Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Рабочая программа ЛДП "Наша дружная семья"

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" городского округа г. Октябрьский РБ

 

Рабочая программа ЛДП "Наша дружная семья"

 

Ширяева Ирина Михайловна

начальник ЛДП

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

Наименование субъекта Российской Федерации

Республика Башкортостан

2

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

3

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес

 

 452612 Россия, Республика Башкортостан,

город Октябрьский, ул.Садовое кольцо, д.155

E-mail: Scool-1306 @ mail. ru

WWW.schoolofchange.org

 452612 Россия, Республика Башкортостан,

город Октябрьский, ул.Садовое кольцо, д.155

E-mail: Scool-1306 @ mail. ru

WWW.schoolofchange.org

452602, Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Садовое кольцо, 155

 

E-mail  School-1306@mail.ru

4

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности

Ширяева Ирина Михайловна, начальник лагеря с дневным пребыванием детей

5

Полное название программы

«Наша дружная семья»

6

Тип программы

Программа лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Добрые дети мира»

7

Целевая группа (возраст детей и специфика Программы

7-18 лет, дети и подростки, учащиеся образовательных учреждений города, дети и подростки  с девиантным поведением, дети и подростки из многодетных, малообеспеченных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

8

Цель

Организация  пространства для разносторонне развивающего отдыха детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего потенциала лета и окружающей среды, обеспечивающего  необходимые условия для формирования личности, способной самоопределиться и адаптироваться к жизни в обществе.

9

Задачи

  • создание возможности для раскрытия и развития творческой активности каждого отдыхающего в лагере ребёнка;
  • укрепление здоровья детей через навыки личной гигиены и полезного труда;
  • организация интересного, познавательного и увлекательного досуга;
  • развитие организаторских способностей через участие детей в управлении лагерем;
  • воспитание патриотизма на примерах видных и замечательных людей – земляков, привитие чувства любви к родному краю;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у воспитанников лагеря с дневным пребыванием почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской и башкирской семей;
  • формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
  • поддержка детей и подростков, относящихся к социально незащищенной категории, в реализации их интересов, потребностей в саморазвитии;
  • формирование умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей. 

10

Сроки реализации

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2018 г.

II этап. Организационный – 01.06. -03.06.2018 г.

III этап. Основной – 04.06 по 20.06. 2018 г. 

IV этап. Заключительный – 21 .06. 2018 г.

11

Даты проведения смен и их названия

1 смена:01.06.2018 г.-21.06.2018 г.

«Наша дружная семья»

12

Количество детей в сменах

100 человек

13

Количество детей в отряде

25 человек

14

Направления деятельности

  • физкультурно-оздоровительное;
  • гражданско-патриотическое;
  • духовно – нравственное;
  • экологическое;
  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуально – познавательное.

15

Обеспеченность физкультурно – оздоровительной базой

Малый спортивный зал, гимнастические скамейки, палки, коврики, набор кеглей, кольцебросы, мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный, малые для метания, маты, инвентарь для эстафет, канат, скакалки, обручи. Бассейн – Дворец спорта. Баскетбольная площадка, футбольное поле, варкауты.

16

Обеспеченность объектами досугового назначения

Центральная детская библиотека, Дворец детского и юношеского творчества, Краеведческий музей, выставочный зал Краеведческого музея, Музей поискового отряда «Живи Земля»

17

Официальный язык программы

Русский

18

Данные о разработчиках программы

В 2016 году программа «Мой город вчера, сегодня, завтра» центра дневного пребывания «Добрые дети мира» заняла 1 место в городском смотре-конкурсе организаций отдыха и оздоровления на звание «Лучшая организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи» в номинации «Центр дневного пребывания».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В школьные годы летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям необходима смена деятельности, смена впечатлений. Продолжительные каникулы в своем роде клапан для выпуска излишней детской энергии. И вместе с тем каникулы — всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, богатейшее время для воспитания и самовоспитания. Этот период благоприятен для развития творческого потенциала обучающихся, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

С целью организации летнего отдыха и летней занятости учащихся на базе МБОУ «СОШ №13» ежегодно организуется лагерь с дневным пребыванием детей. Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето - это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Школа располагает всем необходимым для организации оздоровительного учреждения. Лагерь базируется на первом этаже школы. Каждый отряд располагается в отдельном кабинете – игровой комнате. Они обустраивают её по сюжету смены. Рекреация первого этажа – это место общего сбора для проведения организационных линеек и воспитательных мероприятий различных направлений, а также подведения итогов дня. В лагере задействован малый спортивный зал и спортивные и игровые площадки на территории образовательного учреждения.

