Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Рабочая программа факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса

Государственное бюджетное  образовательное учреждение  «Татарско-Елтанская   школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Чистопольский муниципальный район, Республика Татарстан

 

Рабочая программа  факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса

 

Галиуллина Венера Талгатовна

учитель-дефектолог

 

 

 

Рабочая программа
факультативного курса   для 8 класса
 
Пояснительная записка
     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины.
    Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности  школьника.
   Содержание программы  отражает комплексно-системный подход к изучению традиции и культуру родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
    Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она  сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
    Данная программа ориентирована на среднего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
    Программа  образования  руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
    Программа рассчитана на учащихся 8 класса. Курс программы рассчитан на 34 часа. Знания учащихся не оцениваются.  Преподавание курса  имеет перед собой следующую цель:
  • приобщение обучающихся к богатствам культуры родного народа,
  • развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений культуры и отражённой в ней действительности, и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, личностной идейно-нравственной позиции.
Программа  ставит следующие задачи:
  • формирование навыка нравственно-эстетического отношения к действительности.
  • воспитание чувства гордости за национальную культуру татарского народа.
  • понимание общечеловеческого, гуманистического характера народного искусства.
  • понимание национальных особенностей в татарском народном искусстве.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • формирование навыков работы с историческими источниками, литературой и периодической печатью.
 
Занятия по программе  должны позволить учащимся понять и освоить историю, культуру и язык татарского народа.
Достижение этой цели предполагает:
  • чтение и изучение произведений устного народного творчества;
  • изучение истории своего народа;
  • сбор материала по обычаям, традициям и обрядам родного (татарского) народа;
  • развитие эмоциональной культуры речи.
В изучение истории, культуры и быта родного (татарского) народа выделяют следующие разделы:
Предания старины глубокой (Введение). Наш край в древности. Культура. Понятие структуры и содержание народного фольклора.
Виды народного творчества. Народное декоративное искусство.
 
   Работа осуществляется через  организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе).
 
   Формы работы: занятия, наблюдения, визуальные экскурсии, экскурсии в сельский фольклорный музей, просмотр видеосъемок о проведенных народных праздниках на селе,  игры, практические работы, индивидуальная работа.
 
Тематическое планирование.
№ п.п.
Раздел.
Количество часов
1
Предания старины глубокой (Введение).
1
2
Наш край в древности.
2
3
Культура
1
3
Понятие структуры и содержание народного фольклора.
2
4
Виды народного творчества
16
5
Народное декоративное искусство.
12
 
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
  • своих предков, их ФИО, профессии, увлечения;
  • знать символику Татарстана, названия сёл своего района, рек и других объектов;
  • названия улиц, культурных центров, памятных мест города, района;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • национальный состав  села или города, где они живут, праздники и обычаи народов;
 Учащиеся должны уметь:
  • составлять родословную;
  • переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
  • общаться, сотрудничать.
 
Календарно-тематическое планирование.
 
урока
Раздел. Тема урока
Количество часов
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
1
Предания старины глубокой. – 1 ч.
1
 
 
2
Наш край в древности.- 2 ч
 Появление тюркских народов на территории Поволжья и образование ими своих государств.
1
 
 
3
Древние татары и развитие в истории как нации
1
 
 
4
Культура и этническая культура. – 1 ч
1
 
 
5
Понятие структуры и содержания народного фольклора – 2 часа
1
 
 
6
Устное народное творчество
1
 
 
7
Виды народного творчества. 16 ч.
Знакомство с татарским эпосом
1
 
 
8
Татарские народные сказки «Танбатыр», «Зирәк карт».
1
 
 
9
Сказка А. Алиша «Ялкаулык – хурлык, тырышлык – зурлык».
1
 
 
10
Пословицы и поговорки о языке, о народе.
1
 
 
11
Фольклорная музыка, исполнительское мастерство, многоголосие.  Сельский фольклорный ансамбль “Гэлэр” (заочное знакомство)
1
 
 
12
Бытовые, обрядовые песни.
1
 
 
13
Народные инструменты. Курай, гармонь, кубыз, сырлы бәләк.
1
 
 
14
Праздник «Уйнагыз, гармунннар» Приглашение гармонитса села  Минабутдинова Рашита Валиахметовича.
1
 
 
15
Искусство танца. Народные пляски, хороводы.
1
 
 
16
Классический татарский танец «Әпипә», его специфика.
1
 
 
17
 Народные танцы «Парлы бию», «Бишле бию», «Чабата биюе».
 
 
 
18
Традиционные мотивы татарского костюма. Праздничный костюм. Бытовой костюм. Экскурсия в сельский музей.
1
 
 
19
Традиционные цветосочетания в костюме. Ведущие художники-модельеры.
1
 
 
20
Религиозный праздник Курбан-байрам.
1
 
 
21
Обрядовые праздники «Навруз», «Нардуган».
1
 
 
22
Традиционный праздник «Сабантуй»
1
 
 
23
Народное декоративное искусство. 11 ч.
Виды  декоративного искусства
1
 
 
24
Возрождение и развитие народного декоративного искусства.
1
 
 
25
Его основные общественно значимые виды.
1
 
 
26
 Взаимодействие профессионального и народного творчества.
1
 
 
27
 Специфика художественного языка.
1
 
 
28
Образность декоративного искусства.
1
 
 
29
Применение декоративного искусства в оформлении празднеств, обрядов, выставочных экспозиций, костюмов и других элементов временного убранства.
1
 
 
30
Роспись и аппликация по ткани
1
 
 
31
Художественная обработка кожи. Татарская вышивка.
1
 
 
32
Русские народные промыслы. Керамика.
1
 
 
33
Русские народные промыслы: гжели, хохлома
1
 
 
34
Обобщение Повторение. Экскурсия в фольклорный музей.
1