивация познавательной деятельности студентов в процессе самостоятельной работы;
- формирование культуры умственного труда для организации самостоятельной работы;
- повышение качества знаний по изучаемым дисциплинам и интереса к будущей профессии;
- развитие навыков самостоятельного творческого осмысления полученных знаний.
Таким образом, самостоятельная работа студента способствует формированию общих и профессиональных компетенций.