Практика показывает, что актуальность лагеря с дневным пребыванием состоит в следующем: не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муниципального образования и создан оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков. 

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;

- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.

При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения ОУ.

Данная программа лагеря с дневным пребыванием является логическим продолжением образовательного процесса. Включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены (21 день). В лагере отдыхают 100 обучающихся.

    Основной состав лагеря – это обучающиеся  в возрасте 7 –18 лет. Обязательным является вовлечение в центр ребят из многодетных и малообеспеченных семей, ребят из «группы риска», детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время смены осуществляется в разновозрастных отрядах численностью 25 человек.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Организация  пространства для разносторонне развивающего отдыха детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего потенциала лета и окружающей среды, обеспечивающего  необходимые условия для формирования личности, способной самоопределиться и адаптироваться к жизни в обществе.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • создание возможности для раскрытия и развития творческой активности каждого отдыхающего в лагере ребёнка;
  • укрепление здоровья детей через навыки личной гигиены и полезного труда;
  • организация интересного, познавательного и увлекательного досуга;
  • развитие организаторских способностей через участие детей в управлении лагерем;
  • воспитание патриотизма на примерах видных и замечательных людей – земляков, привитие чувства любви к родному краю;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у воспитанников лагеря с дневным пребыванием почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской и башкирской семей;
  • формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
  • поддержка детей и подростков, относящихся к социально незащищенной категории, в реализации их интересов, потребностей в саморазвитии;
  • формирование умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

Детский лагерь с дневным пребыванием – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Методическое проектирование Программы опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики в работе с детьми и подростками. В основу деятельности лагеря были положены следующие принципы:

  • Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития.
  • Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка.
  • Принцип «Каждое дело - творчески, а иначе -  зачем?».  Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела.
  • Отношения с взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со  взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ВИДЫ РАБОТЫ

         Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

         При организации и проведении досуговых мероприятий педагог может занимать «скрытую педагогическую позицию» и оказывать психолого-педагогическое влияние на детский коллектив. Это достигается при условии, что педагоги обладают необходимым уровнем профессионализма и являются участниками коллективного взаимодействия.

         В ходе мероприятия ребенок взаимодействует с товарищами, устанавливает дружеские связи, налаживает общение, что для ребенка крайне важно.

         Праздничное мероприятие – это итог какой-либо деятельности. Оно становится кульминационным событием в системе воспитания. Праздник нельзя рассматривать как праздность. Это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.

         Праздник – эффективная форма воспитательной работы с детьми. Праздник как форма проведения досуга ценен тем, что обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Праздник сплачивает дружеское взаиморасположение, благотворно действует на всех и становится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Праздник раскрывает творческий потенциал личности, реализует коммуникативные навыки, создает ситуацию успеха, которая способствует развитию задатков и способностей.

         Одной из результативных форм учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования является игра. Каждый ребенок в независимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для участия в них. Конвенция  ООН о правах ребенка закрепляет право детей на игры.

         Неотъемлемая часть жизни ребенка – соревнование. Привычка соревноваться досталась нам от наших далёких предков, перешла через гены. Но соревнование среди зверей и состязание между людьми имеют лишь поверхностное сходство. Человеком правят не столько биологические инстинкты, сколько социальные мотивы. Человек не может развиваться, если не сравнивает себя с окружающими, в чем и насколько он сильнее, активнее, способнее. Значит соревнование – условие развития личности. Детям нужны самые разные соревнования: в силе и находчивости, в выносливости и речевом мастерстве, в упорстве и умении взаимодействовать, в скорости и владении различными инструментами и т.д.

