Разработка методического семинара для педагогов дополнительного образования - «Современные технологии как инструмент повышения качества образования»
Название материала: «Современные технологии как инструмент повышения качества образования»
Номинация: Методические материалы
Вид методической продукции: Разработка методического семинара для педагогов дополнительного образования
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Сведения об авторе: Сыздыкова Кульбарам Мубараковна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
Омская обл., г. Исилькуль, ул. Советская, 70
8 (38173) 22-072
Пояснительная записка
Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.
Задачи:
- проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей;
Область применения: учреждения дополнительного образования
Ожидаемые результаты: Педагоги дополнительного образования осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования
Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный , словесный, иллюстративный
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
презентация “Современные технологии как инструмент повышения качества образования”
ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, доска-флипчарт
Перечень использованной литературы:
1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
План проведения семинара
1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
-Вступительная часть
-Теоретическая часть
-Практическая часть
-Рефлексия
-Итог семинара
1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.
Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.
Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.
II. Вступительная часть
1. Эпиграф семинара.
Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”
Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.
Ли Цзи
III. Теоретическая часть
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.
Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.
Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
-Давайте сейчас мы с вами выясним каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника. Для этого мы работаем в группах
IV. Практическая часть
1. Участники семинара делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”
1.Первый вопрос для обсуждения: Группа обучающиеся отвечают на вопрос "Когда обучающемуся не интересно учиться?"
Группа педагоги отвечают на вопрос " Когда педагогу не интересно учить?"
Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса
В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы .
2.Второй вопрос для обсуждения: Обучающиеся отвечают на вопрос" Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях? Отразите на ватмане сегодняшнего педагога.
Педагоги отвечают на вопрос: "Какого педагога -коллегу вы хотите видеть рядом с собой? Отразите на ватмане сегодняшнего педагога.
Эксперты отвечают на вопрос" Каким должен быть современный педагог?"
В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы .
3.Задание для всех групп. Перед вами "чемодан" в котором лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите как она влияет на качество образования. В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.
Предположим, что выделены следующие технологии:
– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;
– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;
– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;
– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.
– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
Вывод: Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
V. Рефлексия
Методист предлагает оценить сегодняшнюю работу в группах.
-Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:
34-бесполезно, бесперспективно, безразлично.
36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.
38- страшно, сложно, неинтересно, обременительно
VI. Итог семинара
- Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.