Рабочая программа учителя-логопеда для второй младшей группы
МАДОУ ДС "Солнышко" СП детский сад № 138
Рабочая программа учителя-логопеда для второй младшей группы
учитель-логопед
Чернавских Татьяна Павловна
СОДЕРЖАНИЕ
I.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
страница
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.1.1.
|
Цели и задачи реализации программы
|
3
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
3
|
1.1.3.
|
Характеристики особенностей развития детей
|
3
|
1.2.
|
Планируемые результаты освоения Программы
|
5
|
1.3.
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
6
|
II.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
2.1.
|
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
|
7
|
2.2.
|
Содержание логопедической работы, обеспечивающее достижение целевых ориентиров
|
7
|
2.3.
|
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики образовательных потребностей и интересов детей дошкольного возраста
|
9
|
2.4.
|
Особенности образовательной деятельностипо профессиональной коррекции нарушений развития детей
|
10
|
2.5.
|
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
|
11
|
2.6.
|
Способы и направления поддержки детской инициативы
|
11
|
2.7.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников
|
11
|
III.
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
3.1.
|
Описание материально-технического обеспечения Программы
|
13
|
3.2.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
13
|
3.3.
|
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
14
|
3.4.
|
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
|
15
|
3.5.
|
Основные направления работы на 2020-2021 уч. Год
|
15
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
|
Приложение 1.Календарно-тематическое планирование (вторая младшая группа)
|
|
|
Приложении № 2.Комплексно - тематический план образовательной деятельности. Вторая младшая группа
|
|
|
Приложение № 3.Расписание логопедических занятий во второй младшей группе на 2020-2021 учебный год
|
|
|
Приложение № 4. План взаимодействия с родителями (законными представителями), формы участия и периодичность сотрудничества
|
|
|
Приложение № 5.Перечень программно-методического обеспечения
|
|
|
Приложение № 6.Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
|
|
|
Приложение № 7. Перечень электронных образовательных ресурсов
|
|
-
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда (далее – РП) образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 3-4 лет (вторая младшая группа) соответствует Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» комбинированного вида.
-
Цели и задачи реализации Программы
Целью АООП ДО ТНР является – создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основ специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, атакже социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [пп.1 п.5 ст.5 ФЗ 273].
Задачи реализации программы см. Пр. АООП ДО ТНР п. 1.1.1.
-
Принципы и подходы к формированию Программы см. Пр. АООП ДО ТНР п. 1.1.2.
Основные закономерности психического развития ребёнка 3-4 лет
(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса)
См. Методические материалы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» (Сайт МБДОУ д/с «Солнышко» - Основные сведения – образование - Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса - Возрастные психолого-педагогические характеристики детей раннего и дошкольного возраста).
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей см. Пр.АООП ДО ТНР п. 1.1.3.
Общая характеристика речевого развития детей
второй младшей группы компенсирующей направленности
Общее количество детей - 10 (6 мальчиков, 4 девочки)
Дошкольники, посещающие вторую младшую логопедическую группу МБДОУ д/с «Солнышко», относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. все они имеют тяжелые речевые нарушения (ОНР).
Группу посещают дети с общим недоразвитием речи I и II уровня. 4 ребёнка с ОНРII уровняи 6 детей с ОНР I уровня.
Общее недоразвитие речи первого уровня
У детей группы с ОНР I уровня (6 чел.) речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов и лепетных слов. Высказывания часто сопровождаются жестами и мимикой. Пассивный словарь шире активного, но крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков: часть согласных звуков раннего онтогенеза произносится изолированно, но в слогах и словах искажаются или упускаются, поэтому речь детей малопонятна. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Общее недоразвитие речи второго уровня
У детей с ОНР II уровня (4 чел.) речевая активность невелика. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Используют местоимения, а иногда союзы и простые предлоги. Дети могут ответить на вопросы по картинке, но пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Ограничен предметный словарь, словарь действий и признаков. Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Понимание обращенной речи значительно расширяется, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений и звуков, замен и смешений. Остаются затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
У детей группы наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование высших корковых функций.
Поэтому воспитание и обучение детей данных категорий требует деликатного и гибкого подхода со стороны педагогов.
Во второй младшей компенсирующей направленности 10 детей осваивают АООП ДО с ТНР первый год обучения.
Особенности осуществления образовательного процесса в группе
Взаимодействие с социальными партнёрами
-
Концертное объединение – камерный оркестр «Классик».
-
Агентство праздников и развлечений «Расчудесица».
-
МБУ ДО «Станция юных натуралистов», МБУ ДО «Дом детского творчества Ленинского района», МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО «Центр детского творчества «Выйский», МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Мир», МБУ ДО ГДДЮТ, ДК «Юбилейный» - участие в творческих конкурсах.
Проекты, реализуемые с учётом интересов и потребностей детей с ТНР
Во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР содержание образовательной деятельности построено на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования коррекционно-образовательной работы). Это предполагает использование проектного метода, который подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основании которого лежит проблема.
Кратковременные проекты планируем проводить в случае запроса детей, чтобы углубленно изучить материал какой-либо изучаемой лексической темы. По истечении срока проекта планируем проведение итогового мероприятия (занятие, досуг, изготовление книжек, творческих работ, альбомов совместно с детьми).
Планируем сезонные проекты, в преддверии праздников, такие как «Мама – солнышко моё», «Мой папа – самый лучший».
Предусматриваем разную типологию проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка, родителей и других членов семьи, педагогов.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой группой, в контакте с семьей.
5. По количеству участников: индивидуальный, подгрупповой, фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Название проекта
|
Цель
|
Срок реализации/
продолжительность
|
Итоговый результат/ продукт проекта
|
«Мой папа - самый
лучший»
|
Воспитание у детей чувства гордости за своих отцов и уважения к ним,становление отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье.
|
19.02.-23.02.
краткосрочный
|
Газета – поздравление для пап к 23 февраля от воспитанников группы
|
«Мама-солнышко
моё»
|
Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, способствовать формированию доброго и уважительного отношения к своим близким.
|
03.03-08.03
краткосрочный
|
Видеопоздравление для мам к 8 марта от воспитанников группы
|
«Весёлый ветерок»
|
Формирование у детей умения управлять органами дыхания, выработка направленной воздушной струи .
|
Октябрь-декабрь
долгосрочный
|
Фотоотчёт, перспективный план и картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания
|
«Звуки вокруг нас»
|
Развитие фонематического слуха у младших дошкольников, научить различать фонемы, необходимые для овладения родным языком.
|
Январь-май
долгосрочный
|
Презентация, перспективный план и картотека игр и упражнений по формированию фонематического слуха
|
Результатом проектной деятельности будет решение различных познавательно-практических задач вместе со сверстниками и взрослыми. У детей будут развиваться познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Будет обогащаться словарный запас, формироваться связная речь, навыки коммуникации; креативность и логическое мышление. Дети научатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. В целом, повысится качество образовательного процесса.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Планируемые результаты представлены в виде возможных достижении детей (целевых ориентиров): см. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Р.4 п. 4.6.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АООП ДО раскрыты в ПрАООП ДО ТНР п. 1.2.2. в виде изложения возможных достижений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи на разных возрастных этапах дошкольного детства.
-
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно пунктам 2.11., 2.12. ФГОС ДО включает направления, выбранные участниками образовательных отношений (см. АООП ДО ТНР МБДОУ д/с «Солнышко»)