         Конкурсы и соревнования – не самоцель, а действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребенка, развить и выявить его творческие способности и дарования.

         Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми:

  1. Метод игры и игрового тренинга.
  2. Метод театрализации.
  3. Метод состязательности.
  4. Метод равноправного духовного контакта.
  5. Метод воспитывающих ситуаций.
  6. Метод импровизации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа лагеря с дневным пребыванием детей ориентирована на создание психологически комфортной среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание. Программа отличается универсальностью: может быть использована для работы с детьми разных социальных групп, разного возраста и состояния здоровья.

Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребёнка и включение его в разнообразную деятельность, а так же межличностное общение со сверстниками.

Детский лагерь с дневным пребыванием – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в различные виды деятельности по направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное;
  • гражданско-патриотическое;
  • духовно – нравственное;
  • экологическое;
  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуально – познавательное.

План мероприятий на смену ежегодно корректируется и дополняется на основе предварительного опроса участников смены до открытия лагеря. Суть содержания программы не только в укреплении здоровья участников смены, но и в перемене видов деятельности. Попадая в условия лагеря, участники смены сталкиваются с изменениями жизненной среды, обязательное посещение разнообразных творческих мастерских повышает степень возможности самоопределения и саморазвития личности.

№ п\п

Направления деятельности

Цель и задачи

Формы работы

1

физкультурно-оздоровительное

Цель: укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и  вести здоровый образ жизни, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Задачи: укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и  вести здоровый образ жизни, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.

 

первенство лагеря  по футболу, волейболу;

ежедневные утренние зарядки;

купание в озере;

закаливание;

«Вместе, быстрее, выше, сильнее»;

Малые Олимпийские игры;

спортивные эстафеты.

музыкально-тематические зарядки

оздоровительные мероприятия (солнечные и воздушные ванны, купание и т.п.)

массовые спортивные мероприятия (соревнования по видам спорта, Веселые старты, эстафеты, турниры, ориентирование на местности)

 организация прогулок, экскурсий, походов

проведение игр на местности (общелагерных и отрядных)

организация встреч со спортсменами и тренерами (участниками Олимпиад, чемпионатов Мира и Европы, России, РБ)

 показ фильмов и компьютерных презентаций

тематические беседы и викторины (в непогоду

2

Гражданско - патриотическое

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям прошлого и настоящего, формирование общечеловеческих ценностей, углубление знаний об истории и культуре России и родного края, становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях.

Задачи: усвоение норм, ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Формирование первичных представлений о себе, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках..

Данное направление реализуется с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотр фильмов, выставки, показательные выступления, праздники, викторины, конкурсы

3

Духовно - нравственное

Цель: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи:

 — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

 — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

 — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

 — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

беседы, разнообразные игры, творческие задания, просмотры видеофильмов, познавательные беседы о семье, о поведении, об отношении друг к другу;

участие в благотворительных акциях; экскурсии; конкурсы чтецов, творческие проекты

4

Экологическое

Цель: воспитание ответственного, бережного отношения к окружающему миру, природе родного края через целенаправленную работа по формированию экологической культуры.

Задачи: воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

экологические занятия в отрядах;

экологические экскурсионные прогулки по территории лагеря и его окрестностям;

изготовление экологических Арт-объектов ;

сооружение экологической тропы на территории лагеря;

экологические акции и десанты;

лаборатория Юного эколога;

составление экологических карт;

ведение «Панорамы добрых дел»;

ведение календаря природы в отрядном уголке;

экологическая экспозиции-выставки в отрядном музее;

День экологии .

5

Художественно - эстетическое

Цель: формирование личности, через практическую творческую деятельность, развитие художественно-творческих способностей мышления и расширение общего кругозора в процессе приобщение его к искусству и творчеству.

