Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6–7 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ С МЯЧОМ (ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА)

МБОУ СОШ "Наследие" ДО  "Дельфиненок" г. Химки

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6–7 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ С МЯЧОМ (ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА)
 
 
Скворцова Екатерина Викторовна
Инструктор по физической культуре
 
 
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и дошкольного образования предполагает реализацию преемственности двух звеньев системы образования, выраженную в новом опыте выпускника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), способности обучаться на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает.
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. Внедрение в работу доступных детям элементов спорта в систему физического воспитания дошкольников, освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом и приобщает к спорту с раннего детства, что дает ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.
Как показывает практика физического воспитания в ДОУ, элементарных подвижных игр для решения задач полноценного физического воспитания явно недостаточно. Поэтому большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также подвижные игры с элементами спортивных игр (бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).
Игра в баскетбол достаточно сложный вид спорта, и некоторые дошкольники, не справляясь со сложными координационными упражнениями, теряют интерес к спортивным играм с мячом.
Игровые упражнения с мячом как средство формирования базовых двигательных умений и навыков у дошкольников
Формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных действий и формирования у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений, тем выше возможности проявления их двигательной активности.
Учитывая специфику возраста, задачи физического воспитания определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей, учитывая особенности развития детского организма. При организации работы по физическому развитию с дошкольниками следует подбирать физические упражнения с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства.
Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Они облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию; составляют фундамент для дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в будущем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.
В младших классах школы предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания. Цель школьного физического воспитания – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Российский (советский) психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста.
Важным условием достижения качества образования является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.
Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность, которая предполагает развитие и включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
– двигательная, в том числе связанная с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
– выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки);
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей);
– овладение подвижными играми с правилами.
Необходимо, чтобы дошкольник получил достаточную физическую подготовку, которая обеспечит базу для успешной учебы в школе. В подготовительной группе, кроме подбрасываний мяча разными способами, с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасывания мяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку.
Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросках мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется: в беге с ускорением и с изменением направления; в беге в сочетании с ходьбой и с прыжками; в беге с остановкой; в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Броски мяча в высоко расположенную цель по структуре близки к действиям, которые ребенок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. Последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитания правильной осанки.
Из всех видов спортивных игр мы выбрали ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выбор был остановлен на игровых упражнениях с элементами баскетбола, так как игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Многочисленные литературные источники свидетельствуют о важном значении игры в баскетбол для всестороннего развития ребенка. Однако воспитательно-образовательное влияние данной игры не ограничивается только уровнем развития двигательных действий детей, характерных для нее (передача, ловля и ведение мяча). Изменения в технике, скорости, точности выполнения действий с мячом зависят от умения детей быстро бегать, прыгать в длину и вверх с места. (Т. И. Осокина, Э. С. Вильчковский, Э. Й. Адашкявичене). У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом: они свободно его держат, передают, бросают; умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом: определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость.
Содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Но мы видим целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников и даже рекомендуем применять элементы баскетбола в системе работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
 
