Реализация системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 44 Г. ТВЕРИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Степаненко Нелли Оттовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Гимназия № 44 г. Твери»
Пояснительная записка
Работа представляет собой методические рекомендации для учителя начальных классов по организации урока на основе системно-деятельностного подхода. Определены личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе. Раскрыто определение деятельности и ее структурных компонентов. Описаны приемы работы при проведении урока в режиме проблемно-диалогической технологии.
В процессе подготовки работы была использована следующая литература:
1. Бунеева Е. В. Русский язык. 1 – 2 классы: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.
2. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. 1999. № 7.
3. Демидова Т. Е. и др. Особенности содержания курса математики в 1-4 классах //
Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.
4. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
5. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроке в начальной школе
Цель современного образования – функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий, понимающий, умеющий жить среди людей. Миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье: найти свое место в жизни, построить семью, достичь успеха в профессии.
Фундаментальной основой формирования функционально грамотной личности является развитие у учащихся общеучебных умений: организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и достижение школьником личностных результатов. Система обучения направлена на развитие у учащегося умения учиться, работать в команде, способности к самоизменению и саморазвитию, умения наиболее эффективно использовать информацию.
Очевидно, что реализовать такие цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия – то есть формируются те «способности к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег и другие великие педагоги и психологи.
Исходя из планируемых результатов по формированию УУД, сформулированных в примерной образовательной программе, определяются личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом, между целью деятельности и ее результатом;
- делать выбор при поддержке одноклассников и учителя, как поступить, быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
- определять и высказывать самые простые правила поведения при сотрудничестве;
- оценивать поступки людей;
- понимать эмоции других людей;
- осознавать роль языка в речи;
- эмоционально проживать текст;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;
- называть и объяснять свои чувства от созерцаемых предметов.
Регулятивные:
- готовить «рабочее место», все необходимое для включения в учебную деятельность;
- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- овладевать умением прогнозировать;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- учиться определять степень успешности своей и чужой работы.
Познавательные:
- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопрос в тексте, иллюстрациях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать, классифицировать, обосновывать основания классификации и критерии сравнения;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей;
- формулировать тезис и приводить доказательства к нему;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подробно пересказывать небольшие тексты, рассказывать наизусть;
- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя);
- владеть двумя формами речи (диалогической и монологической);
- выразительно читать и пересказывать текст в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами родного языка;
- учиться разрешать конфликтные ситуации с помощью учителя.
Основной формой организации обучения является урок – образовательное событие, акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников. Как построить урок так, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он учится, какие действия совершает, как он делает и достиг ли он результата собственной деятельности? Во-первых, процесс учения необходимо сделать привлекательным для своих учеников:
- не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;
- выбирать средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Известно, что ведущим фактором развития является деятельность. Любая деятельность – это активность личности, направленная на творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. Советский психолог А. Н. Леонтьев и его ученики, исследуя конкретное строение человеческой деятельности, определили ее компоненты – это потребности и мотивы (мотивационный компонент), цели (целевой компонент), условия и средства их достижения (исполнительский компонент), действия и операции по контролю и оценке собственной деятельности (контрольно-оценочный компонент).
Когда эти компоненты наполнены специфическим предметным содержанием и когда учитель создает в классе условия, требующие от школьников получения знаний о предмете посредством экспериментирования с ним, можно говорить о том, что дети усваивают знания в форме учебной деятельности.
Развернутая учебная деятельность целенаправленно формирует и развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, способствует развитию их личности. Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (при этом учитель воспитывает у школьников указанную потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия).
Если проанализировать вышеизложенное, становится понятна позиция педагога по отношению к ученику. Учитель – не информатор, не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются: мотивационный, целевой, исполнительский и контрольно-оценочный. Рассмотрим, как организовать урок с точки зрения формирования учебной деятельности.
Одним из средств достижения личностных и метапредметных результатов является технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.
Этапы урока в режиме проблемно-диалогической технологии |
Компоненты учебной деятельности |
1. Организационный этап. |
1. Мотивационный (формирование положительной мотивации). |
2. Актуализация опорных знаний и умений. |
|
3. Постановка учебной проблемы. |
|
4. Формулирование проблемы, планирование. |
2. Целевой (формулирование темы урока и постановка учебных задач). |
5. Открытие нового знания. |
3. Исполнительский (решение учебных задач, открытие нового знания). |
6. Применение нового знания. |
4. Контрольно-оценочный ( применение учащимися знаний на практике, рефлексия). |
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:
- ставлю проблемный вопрос;
- создаю проблемную ситуацию:
- предъявление противоречивых фактов,
- столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием,
- ошибочное суждение педагога,
- невыполнимое практическое задание;
3) веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий,
которые подводят их к осознанию темы урока):
- репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори),
- задания на развитие логического мышления (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);
4) сообщаю тему с мотивирующим приемом:
- использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,
- прием «актуальность» (понимание учащимися практической значимости знаний);
5) анализирую жизненные ситуации;
6) создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;
7) организую игру.
В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».
Следующее условие организации учебной деятельности – это постановка перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулирования учащимися цели урока и постановки учебных задач:
1) веду побуждающий диалог:
- Какие есть предположения?
- Какие вопросы можно задать?
- Какие вопросы вы хотели бы задать?;
2) организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися
учебных задач;
3) применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение
всего урока (фиксирую предположения учащихся).
Школьники, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».
После того, как сформулирована цель урока и поставлены учебные задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач. Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:
1) побуждаю к поиску собственного плана решения;
2) учу выбирать более эффективный путь решения;
3) организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава);
4) стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;
5) побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую
деятельность по выявлению их причин;
6) консультирую;
7) ненавязчиво контролирую;
8) создаю «ситуацию успеха».
В результате при такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Школьники участвуют в предложении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально, в парах, в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
Завершающий компонент учебной деятельности – контрольно-оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:
- обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:
- выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий,
- памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;
- помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.
На этом этапе урока учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?»; осуществляют само- и взаимоконтроль (по образцу, без предъявления эталона с другими, с собой в прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Каков уровень моего незнания?».
При такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного формирования основ умения учиться в основной школе. Ведь у них есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умеют учиться в условиях коллектива, они верят в свои силы, им интересно, комфортно и хорошо в школе.
Глубоко убеждена в том, что если школьник хочет учиться, он обязательно добьется успеха. И я, учитель начальных классов, создаю условия для того, чтобы мои первоклассники были активны, любознательны, эмоциональны, способны в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки, способны организовать свою деятельность, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.