Задачи накопление элементарных знаний и впечатлений, колористических, звуковых, пластических элементов анализа для освоения прекрасного образно-чувственными и абстрактно-логическими способами;

формирование эстетических понятий, суждений, оценок и идеалов;

развитие и формирование эстетического вкуса в выборе достойных произведений искусства на основе полученных знаний, развитых чувства меры и глубины проникновения в художественный замысел, отражения общечеловеческих вечных истин; развитие и формирование эстетического вкуса в бытовой жизни – интерьер, костюм, поведение, праздники и свободное время;

формирование эстетической

  культуры посредством расширения эстетического кругозора, передачи опыта, накопленного поколениями, в чувственно-эмоциональном и интеллектуальном познании жизни, выраженных языком искусства.

изобразительная деятельность и художественные выставки;

конкурсные программы;

творческие конкурсы;

концертные программы;

театрализованные постановки;

тематические праздники;

тематические дни

 

6

Интеллектуально - познавательное

Цель: повышение мотивации обучения; осознание школьниками необходимости учения; выявление и воспитание одаренных детей и подростков.

Задачи: повышение мотивации учения путем включения учащихся и педагогов в творческую деятельность, внеклассную деятельность по предметам, участие в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, самообразование

- рост качества и повышение престижа знаний;

- раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление ему возможности самореализоваться и познать самого себя;

- использование новых форм работы педколлектива в данном направлении.

мастер-классы по проектно-исследовательской деятельности

конкурс по защите проектов в рамках мероприятий

мастер-классы по занимательной астрономии, химии, физике, математике, геологии и т.д.

мероприятия на логическое мышление

тематические викторины

конкурсные программы

творческие конкурсы по изобретению чего-либо

тематические дни

 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап – характеризуется подготовкой к смене.

  • Основные виды деятельности:
  • подбор методического материала на основе учёта  тематики смены  и контингента обучающихся;
  • разработка педагогической основы программы;
  • набор педагогов дополнительного образования и  планирование;
  • консультирование с  психологом по работе с трудновоспитуемыми детьми;
  • проведение медицинского осмотра сотрудников;
  • формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет;
  • проведение родительских собраний;
  • рассмотрение на педагогическом совете, утверждение программ руководителем ОУ,
  • размещение информации об организации летнего отдыха в социальных сетях.

Организационный этап

  • Составление списка детей, желающих отдыхать в ЦДП;
  • Формирование отрядов;
  • Проведение инструктажа по ТБ;
  • Проведение выборов в органы детского самоуправления;
  • Распределение поручений;
  • Принятие законов жизни в ЛДП;
  • Выборы актива смены  «Наша дружная семья»;
  • Сплочение   ребят вокруг лидеров (взрослых и детей);
  • Организация игр, тематических и познавательных программ;
  • Взаимодействие с окружением;
  • Подготовка сюжетов для освещения работы в газетах, радио, электронных презентаций.

Основной этап

Включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

  • Познают, отдыхают, развиваются.
  • Делают открытия в себе, в окружающем мире.
  • Помогают в проведении воспитательных мероприятий.
  • Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевая трудные жизненные ситуации.
  • Развивают способность доверять себе и другим.
  • Укрепляют своё здоровье.

Заключительный этап

подведение итогов смены;

подведение итогов работы органов детского самоуправления;

награждение участников смены;

проведение заключительного гала-концерта;

проведение прощальных командных "Огоньков";

итоговое анкетирование и психологическое тестирование.

Этап последействия

определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;

анализ предложений полученных от участников смены для корректировки  данной программы.

составление итоговой документации;

проведение педагогического совета;

определение перспективных задач.

Основная идея реализации программы

Центром воспитательной работы ЛДП является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание в ЛДП для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования смены.

Основной формой работы в лагере является игра. Сюжетно-ролевая игра «Наша дружная семья» разработана с  учетом возрастных особенностей участников смены. Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться. Она способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием. Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.  

Описание сюжетно – ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра «Наша дружная семья» реализуется в течение лагерной смены (продолжительность - 21 день). Её сюжет состоит в том, что в одном Цветочном городе живут очень добрые, трудолюбивые, отзывчивые Пчёлы. Они перелетают от цветка к цветку, изо дня в день каждая из них занимается своим обычным делом. Но все они ждут с нетерпением того момента, как появится на свет маленькая Пчёлка, которая должна будет стать королевой. И даже имя ей уже готова Мила. Но чтобы стать Королевой, она должна будет очень многому научиться. И займутся её обучением и воспитанием все жители этого Цветочного города. Первое знакомство с Пчёлкой Милой произойдёт 1 июня на шоу-программе с одноимённым названием. Все последующие дни это основной персонаж смены.

Каждый отряд – это отдельная семья, которая занимает отдельный улей (игровую комнату). Обустраивают её ребята по своему усмотрению, согласно тематике. В каждой семье чётко распределяются обязанности:

  • Король или Королева – командир отряда;
  • Пчёлы – няньки – воспитатели отрядов;
  • Пчёлы- рабочие (помогают накрывать столы в столовой);
  • Пчёлы – уборщицы (следят за чистотой улья и несут ответственность за порядок);
  • Пчёлы-строители (помогают строить планы на следующий день);
  • Пчёлы – парикмахеры (следят за опрятностью всех членов своей семьи);
  • Пчёлы – стражники (несут стражу возле входа в улей, не пропускают посторонних и чужих людей);
  • Пчёлы – разведчицы (они связующее звено между администрацией лагеря и своей семьёй).

Отряды ежедневно ведут свой «Семейный альбом», в котором отражается:

  • Номер отряда, название отряда, девиз, эмблема и.тд.;
  • Название каждого дня, отрядные дела в фотографиях, картинках или рисунках.
  • Грамоты, медали, ордена, полученные на мероприятиях.
  • Отзывы ребят о пройденных днях и понравившихся мероприятиях.

 В конце смены эти Альбомы ребята подарят Пчёлке Миле.

Параллельно с сюжетно-ролевой игрой в начале смены дается старт экономической игре. В течение всей смены дети стараются заработать как можно больше условных денежных единиц – «добрянок», которые зачисляются на «виртуальный» счет отряда.

   У каждого отряда есть своя чековая книжка куда вносятся доходы и расходы:

Список работ и стоимость в «добрянках».

Источник дохода

Количество заработанных «добрянок»

за участие в мероприятиях внутри ЦДП и общегородских мероприятиях

5 добрянок

за содержание в чистоте и порядке игровых комнат

5 добрянок

за инициативное дело

10 добрянок

за высокий культурный уровень: поведения в ЦДП

5 добрянок

Дежурство по ЦДП

10 добрянок

Победа в фестивале, конкурсе, викторине

10 добрянок

 

Источник дохода

Количество штрафных «рад»

за плохое поведение в столовой, в общественных местах;

5 добрянок

за плохое дежурство отряда;

5 добрянок

за беспорядок в игровых комнатах;

5 добрянок

за нарушение законов ЦДП;

10 добрянок

за употребление грубых слов.

30 добрянок

Выход за пределы школы без разрешения

30 добрянок

Опоздание на зарядку, мероприятие

5 добрянок

Варианты нематериальных стимулов

поднятие флага РФ и РБ на линейке;

благодарственное письмо родителям;

исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;

устная благодарность;

занесение имени отличившегося в Книгу Почета лагеря.

Таблица званий и наград

Участие

Звание

Награда

Интеллектуальные соревнования

Умник, умница, мастер, знаток, самый мудрый

Диплом, грамота, сертификат, медаль, орден

Спортивные соревнования

Чемпион, сильнейший, призер

Медаль, лента чемпиона, спортивная грамота

Народные игры

Победитель

Трехцветная лента на пояс или голову

Походы

Испытатель, исследователь

Лавровый венок

Проведение самостоятельных занятий, участие в самоуправлении

Самый активный, лидер, самый справедливый, самый предприимчивый и т.д.

Памятный адрес, диплом, сертификат

Подготовка и участие в обще лагерных делах

Открыватель, добро дел, лауреат, активный участник, мастер “Золотые руки”

Памятный адрес, диплом, грамота.

В конце смены устраивается ярмарка, на которой дети смогут потратить заработанные «добрянки», купив что-то из предложенного. Это могут быть сувениры, сладости или фрукты.

Законы смены

Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.

Закон ноль-ноль. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять   закон 00.

Закон мотора. Долой скуку!

