Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Расскажу в...
08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
07.07.2020 г.
Дорогие друзья, приглашаем принять участия в мероприятиях ЦГМИ "Идея", посвящённых Дню Военно-...
06.07.2020 г.
II Всероссийский конкурс «Кулинарный бенефис»

 

 

 
06.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»
03.07.2020 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвящённый Дню России «Мне о России надо говорить...
03.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «Это гордое слово ОТЕЦ!»

 

 

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкально-дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. На протяжении нескольких лет я веду работу по теме «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий». Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно «войти» в мир музыки, стимулировать развитие  музыкальных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.Радынова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе, А.Н.Зимина, Н.А.Ветлугина Карл Орф и др. Анализ работ вышеуказанных педагогов подтверждает актуальность выбранной мной темы. В начале учебного года мною проводился мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимые музыкально-дидактические игры. В конце учебного года провожу сравнительную диагностику, чтобы выявить результаты работы.

На основе диагностических данных я составила перспективное планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности

С детьми, которые показали низкий уровень развития музыкальных способностей, я провожу индивидуальную работу. Также ведётся работа с воспитателями групп, которые в свободной деятельности используют рекомендованные мною музыкально-дидактические игры. В первую очередь я проконсультировала воспитателей о примерном содержании центров музыкально-художественной деятельности для каждой возрастной группы соответственно ФГОС. Роль воспитателя в детской игре велика. Он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих детей. Еще А.С. Макаренко писал, что педагог должен играть с детьми. Если педагог будет только приучать, требовать, настаивать, то будет посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. (9; с.38) 
Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура должны быть интересными, с использованием разнообразных игровых приёмов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты.

Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?». В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься.

Музыкально- дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают
научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен  использую игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.
При исполнении песни  учу детей правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки, которые я провожу в качестве музыкально- дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен. Дети очень любят игры, которые помогают им определить движениемелодии: это и «музыкальная лесенка» и фланелеграф, на котором дети, выкладывая ноты-кружочки, учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте.
Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова я обращаюсь к музыкально- дидактическим играм, которые дают возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Например, «Чудесный мешочек»: игрушки могут разговаривать, двигаться с малышами, все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную. При разучивании плясок, хороводов, танцев использую озвученные игрушки и музыкальные инструменты.

    Обучение элементам танцевальных движений я осуществляю в сочетании с музыкально- дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Организуя музыкально- дидактические игры, стараюсь предоставлять детям больше самостоятельности. Практика доказывает, что чем больше я доверяю детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», «Три цветка», «Город разного настроения» и др. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?»  и др.

 Для развития чувства ритма я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».

Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.

В своей работе я активно использую ИКТ, не забывая при этом нормы СанПин. Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод:

-  Слуховое внимание детей стало более организованным;

- Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение       инструментов по тембру и динамическому звучанию;

-  Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

           Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных музыкально- дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

Мухина Любовь Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ №103