Рабочая программа факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Татарско-Елтанская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Чистопольский муниципальный район, Республика Татарстан
Рабочая программа факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса
Галиуллина Венера Талгатовна
учитель-дефектолог
Рабочая программа
факультативного курса для 8 класса
Пояснительная записка
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности школьника.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению традиции и культуру родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Данная программа ориентирована на среднего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Программа образования руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса. Курс программы рассчитан на 34 часа. Знания учащихся не оцениваются. Преподавание курса имеет перед собой следующую цель:
-
приобщение обучающихся к богатствам культуры родного народа,
-
развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений культуры и отражённой в ней действительности, и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, личностной идейно-нравственной позиции.
Программа ставит следующие задачи:
-
формирование навыка нравственно-эстетического отношения к действительности.
-
воспитание чувства гордости за национальную культуру татарского народа.
-
понимание общечеловеческого, гуманистического характера народного искусства.
-
понимание национальных особенностей в татарском народном искусстве.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
-
формирование навыков работы с историческими источниками, литературой и периодической печатью.
Занятия по программе должны позволить учащимся понять и освоить историю, культуру и язык татарского народа.
Достижение этой цели предполагает:
-
чтение и изучение произведений устного народного творчества;
-
изучение истории своего народа;
-
сбор материала по обычаям, традициям и обрядам родного (татарского) народа;
-
развитие эмоциональной культуры речи.
В изучение истории, культуры и быта родного (татарского) народа выделяют следующие разделы:
Предания старины глубокой (Введение). Наш край в древности. Культура. Понятие структуры и содержание народного фольклора.
Виды народного творчества. Народное декоративное искусство.
Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе).
Формы работы: занятия, наблюдения, визуальные экскурсии, экскурсии в сельский фольклорный музей, просмотр видеосъемок о проведенных народных праздниках на селе, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Тематическое планирование.
№ п.п.
|
Раздел.
|
Количество часов
|
1
|
Предания старины глубокой (Введение).
|
1
|
2
|
Наш край в древности.
|
2
|
3
|
Культура
|
1
|
3
|
Понятие структуры и содержание народного фольклора.
|
2
|
4
|
Виды народного творчества
|
16
|
5
|
Народное декоративное искусство.
|
12
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
-
своих предков, их ФИО, профессии, увлечения;
-
знать символику Татарстана, названия сёл своего района, рек и других объектов;
-
названия улиц, культурных центров, памятных мест города, района;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
национальный состав села или города, где они живут, праздники и обычаи народов;
Учащиеся должны уметь:
-
составлять родословную;
-
переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
-
общаться, сотрудничать.
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
|
Раздел. Тема урока
|
Количество часов
|
Дата проведения
по плану
|
Дата проведения
по факту
|
1
|
Предания старины глубокой. – 1 ч.
|
1
|
|
|
2
|
Наш край в древности.- 2 ч
Появление тюркских народов на территории Поволжья и образование ими своих государств.
|
1
|
|
|
3
|
Древние татары и развитие в истории как нации
|
1
|
|
|
4
|
Культура и этническая культура. – 1 ч
|
1
|
|
|
5
|
Понятие структуры и содержания народного фольклора – 2 часа
|
1
|
|
|
6
|
Устное народное творчество
|
1
|
|
|
7
|
Виды народного творчества. 16 ч.
Знакомство с татарским эпосом
|
1
|
|
|
8
|
Татарские народные сказки «Танбатыр», «Зирәк карт».
|
1
|
|
|
9
|
Сказка А. Алиша «Ялкаулык – хурлык, тырышлык – зурлык».
|
1
|
|
|
10
|
Пословицы и поговорки о языке, о народе.
|
1
|
|
|
11
|
Фольклорная музыка, исполнительское мастерство, многоголосие. Сельский фольклорный ансамбль “Гэлэр” (заочное знакомство)
|
1
|
|
|
12
|
Бытовые, обрядовые песни.
|
1
|
|
|
13
|
Народные инструменты. Курай, гармонь, кубыз, сырлы бәләк.
|
1
|
|
|
14
|
Праздник «Уйнагыз, гармунннар» Приглашение гармонитса села Минабутдинова Рашита Валиахметовича.
|
1
|
|
|
15
|
Искусство танца. Народные пляски, хороводы.
|
1
|
|
|
16
|
Классический татарский танец «Әпипә», его специфика.
|
1
|
|
|
17
|
Народные танцы «Парлы бию», «Бишле бию», «Чабата биюе».
|
|
|
|
18
|
Традиционные мотивы татарского костюма. Праздничный костюм. Бытовой костюм. Экскурсия в сельский музей.
|
1
|
|
|
19
|
Традиционные цветосочетания в костюме. Ведущие художники-модельеры.
|
1
|
|
|
20
|
Религиозный праздник Курбан-байрам.
|
1
|
|
|
21
|
Обрядовые праздники «Навруз», «Нардуган».
|
1
|
|
|
22
|
Традиционный праздник «Сабантуй»
|
1
|
|
|
23
|
Народное декоративное искусство. 11 ч.
Виды декоративного искусства
|
1
|
|
|
24
|
Возрождение и развитие народного декоративного искусства.
|
1
|
|
|
25
|
Его основные общественно значимые виды.
|
1
|
|
|
26
|
Взаимодействие профессионального и народного творчества.
|
1
|
|
|
27
|
Специфика художественного языка.
|
1
|
|
|
28
|
Образность декоративного искусства.
|
1
|
|
|
29
|
Применение декоративного искусства в оформлении празднеств, обрядов, выставочных экспозиций, костюмов и других элементов временного убранства.
|
1
|
|
|
30
|
Роспись и аппликация по ткани
|
1
|
|
|
31
|
Художественная обработка кожи. Татарская вышивка.
|
1
|
|
|
32
|
Русские народные промыслы. Керамика.
|
1
|
|
|
33
|
Русские народные промыслы: гжели, хохлома
|
1
|
|
|
34
|
Обобщение Повторение. Экскурсия в фольклорный музей.
|
1
|
|
|