Закон выносливости. Будь вынослив.

Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Закон доброго отношения друг к другу. По этому закону устанавливаются дружеские, уважительные отношения сверстников, старших и младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена летнего лагеря. 

Закон песни. Предполагает уважительное отношение к песне: знаешь — поешь, не знаешь — слушаешь. И никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.

No smoking!

Заповеди:

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе.

Все делай творчески, а иначе зачем?

Распорядок дня

с 08.30 до 14.30

08.30 – 9.00 - Сбор детей, зарядка

09.00 - 09.15 – Утренняя линейка, инструктаж по ТБ, ПДД, ПТБ

09.15 - 10.00 -  Завтрак

10.00 -12.00 - Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций

12.00 -13.00 – Оздоровительные процедуры

13.00 – 14.00 – Обед

14.00 - 14.30 -  свободная деятельность по интересам

14.30  - уход детей домой

-14.30 – 14.45– совещание  педагогов, анализ дня

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение – решающий фактор успешного проведения лагеря с дневным пребыванием. Для полной реализации целей и задач программы лагеря, полноценного участия всех участников смены (а это 100 человек) в работе лагеря необходимо определённое количество педагогов и инструкторов, имеющих опыт спортивной и воспитательной работы. Сведения о количестве педагогического состава, образовании, педагогических категорий и стажа приведены в таблице.

Подбор и подготовка кадров

Инструкторский «корпус»

 

Руководители отрядов

 

Администрация лагеря, педагоги-инструктора назначаются из числа основных работников МБОУ «СОШ №13» городского округа город Октябрьский РБ.

Для подготовки педагогов-инструкторов в течение года организуются семинары, по вопросам подготовки лагеря, рассматривается программа лагеря и предложения по организации и проведению занятий по оздоровлению, организации досуга участников смены.

 

Воспитателями отрядов назначаются школьные педагоги, которые так же работают педагогами дополнительного образования в МБОУ «СОШ №13» по организации внеурочной деятельности во время учебного процесса. В течение года организуются семинары, по вопросам организации и проведения лагеря.

 

Количество педагогов

Инструкторский «корпус»

Руководители групп

4

13

Образование

Высшее

12

Средне-специальное

5

Категория

Высшая

10

Первая

7

Педагогический стаж

До двух лет

2

От двух до пяти

15

Помимо педагогических работников в штате лагеря имеются: медицинский работник, повара, технический персонал.

Совет командиров

Повара, технический персонал

 

Участники смены

Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.

Материально-техническое обеспечение

Для качественного проведения всех  запланированных мероприятий по программе на территории лагеря имеются:

  • ТСО:
  • -видеоаппаратура
  • -аудиоаппаратура,
  • -канцелярские товары,
  • медицинский кабинет,
  • спортивная площадка на открытом воздухе,
  • футбольное поле;
  • столовая;
  • малый спортивный зал.

Финансовое обеспечение

Обеспечение производится из республиканского и муниципального бюджета. Отдел образования Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан выделяет средства на дератизацию территории и приобретение хозяйственных товаров для лагеря. А также осуществляет оплату услуг по приготовлению пищи в размере 41% от общей стоимости.

Республиканский бюджет выделяет средства на закупку продуктов питания из расчета 108 рублей на человека в сутки. В 2018 году на эти цели для оздоровления 100 детей и подростков МБОУ «СОШ №13» выделено 226.800 рублей.

Нормативно – правовое обеспечение

Научно – методическое обеспечение

  • наличие необходимой документации, программы, плана работы;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами и вожатыми до начала лагерной смены;
  • проведение мероприятий в форме коллективных творческих дел;
  • индивидуальная работа;
  • деловые и ролевые игры.

Мотивация

  • организация летнего отдыха детей;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Партнёры ЛДП - социум городского округа: центральная детская библиотека, краеведческий музей, Центр национальных культур, Детский эколого – биологический центр, служба МЧС, пожарная часть, Совет ветеранов, Дворец детского и юношеского творчества, музей поискового отряда «Живи Земля».

