«Развитие коммуникативных навыков в помощь при трудоустройстве учащихся старших классов и выпускников школ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 97 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г. КЛОЧКОВА»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
«Развитие коммуникативных навыков в помощь
при трудоустройстве учащихся старших классов и выпускников школ»
Номинация: Методические материалы
Методическая разработка сценария воспитательного мероприятия
по профессиональной адаптации старшеклассников и выпускников школы
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия:
«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
МОУ «СОШ № 97 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г.КЛОЧКОВА» Октябрьский район, г. Саратов, Саратовская область
Автор разработки:
Галкина Мария Викторовна,
МОУ «СОШ № 97 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г.КЛОЧКОВА»,
социальный педагог высшей категории.
Саратов 2021
Тема: «Развитие коммуникативных навыков в помощь
при трудоустройстве учащихся старших классов и выпускников школ»
Пояснительная записка
Профессиональная адаптация старшеклассников и выпускников школ была и остаётся важной задачей образовательных учреждений. Ни для кого не секрет, что в последнее время на первый план вышла проблема трудоустройства обучающихся подростков в каникулярное время и во время, свободное от учебы, а так же выпускников различных учебных заведений. Часто, составляющей этой проблемы является неумение молодых людей вести себя на собеседовании, «продать себя», показать с хорошей стороны. Этот показатель выявлен в ходе проведенного исследования причин отказов работодателей в приеме на работу, по материалам молодежной конференции «Проблемы трудоустройства молодежи» 2020 с использованием интернет источников и СМИ. Так же был проведен социологический опрос среди нынешних учащихся и выпускников МОУ «СОШ № 97» разных лет. Подробно об этом рассказано в ходе мероприятия.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста выпускников школ. Необходимость организации помощи подростку в правильном выборе места работы, поведении при приеме на нее, отвечающим общественным и личностным требованиям, делает проблему успешной профессиональной карьеры актуальной.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 9,10,11 классов (от 14 до 18 лет).
Приоритетной во всей системе воспитательной работы классного руководителя является задача по формированию и сплочению ученического коллектива. Главная воспитательная цель классного руководителя — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Данное воспитательное мероприятие является одним из этапов в развитии общеучебных компетенций учащихся и, занимая место в системе мероприятий по профориентации и развитии коммуникативных навыков, ведет к достижению главной воспитательной цели классного руководителя.
Цель проведения мероприятия:
Актуализация собственной модели поведения учащихся, отработка навыков эффективного общения при прохождении собеседования, адаптация в трудовом коллективе для развития успешной карьеры через работу над личностными и учебными компетенциями.
Задачи:
- предоставление учащимся информации по анализу проведенного исследования;
- развитие общеучебных компетенций учащихся, таких как: умения собраться, сконцентрироваться для успешного выполнения задачи, умения работать в группе, слушать и слышать своего собеседника, овладения эффективными навыками общения;
- развитие умения составлять резюме, умения вести себя на собеседовании при приеме на работу:
- определение плана конкретных действий по профессиональному самоопределению подростков и их успешному трудоустройству по выбранной специальности, а так же по планированию успешной карьеры.
Выбрана форма проведения мероприятия - деловая игра. Во время деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе опыта, личных качеств и получения новых знаний и навыков, что необходимо для достижения цели данного мероприятия. Так же это состязание 2-3 групп и более, что соответствует количеству учащихся в классе и соответственно формированию команд.
В ходе проведения мероприятия используются следующие методы и психолого-педагогические техники и приемы:
- интерактивная игра – самопознание, анализ, активизация личностных особенностей, обучение на собственном опыте, основанное на социально-психологическом аспекте, где знания приобретаются не извне, а через личный опыт участников мероприятия;
- ролевая игра, которая помогает участникам продемонстрировать свои творческие способности;
- беседа – которая подразумевает разговор, обмен мнениями или общедоступный доклад с участием слушателей в обмене мнениями;
- мозговой штурм, как эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников и позволяет использовать свои интеллектуальные способности;
- использованы элементы тренингового занятия, которые помогают закрепить, полученные в ходе мероприятия навыки.
Этапы подготовки воспитательного мероприятия:
1. Подготовительный этап:
- тема и сценарий;
- учебная цель;
- проведение и анализ исследования, обосновывающего заинтересованность подростков в участии в мероприятии и его актуальность;
- определение состава участников, их роли, оговаривается тема, система стимулирования;
- проработка со всеми участниками игры сценария, структуры игровой деятельности.
2. Подготовка проведения игры:
- ведущий сообщает тему игры;
- представляется состав жюри (в сценарии рекомендуется состав жюри)
- дается инструктаж о ходе игры.
3. Проведение игры:
- фиксируется эмоциональная реакция каждого участника;
- классный руководитель излагает факты, сведения, полученные в результате проведенного исследования в котором принимали участие и играющие;
- осуществление игры во времени, согласно сценарию.
4. Подведение итогов и разбор игры проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, дается общая оценка всем участникам игры и каждому в отдельности, акцентируя внимание на достоинствах и недостатках. Жюри награждает победителей.
Для проведения мероприятия рекомендуется использование следующих ресурсов. Материально-технические: просторный кабинет, стол для жюри, столы и стулья для работы трех команд, компьютер, проектор для демонстрации презентации, бумага и ручки для работы команд, презентация по исследованию. Методические: подготовленные наглядные материалы для работы участников (рекомендации по прохождению и проведению собеседования, памятки по составлению резюме, правила поведения на собеседовании), карточки для проведения конкурсов. Кадровые: ведущий (классный руководитель), члены жюри (член администрации, педагог-психолог, социальный педагог, приглашенный родитель для вовлечения родителей в школьные воспитательные мероприятия). Информационные: последние данные СМИ и НПК по темаике воспитательного мероприятия.
Рекомендовано использование данной методической разработки в воспитательной работе классных руководителей старших классов с целью повышения эффективности использования активных педагогических технологий в деятельности классного руководителя, совершенствования мастерства педагогов, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса и профориентационной работы. Для создания условий для формирования у школьников профессионального самоопределения и развитию коммуникативных навыков при приеме на работу, а также способствовать вовлечению родителей в процесс профориентационной работы с выпускниками.
Ведущий: классный руководитель
Перечень литературы для обучающихся и педагогов
1. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2018. - 336 c.
2. Волков, Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2017. - 662 c
3. Каптерев, Андрей Профориентация старшеклассников / Андрей Каптерев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 192 c.
4. Мирцало, Анна Сборник тезисов IV Международной конференции «Коучинг в образовании» 22–24 ноября 2016 года. Часть 1. Коучинг в школьном образовании (учебном и воспитательном процессе). Коучинг в вузе. Коучинг в профориентации школьников и студентов / Анна Мирцало. - М.: Издательские решения, 2016. - 886 c.
5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Академия (Academia), 2017. - 889 c.