Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 44 Г. ТВЕРИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Степаненко Нелли Оттовна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Гимназия № 44 г. Твери»

Пояснительная записка

        Работа представляет собой методические рекомендации для учителя начальных классов по организации урока на основе системно-деятельностного подхода. Определены личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе. Раскрыто определение деятельности и ее структурных компонентов. Описаны приемы работы при проведении урока в режиме проблемно-диалогической технологии.

       В процессе подготовки работы была использована следующая литература:

1. Бунеева Е. В. Русский язык. 1 – 2 классы: Методические рекомендации для учителя. – М.:  Баласс, 2010.

2.  Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. 1999. № 7.

3.  Демидова Т. Е. и др. Особенности содержания курса математики в 1-4 классах //

     Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.

4.  Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

5.  Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

6.  Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова  и  др; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –

2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Реализация системно-деятельностного подхода

на уроке в начальной школе

   Цель современного образования – функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий, понимающий, умеющий жить среди людей. Миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье: найти свое место в жизни, построить семью, достичь успеха в профессии.

 Фундаментальной основой формирования  функционально грамотной личности является развитие у учащихся общеучебных умений: организационных,  интеллектуальных, оценочных и коммуникативных. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и достижение школьником личностных результатов.  Система обучения направлена на развитие у учащегося умения учиться, работать в команде, способности к самоизменению и саморазвитию, умения наиболее эффективно использовать информацию.

         Очевидно, что реализовать такие цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации  и самооценки, опыт коммуникативного воздействия – то есть формируются те «способности  к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег и другие великие педагоги и психологи.

       Исходя из планируемых результатов по формированию УУД, сформулированных в примерной образовательной программе, определяются личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом, между целью деятельности и ее результатом;

- делать выбор при поддержке одноклассников и учителя, как поступить, быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;

- определять и высказывать самые простые правила поведения при сотрудничестве;

- оценивать поступки людей;

- понимать эмоции других людей;

- осознавать роль языка в речи;

- эмоционально проживать текст;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;

- называть и объяснять свои чувства от созерцаемых предметов.

Регулятивные:

- готовить «рабочее место», все необходимое для включения в учебную деятельность;

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- овладевать умением прогнозировать;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- учиться   совместно    с учителем    и другими   учениками  давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- учиться определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные:

- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопрос в тексте, иллюстрациях;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать, классифицировать, обосновывать основания классификации и критерии сравнения;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей;

- формулировать тезис и приводить доказательства к нему;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подробно пересказывать небольшие тексты, рассказывать наизусть;

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- донести   свою  позицию до   других, оформлять  свои мысли   в устной  форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе,  выполняя различные роли (лидера, исполнителя);

- владеть двумя формами речи  (диалогической и монологической);

- выразительно   читать и   пересказывать   текст    в соответствии  с   синтаксическими    и грамматическими нормами родного языка;

- учиться разрешать конфликтные ситуации с помощью учителя.

       Основной формой организации обучения  является урок – образовательное событие, акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников.  Как построить урок так, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он учится, какие действия совершает, как он делает и достиг ли он результата  собственной деятельности? Во-первых, процесс учения необходимо сделать привлекательным для своих учеников:

  • не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
  • соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;
  • выбирать средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
  • создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  • формировать  у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  • создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
  • предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

       Известно, что ведущим фактором развития является деятельность. Любая деятельность – это активность личности, направленная на творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. Советский психолог А. Н. Леонтьев и его ученики, исследуя конкретное строение человеческой деятельности, определили ее компоненты – это потребности и мотивы (мотивационный компонент), цели (целевой компонент), условия и средства их достижения (исполнительский компонент), действия и операции по контролю и оценке собственной деятельности (контрольно-оценочный компонент).

        Когда эти компоненты наполнены специфическим предметным содержанием и когда учитель создает в классе условия, требующие от школьников получения знаний о предмете посредством экспериментирования с ним, можно говорить о том, что дети усваивают знания в форме учебной деятельности.

         Развернутая учебная деятельность целенаправленно формирует и развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, способствует развитию их личности. Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном  материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (при этом учитель воспитывает у школьников указанную потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия).

       Если проанализировать вышеизложенное, становится понятна  позиция  педагога  по  отношению  к ученику.    Учитель –  не информатор,  не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.

       Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются:  мотивационный,  целевой,  исполнительский  и контрольно-оценочный. Рассмотрим, как организовать урок с точки зрения формирования учебной деятельности.

       Одним из средств  достижения личностных и метапредметных результатов является технология проблемного диалога  (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.

Этапы урока в режиме проблемно-диалогической технологии

Компоненты учебной деятельности

1. Организационный этап.

1. Мотивационный

(формирование положительной мотивации).

2. Актуализация опорных  знаний и умений.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Формулирование проблемы, планирование.

2. Целевой

 (формулирование темы урока и постановка учебных задач).

5. Открытие нового знания.

3. Исполнительский

(решение учебных задач, открытие нового знания).

6. Применение нового знания.

4. Контрольно-оценочный

( применение учащимися знаний на практике, рефлексия).

         Ребенок  усваивает  какой-либо  материал  в форме учебной  деятельности,  когда у  него  есть  внутренняя  потребность  и   мотивация  такого  усвоения.  Ведь  мыслить человек  начинает  тогда,   когда   у   него   появляется   потребность   что-либо   понять. И  начинается   мышление   с   проблемы   или   вопроса,  удивления   или   недоумения. Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего,  на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:

  1. ставлю проблемный вопрос;
  2. создаю проблемную ситуацию:

         - предъявление противоречивых фактов,

         - столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием,

         - ошибочное суждение педагога,

         - невыполнимое практическое задание;

3)      веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий,

которые подводят их к осознанию темы урока):

         - репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори),

         - задания на развитие логического мышления (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);

 4)      сообщаю тему с мотивирующим приемом:

         - использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,

         - прием «актуальность» (понимание учащимися практической значимости знаний);

  5)     анализирую жизненные ситуации;

  6)     создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;

  7)     организую игру.

        В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».

         Следующее  условие  организации    учебной   деятельности  –  это   постановка   перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность   и   способность   принимать,  осмысливать,  удерживать  в  течение работы, преобразовывать,  дополнять,  а также  самостоятельно  ставить  перед  собой  учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулирования  учащимися цели урока и постановки учебных задач:

1)      веду побуждающий диалог:

        - Какие есть предположения?

        - Какие вопросы можно задать?

        - Какие вопросы вы хотели бы задать?;

 2)    организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися

  учебных задач;

 3)     применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение

  всего урока (фиксирую предположения учащихся).

        Школьники,  участвуя  в  диалоге,  дискуссии,  высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».

       После   того,  как  сформулирована  цель   урока   и  поставлены  учебные   задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач. Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и   культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:

1)      побуждаю к поиску собственного плана решения;

2)      учу выбирать более эффективный путь решения;

3)    организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава);

4)      стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;

5)      побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую

     деятельность по выявлению их причин;

6)      консультирую;

7)      ненавязчиво контролирую;

8)      создаю «ситуацию успеха».

        В результате при такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя  выбирает  способ  решения  учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Школьники  участвуют в  предложении и обсуждении способов деятельности,  формулируют гипотезы,  планируют  работу,  задают  вопросы  учителю, одноклассникам, осуществляют решение  учебных  задач,  работая  фронтально,  в  парах, в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.

       Завершающий компонент учебной деятельности – контрольно-оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:

  1. обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:

    - выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий,

    - памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;

  1. помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.

       На  этом этапе  урока   учащиеся   применяют  полученные знания  в  практической деятельности,  отвечая  на  вопрос: «Что я узнал?»;  осуществляют  само-  и  взаимоконтроль   (по образцу,  без предъявления эталона с другими,  с  собой в  прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Каков уровень моего незнания?».

       При такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного формирования основ умения учиться в основной школе. Ведь у них есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умеют учиться в условиях коллектива, они верят в свои силы, им интересно, комфортно и хорошо в школе.

       Глубоко убеждена в том, что если школьник  хочет учиться, он обязательно добьется успеха.   И я, учитель начальных классов, создаю условия для того, чтобы  мои первоклассники   были активны, любознательны, эмоциональны,  способны  в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки,  способны организовать свою деятельность, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.