Приложение 1
Технологическая карта деятельности дошкольников 6–7 лет на физкультурных занятиях
Раздел подготовки: игровые упражнения с мячом (элементы баскетбола)
Основные двигательные действия, предусмотренные программным материалом
Двигательная деятельность дошкольников
на физкультурных занятиях
Средства и методы, обеспечивающие преемственность
Организационно - методические особенности
1. Обучение ловле мяча двумя руками.
Методический  подход
Общеразвивающие упражнения:
Ходьба и бег с заданиями (мяч перед собой, мяч над головой, мяч за головой).
Упражнения для рук с мячом (круговые движения); упражнения для кистей рук (сгибание и разгибание фаланг пальцев).
Основные движения:
1. Упражнять детей в ловле мяча, подброшенного вверх над собой на месте.
2. Упражнять в отбивании мяча о землю и ловле его двумя руками.
3. Упражнять в ловле мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока.
4. Упражнять в ловле мяча в  сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча (присесть, встать, повернуться на  360° прыжком, поймать катящийся от партнера мяч).
5. Упражнять в подбрасывании мяча вверх правой, левой рукой и ловле его двумя руками.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, сначала изучаем основную стойку баскетболиста и держание мяча, затем – ловлю на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди. Далее совершенствуем технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняем упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу).
Подвижные игры:
«Играй, играй, мяч не теряй»; «Горячая картошка»; «Мяч водящему»; «Обгони мяч»; «Вызови по имени»
К обучению ловле мяча следует переходить после овладения техникой держания мяча.
При использовании индивидуальных упражнений в ловле мяча применяется групповой метод организации занимающихся, упражне­ния с партнером выполняются фронтальным методом в парах, тройках.
При ловле мяча необходимо:
1. Смотреть на мяч до момента захвата его пальцами.
2. Тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершая шаг ногой.
3. Держать кисти на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»).
4. Изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча.
5. Не закрепощать плечевой пояс и руки.
6. Обхватывать мяч пальцами, ладонями мяча не касаться
2. Обучение передаче мяча двумя руками от груди друг другу
Методический подход
Общеразвивающие упражнения:
Ходьба и бег с мячом с заданиями (мяч перед собой, мяч над головой, мяч за головой).
Сгибание, разгибание пальцев с акцентом на разведение пальцев широко в стороны; рывки руками.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения руками; отталкивание от стены одновременно ладонями и пальцами; передвижение на руках в упоре лежа.
Основные виды движений:
1. Имитация передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и.п.
2. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием его из рук одного игрока в руки другого.
3. Индивидуальное выполнение передачи мяча в стену.
4. Передача мяча изучаемым способом в цель – заранее поставленные руки партнера. 
5. То же, но с шагом сзади стоящей, но не опорной ногой. 
6. Передача мяча в парах с шагом, с изменением дистанции и траектории.
Передаем мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. При передаче нужно описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.
Правила передачи мяча:
1. Локти опустить вниз.
2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
3. Сопровождать мяч взглядом и руками.
При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук.
Подвижные игры:
«Горячая картошка», «Мяч водящему». «За мячом», «Мяч капитану», «10 передач»
Дети при выполнении упражнения располагаются в двух шеренгах. Следует обращать внимание на технику:
– добиваться согласованного движения рук, ног и туловища;
– полностью выпрямлять руки и ноги в основной фазе;
– выпускать мяч через указательные пальцы скатывающим движением первых фалангов, придавать мячу обратное вращение;
– сопровождать полет мяча расслабленными кистями;
– полностью расслаблять верхние конечности сразу после выпуска мяча
 
 
 
 
 
Приложение 2
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
 
«Вызови по имени»
Задачи: учить детей ловить мяч, развивать реакцию, умение согласовывать действия; воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.
Описание игры. Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга – ребенок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.
 
«Горячая картошка»
Задачи: развивать глазомер, меткость, ловкость, координацию движений, закреплять умение передавать мяч друг другу заданным способом.
Описание игры. Игроки стоят в кругу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом (от груди, снизу, из-за головы) очень быстро. Тот, кто уронил мяч, выходит из игры – «обжегся». Кто ни разу не уронит мяч, тот выиграл.
 
«10 передач»
Задачи: учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.
Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга; у каждой пары есть мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.
Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигрывают те дети, которые дольше удержат мяч.
 
«Мяч водящему»
Задача: учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его; развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Описание игры. Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга, водящий поднимет его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.
Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.
 
«Поймай мяч»
Задача: учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой); воспитывать умение прийти на помощь товарищу.
Описание игры. Дети делятся по трое. Двое из них становятся друг против друга на расстоянии и перебрасывают мяч, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.
 
«Обгони мяч»
Задачи: учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.
Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, у которых есть мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают его следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
 
«За мячом»
Задачи: учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди; развивать умения ориентироваться на площадке; воспитывать ответственность перед командой.
Описание игры. Дети делятся на несколько команд, которые выбирает себе водящего. Каждая команда в свою очередь делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. Мяч у водящего. После сигнала водящий передает мяч напротив стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мячом. Поймавший тоже передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.