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной формы организации проведения мероприятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала (через разнообразные формы) всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период.
  •  Повышение уровня социально-психологической компетенции детей и подростков .
  • Повышение уровня экологической культуры.
  • Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.
  • Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
  • Развитие лидерских качеств.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
  • Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы.
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей
  • Желание участвовать в работе лагеря на следующий год
  • Удовлетворенность организацией работы лагеря родительской общественности
  • Степень активности ребенка в практической деятельности по усвоению новых знаний, умений и навыков
  • Умение участников смены оценивать собственные результаты
  • Самостоятельность в занятиях по своему интересу, ответственность
  • Характер нравственных отношений со сверстниками, взрослыми
  • Качественные изменения физического состояния ребенка
  • Расширение знаний о ЗОЖ и способах укрепления здоровья
  • Социально значимая направленность деятельности

Организация аналитической работы

В лагере «Добрые дети мира» разработан свой вариант организации аналитической работы. Прежде всего, необходим ежедневный анализ:

  • учитываются мнения участников смены, обобщенные на вечерних «кругах» и заседаниях органов самоуправления;
  • проводятся аналитические планерки не только по итогам дня, но и при планировании следующего дня;
  • имеется специальный стенд, на котором участники смены могут оставлять свои отзывы, впечатления о прожитом дне, а так же пожелания и отзывы о лагере.

Все это позволяет накапливать материалы для систематического обдумывания педагогических процессов и явлений, позволяет чутко реагировать на запросы и интересы участников смены.

  • в течение смены проводится анкетирование;

Диагностика результативности работы по программе

В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью групп:

Предварительный контроль

Цель предварительного контроля — предварительная психологическая диагностика личностных характеристик участников смены с целью выявления способностей, интересов, мотивов участия в лагере. Проводится в виде анкетирования участников смены в организационный период.

Текущий и периодический контроль

Текущий и периодический контроль – это систематическая проверка и оценка результатов работы команды на конкретных этапах реализации программы, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку участники смены обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности. Проходит в виде наблюдения за поведением участников смены.

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в конце каждого дня лагерной смены, в конце смены. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку программных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов. Итоговый контроль включает диагностику развития познавательной мотивации участников смены, уровень их культуры общения, развитие интеллектуальных и рефлексивных способностей. Анкетирование участников смены в конце смены, позволяющие выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и в последующие года они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

Концепция духовно-нравственного воспитания детей

Санитарно-гигиенические     правила и  нормы  (2.4.4.1204-03),  утвержденные Главным санитарным врачом РФ.

Материалы курсовой подготовки ВИПКРО

Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел» - Кострома, 2002 г. «Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей» - М, «Илекса»,

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. Кострома: Педагогическое общество России, 2001.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М., 1990.

Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника // Педагогика и психология: Новое в жизни, науке, технике. № 3. - М.: Знание, 1988.-80с.

Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.

Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.

Толченое О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. М.: Владос,2001.

Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое общество России,2001. 11.Черный Г.П. Пионерский праздник. - М.: Мол. гвардия, 1980. -95с.: ил.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993. -111с.

Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. - 160 с.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения, СПб.: Речь, 2006

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8 – 11 классы, М., ВАКО - 2006

Грибы – энциклопедия грибов на сайте «Я – грибник.ру».// Электрон. сайт. URL:  http://ya-gribnik.ru/ (дата обращения 03.04.2017)

Дикорастущие растения: съедобные и лекарственные травы из леса. Фото и названия.// Электрон. сайт.  URL: http://www.kladovayalesa.ru/archives/1601 (дата обращения 7.04.2017)

Достопримечательности Республики Башкортостан – Наш Урал.// Интернет-проект.  URL: https://nashural.ru/mesta/bashkortostan/ (дата обращения 15.04.2017)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. План- сетка воспитательных мероприятий
  2. Фотоотчёт по каждому дню смены в лагере.

Комментарии

No Avatar
Наташастриж on вс, 03/17/2024 - 14:00

Интересная программа

No Avatar
Ольга Николаевн... on вт, 03/26/2024 - 21:46

интересная программа

No Avatar
Ольга Николаевн... on вт, 03/26/2024 - 21:46

вапр