Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности

 Обобщение опыта по проблеме: "Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности".

1. Условия возникновения и становления опыта:

  • Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознание народа. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства.
  • В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации, и др.) подчеркивается, что современные принципы и приоритеты учитывают национальные интересы всех её народов, способствуют развитию их самобытности и равноправного сотрудничества на основе использования исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной России.
  • Оренбургская область представляет собой уникальное явление, так как является единой средой обитания более 20 национальностей и этнических групп (в процентах национальный состав населения таков: русские — 80,5 %, украинцы — 4,1 %, татары — 4 %, казахи — 3,7 %, немцы — 1,6 %, башкиры — 1,6 %, мордва — 1,0 %, белорусы — 0,5 %, чуваши — 0,5 %, другие национальности — 2,5 %),  объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития.

 

2. Актуальность:

На практике ознакомление дошкольников с культурой родного региона не имеет целостной системы педагогических действий. Педагоги вынуждены сами подбирать материалы и соответствующую тематику занятий. Работа по ознакомлению с культурой Оренбургской области носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс. В конечном итоге, это приводит к тому, что у большинства детей не складываются в достаточной мере соответствующие представления о многообразии традиций своего региона. Между тем, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, учет этнокультурной ситуации развития детей является одним из ведущих принципов дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.4).

  1. Теоретическая база опыта:
  • Приобщение личности к культуре в дошкольном возрасте идет через  присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
  • Смысл дошкольного детства – раскрытие человеческого в человеке через овладение ребенком всеобщими формами творческой деятельности людей. На основе этих всеобщих форм вырастают специфически детские виды деятельности (А.В. Запорожец).
  • Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния (В.С.Библер).

 

  1. Основополагающими принципами данного опыта являются:
  • Принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;;
  • Принцип тематического планирования материала;
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, картин, предметов быта и народно-прикладного искусства, мультимедийных презентаций;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, учет этого принципа способствует появлению у детей желания выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 

  1. Новизна опыта предусматривает:
  • Широкое применение принципа интеграции, позволяющего дошкольникам увидеть целостную картину изучаемого материала;
  • Активное использование в работе информационно-коммуникативных технологий;
  • Опору на специфически детские виды деятельности, которые позволяют воспитанникам самостоятельно добывать информацию, проявлять индивидуальность, а также обеспечивают воздействие на все виды анализаторов.
  • Применение в работе различных техник детского творчества, позволяющих обеспечить принцип индивидуальности и ситуацию свободного выбора для каждого ребенка.

 

  1. Ведущая педагогическая идея опыта:
  • Чем теснее познавательный процесс  связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты;
  • Успех работы по реализации регионального компонента на занятиях продуктивной деятельностью во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего  развития. Необходимо обеспечить опору на личный жизненный опыт детей;
  • Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.
  • Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

 

  1. Технология опыта включает в себя:
  • работу с педагогами через работу творческой мастерской, мастер-классы, интегрированные занятия, консультации;
  • привлечение родителей к реализации содержания различных тематических блоков: помощь в организации тематических выставок, совместные занятия;
  • регулярную, многоплановую работу с детьми по организации продуктивной деятельности с учетом регионального компонента, использование в работе ИКТ;
  • сотрудничество с различными социальными институтами: Орский краеведческий музей, этнографическая изба, музей оренбургского пухового платка, городской выставочный зал;
  • организацию эффективно продуманной развивающей предметно-пространственной среды, включающей, как элементы, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности, так и средства, позволяющие эти стремления удовлетворить.
  1. Результативность:

Мониторинг за 3 года показал положительную динамику:

  • У воспитанников:

- Более ярко начали проявляться интересы и способности в художественной деятельности: способность «вхождения» в изображаемые условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству;

      - Обогатились способы творческих действий: преобразование уже знакомого материала, создание комбинаций из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакции, находчивость в действиях;

- Повысилось качество детской продукции: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

  • У педагогов: повысилась компетенция в вопросе реализации регионального компонента в рамках продуктивной деятельности, обогатились навыки ручного труда, освоили различные техники детского творчества, расширили взаимодействие с социальными институтами.
  • У родителей: проявляют инициативу при создании развивающей предметно-пространственной среды в группах; повысился интерес к конкурсному движению; проявляют активность в вопросах творческого развития детей.

 

  1. Адресная направленность опыта:

Опыт может быть использован в работе любого ДОУ для реализации регионального компонента через продуктивные виды детской деятельности.

 

  1.  При каких условиях, используя данный опыт, можно получить  устойчивые результаты:

Положительные результаты возможны:

  • при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
  • при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками;
  • при творческом характере деятельности педагогов;
  • при овладении воспитателями активными методами обучения;
  • при наличии у педагогов теоретической подготовки в вопросах организации работы по реализации регионального компонента, а также использования различных техник детского творчества при работе с дошкольниками;
  • работа по данному направлению проводится педагогами систематически.