Рабочая программа летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием «Маленькая страна» в рамках «Лето – 2021»
МАОУ " Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ" г. Перми
Рабочая программа летней оздоровительной
площадки с дневным пребыванием «Маленькая
страна» в рамках «Лето – 2021»
Петрова Надежда Михайловна
учитель русского языка и литературы
1 Пояснительная записка
Летние каникулы – время отдыха, самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечение в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей. Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Данная программа по своей направленности является комплексной, включает и объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной площадки. обязательным является вовлечение на площадку трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Летняя площадка организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры, реализации методико-профилактических. спортивных, образовательных, досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое воспитание детей. Гражданско-патриотическая направленность прослеживается с первого дня пребывания детей на площадке. Ребятам предлагается выбрать название, девиз и командиров отрядов –губерний. Организуется оформление отрядных уголков и разрабатываются символика и отличительные знаки каждого отряда-губернии.
Центром воспитательной работы площадки является ребёнок и его стремление к самореализации.
В рамках программы реализуется социальный проект «Укрась кусочек планеты» с участием детей, воспитателей, администрации школы, администрации города.
Актуальность
В развитии образования и программе образования в качестве ведущих являются задачи сохранения здоровья, формирования духовно-нравственной, гражданско-патриотической и социально-активной личности. Развитие у детей активной гражданской позиции патриотизма, готовность к участию в различных сферах жизни общества. Воспитание патриотов России, граждан правового государства.
2 Цели и задачи программы
Важнейшей целью является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, гражданско-патриотическое воспитание и творческое развитие.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-
Координировать деятельность площадки, семьи;
-
Включение учащихся в активную двигательную деятельность.
Воспитательные:
-
Способствовать формированию эстетического отношения детей к окружающей среде , как источнику радости и творчества; формирование нравственного сознания и поведения;
-
Способствовать формированию осознанного отношения к Отчизне, её прошлому, настоящему и будущему;
-
Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верности боевым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к её защите.
Оздоровительные:
-
Организовать систему оздоровительных мероприятий;
-
Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
-
Обучение нормам и правилам здорового образа жизни;
-
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.
Прикладные:
-
Развитие творческих способностей и трудовых навыков.
3 Описание и механизм реализации программы
Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к весёлому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению. Мы выбрали для себя необычную форму организации летнего отдыха детей на площадке под названием «Маленькая страна», в течение смены планируется реализовать различные направления: экология и спорт, направленные на оздоровление и социализацию детей, гражданско-патриотическое, игровое направленная на воспитание активной, культурной, духовно-нравственной личности.
В нашей в «Маленькой стране» каждый день посвящён определённой тематике:
-
«День знакомств»
-
«День труда»
-
«День творчества»
-
«День спорта»
-
«День здоровья»
-
«День милосердия и доброты»
-
«День семьи»
-
«День красоты»
-
«День музыки»
-
«День закрытия площадки»
Структура и организация управления
Начальник смены – президент
Воспитатели – министры
Медицинский работник – министр здравоохранения
Социальный педагог – министр социального развития
Командиры отрядов – губернаторы
Отрады – губерния
Дети – жители губерний
Организация плановой работы детской площадки:
-
Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
-
Каждая губерния-отряд создаёт свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает стенгазету, где отражает жизнь каждый день.
-
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде карты «Маленькой страны»
-
Жители губернии встречают каждый день с новой тематикой, по количеству дней пребывания на площадке.
-
Победивший в общем мероприятии клеит на карте страны свою символику и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной губернией-отрядом.
-
Рядом с картой «Маленькой страны» расположены режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Принципы деятельности школьной летней оздоровительной площадки
-
Принципы самореализации детей в условиях площадки предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
-
Принцип включённости детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.
-
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
-
Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
-
Принцип расширения индивидуального исторического пространства.
В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района и всей планеты.
Режим дня
11.00-11.30 – термометрия
11.30-11.50 – зарядка
11.50-12.30-мероприятие
12.30-13.30-подвижные игры
13.30-13.40-рефлексия
13.40-13.55- домашнее задание
14.00-уход домой
Методы реализации программы
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
2. Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
3. Методы образования:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые; на развитие внимания, памяти, воображения, деловые);
- проектно-конструкторские (разработки к сценариям праздников, моделирование ситуаций, создание творческих работ, участие в социальном проекте);
- практическая работа (упражнения, тренинги).
