РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ
МАОУ Гимназия № 1 г. Калининграда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ
Желобкович Илона Владимировна
учитель ИЗО
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, формы занятий и методы обучения, календарно-тематический план, описание методического обеспечения и список использованной литературы.
Пояснительная записка данной программы отражает цель, задачи и особенность данной программы.
В учебно-тематическом плане расписано количество часов на теорию и практику.
В содержании программы описаны по наименованиям разделы занятий: рисование с натуры и по памяти, рисование на темы, лепку, декоративное рисование, работу с бумагой и беседы.
В разделе форм и методов рассмотрены принципы обучения, требования к занятиям.
В календарно-тематическом планировании отражены все темы и количество часов, которое отводится на каждую тему, и типы и содержание каждого занятия.
В программе также имеется раздел, описывающий методическое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с изменением культурной среды и культурных ценностей современного общества появляются новые задачи в образовании, появляются новые формы и методы воспитания и обучения детей, новые требования для создания оптимальных условий для развития детей, как творческих личностей, и для более успешной адаптации в современном обществе. Дети, которые осваивают направления образовательной деятельности за рамками школьной программы, реализовываются творчески, получают художественные навыки и более осознанно ориентируются в дальнейшем выборе профессии.
Одним из интереснейших направлений является изобразительное искусство, которое включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, лепки, декоративного рисования, бумагопластики, батика и новых видов творческой деятельности - декупаж (аппликация) и квиллинг и др.
Образовательная программа предполагает развитие у детей творческих способностей. Для данного развития в программу входят занятия рисунком, живописью, композицией, лепкой и декоративным рисованием. Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству В.С.Кузина. По мере освоения курса программы у детей происходит развитие творческих способностей, появляется творческий опыт, развивается кругозор. Дети познают основы художественного изображения, основы композиции, углубленно знакомятся с орнаментом и символикой орнамента, перспективным построением изображения, основами цветоведения.
По мере приобретения творческого опыта - обучающиеся становятся более активными в творческом плане, раскрепощенными. На занятиях у детей начинается формирование интересов от интереса к процессу обучения до развития начального профессионального интереса, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, значит - развитие творческих способностей детей актуально.
Основная роль в художественном творческом процессе принадлежит воображению, а для поиска решения поставленной творческой задачи служит интуиция; способность творить позволяет человеку создавать новые материальные воплощения духовной культуры, а необходимым условием развития творческих способностей является преобразующая деятельность. Этот вид деятельности превращает человека в творца, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым. Привлекательным для детей занятия творчеством делает неизвестность получения результата и желание получить его особенно положительным.
Занятия не только увлекательны и познавательны, но также имеют и практическую пользу.
Важно отметить, что дети, занимаясь в изостудии "Вдохновение +", работают с разными материалами и такие занятия можно назвать комплексными.
Целью программы является формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение художественной грамотой и образным языком декоративно-прикладного искусства, элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы:
1) знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);
2) формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;
3) обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;
4) формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;
5) приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской деятельности;
6) развитие творческих способностей;
7) развитие смекалки, художественного вкуса;
8) развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;
9) развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;
10)совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения;
11) воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;
12) формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.
13) способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1.
Кол-во часов |
64 часа |
Теория |
18 часов |
Практика |
46 часов |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, лепка, работу с бумагой и беседы об изобразительном искусстве.
Таблица 2.
№ |
Тема |
Кол-во часов обучения |
1. |
Рисование с натуры и по памяти |
18 |
2. |
Рисование на темы и иллюстрирование, рисование по представлению |
24 |
3. |
Декоративная работа |
6 |
4. |
Лепка |
6 |
5. |
Работа с бумагой |
6 |
6. |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас |
4 |
|
Итого |
64 |
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Форма занятий в изостудии "Вдохновение +" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в школе. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает и носителем информации и способствует развитию ребенка как Личности. Занятия отвечают следующим требованиям:
1) имеют развивающий характер,
2) носят профориентационный характер,
3) способствуют раскрытию врожденных творческих задатков,
4) развивают творческие способности,
5) обеспечивают многообразие видов деятельности.
Большее количество занятий - практические. Педагог на занятиях соблюдает выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог создает на занятиях атмосферу творчества, что раскрепощает обучающихся. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Обязательно внутри занятия и после занятия педагог организует с учащимися физкультминутки и минутки гимнастики для глаз.