Возможные риски:
-
Плохие природные условия;
-
Высокая активность клещей;
-
Поломка оргтехники.
Сроки реализации программы – краткосрочный (реализуется в течение летней оздоровительной кампании)
Участники программы, их количество и возраст – не более 5 человек в группе,11-13 лет.
Сроки и этапы реализации программы
-
Подготовительный этап:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов;
- разработка документации.
2. Организационный этап:
- знакомство;
- сплочение отрядов;
- формирование условий совместной работы;
- подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап:
Дети, педагоги, общественные организации – организаторы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют своё здоровье.
4. Заключительный этап:
Анализ результатов.
4 План реализации программы
Дни
|
Краткое содержание
|
Дата
|
Технология
|
Ответствен-ные
|
День знакомств
|
Медицинский фильтр
Подготовка к открытию площадки.
Смотр отрядных девизов и плакатов
|
06.07
|
Игра
Конкурс маршрутных листов
|
Воспитатели
|
День труда
|
Репортаж
Начало проекта «Укрась кусочек планеты»
Подготовка к выставке «Волшебный мир руками детей»
|
07.07
|
Проектирование
Мастерская
|
Воспитатели
|
День творчества
|
«Ключи от лета»
Выставка детского творчества
Мы граждане «Маленькой страны»
|
08.07
|
Представление
Визитная карточка
|
Воспитатели
|
День спорта
|
Открытие малых олимпийских игр «Дадим рекордам наши имена»
Работа над проектом «Укрась кусочек планеты»
|
09.07
|
Проектирование
Олимпиада
|
Воспитатели
|
День здоровья
|
Продолжение спортивных состязаний
«Соревнования здоровячков»
|
10.07
|
Спортивно-игровая программа
|
Воспитатели
|
День милосердия и доброты
|
Продолжение спортивных состязаний
Работа над проектом
|
13.07
|
Спортивно-оздоровительные соревнования
|
Воспитатели
|
День красоты
|
Проведение бесед, презентаций «Что такое красота?»
Укрась территорию школы
|
15.07
|
Беседа
Игра
Викторина Презентация
|
Воспитатели
|
День музыки
|
Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Работа над проектом
|
16.07
|
Конкурсно-игровая программа
|
Воспитатели
|
День отрядных дел
|
Игры, беседы.
Азбука жестов, подготовка
к закрытию площадки
|
17.07
|
Беседа
Игра
Викторина
|
Воспитатели
|
День закрытия площадки
|
Закрытие площадки
Награждение активных жителей «Маленькой страны»
Дискотека
|
18.07
|
Конкурсно-игровая программа
|
Воспитатели
|
Методическое обеспечение программы:
1.Лето в лагере: Дворец творчества детей и юношества, педагогический отряд «Тревожный».
2.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).
3.Общественное объединение младших школьников: игровые модели, досуговые мероприятия / авт.-сост. И.В. Марушева, Н.Г. Пономаренко, Е.И. Ромашкова, Е.Ю. Половникова, О.Н. Камакин. – Волгоград: Учитель, 2009.– 147 с.
5 Результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Расширение знаний у учащихся о культуре и традициях Коми края, экологии, спорте и здоровом образе жизни.
-
Развитие творческих способностей, трудовых навыков в трудовом десанте, различных конкурсах проводимых в рамках программы площадки.
-
Воспитание бережного отношения к природе, к той территории, где мы живем.
-
Социальный рост детей.
-
Оздоровление учащихся.
-
Развитие гражданственности и ответственности по отношению к родному краю.
Критерии оценки результата
- опрос участников программы о мероприятиях (анкетирование).
- слова благодарности детей, родителей, воспитателей площадки.
- активность участия детей в мероприятиях, проводимых в рамках площадки.
- участие в социальном проекте «Укрась кусочек планеты».
Развитие программы - дальнейшее участие детей площадки в социальных проектах, активное участие классов в мероприятиях школы по улучшению территории, где мы живем.