На занятиях чередуются различные по характеру задания. Недопустимо на занятии выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени работы.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В качестве основных методов используются беседы, беседы-семинары, игровые методы, метод мастер-классов, метод создания на занятиях ситуаций занимательности, репродуктивный, практических работ. Занятия часто носят индивидуальный характер, поскольку обучающиеся при рисовании с натуры имеют каждый свой вид (точку и угол зрения), при рисовании на темы, лепке, декоративном рисовании - каждый выполняет задание по своему эскизу, что также способствует развитию творческих способностей. Также в плане программы есть и групповые задания, которые также учат детей быть коммуникативными. На занятиях применяется метод наглядности, принцип последовательности, активности, доступности, прочности и связи теории с практикой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
|
Наброски листьев простых форм. |
1 |
2 |
|
Наброски листьев на веточках. |
1 |
3 |
|
«Дары осени» – рисование с натуры овощей и фруктов |
1 |
4 |
|
«Дары осени» – лепка овощей и фруктов |
1 |
5 |
|
Тема осени в творчестве русских художников. (Левитан, Шишкин) |
1 |
6 |
|
В сентябре у рябины именины |
1 |
7 |
|
Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень на природе за городом».. |
1 |
8 |
|
История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы. Рисование матрешки. |
1 |
9 |
|
Беседа на тему "Творчество художников-анималистов" |
1 |
10 |
|
Рисование животных в разных техниках |
1 |
11 |
|
Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» |
1 |
12 |
|
Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная животные, птицы или рыбки.. |
1 |
13 |
|
Рисование набросков гуся. |
1 |
14 |
|
Создание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». |
1 |
15 |
|
Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые животные". Коллективная работа |
1 |
16 |
|
Создание иллюстрации к сказке «Репка». |
1 |
17 |
|
Беседа. "Знакомство с новым жанром изобразительного искусства - натюрмортом". |
1 |
18 |
|
Рисование книг (открытая книга, стопка книг, закрытая книга) |
1 |
19 |
|
Рисование натюрморта с книгами |
1 |
20 |
|
Рисование легковых игрушечных машин. |
1 |
21 |
|
Рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); |
1 |
22 |
|
Рисование натюрморта новогодней тематики |
1 |
23 |
|
«Веселые клоуны», |
1 |
24 |
|
Лепка клоуна |
1 |
25 |
|
«Радуга-дуга» С. Маршака |
1 |
26 |
|
Рисование с натуры Ели. |
1 |
27 |
|
Иллюстрирование рассказов Г.Скребицкого |
1 |
28 |
|
Знакомство с русской глиняной игрушкой (Дымковской) . |
1 |
29 |
|
Лепка и роспись Дымковской игрушки. |
1 |
30 |
|
«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал). |
1 |
31 |
|
«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал). |
1 |
32 |
|
«Мои друзья» |
1 |
33 |
|
Рисование дорожных знаков, детского воздушного шара, мяча, |
1 |
34 |
|
Иллюстрирование русских народных сказок |
1 |
35 |
|
«На морском берегу» |
1 |
36 |
|
Знакомство с Городецкой росписью. |
1 |
37 |
|
«Зимние развлечения с друзьями». |
1 |
38 |
|
Знакомство с Хохломской росписью по дереву. |
1 |
39 |
|
Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов Хохломы. |
1 |
40 |
|
«Праздничная улица» |
1 |
41 |
|
Рисование бабочек, цветов (незабуд ка, ландыш, фиалка и т. д.); |
1 |
42 |
|
«Елка» Е. Благининой; |
1 |
43 |
|
Знакомство с Гжелью |
1 |
44 |
|
Оставление гжельского узора в круге из растительных форм. |
1 |
45 |
|
Рисование старинной башни. |
1 |
46 |
|
Рисование натюрморта с разными овощами. |
1 |
47- |
|
Рисование любимого героя |
1 |
48 |
|
«С чего начинается Родина», |
1 |
49 |
|
«С чего начинается Родина». Лепка солдатиков и военной техники ВОВ |
1 |
50 |
|
Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина |
1 |
51 |
|
«Весна наступает».Рисование весеннего пейзажа. Рисование передача настроения пробуждения природы. Рисование набросков природы весной. |
1 |
52 |
|
Натюрморт с овощами и фруктами |
1 |
53 |
|
Составление узора из геометрических фигур |
1 |
54 |
|
Беседа на тему "Художники-сказочники" (Билибин, Васнецов) |
1 |
55 |
|
«Маша и медведь» |
1 |
56 |
|
«Маша и медведь» |
1 |
57 |
|
Натюрморт из геометрических тел |
1 |
58 |
|
Натюрморт "Тропический" |
1 |
59 |
|
Маковое поле. Эскиз и выполнение в свободной росписи "по сырому" батиком |
1 |
60 |
|
Лепка барельефа натюрморта |
1 |
61 |
|
Иллюстрирование стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» |
1 |
62 |
|
Рисование предметов быта |
1 |
63 |
|
Цветы и ягоды» И. Надеждиной |
1 |
64 |
|
Цветы нашей Родины. |
1 |
К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:
1) выполнять построение предметной плоскости,
2) построение простых предметов геометрическим способом и теней падающих и собственных предметов,
3) выполнять грамотное простое, но грамотное композиционное решение,
знать теплые и холодные цвета,
4) уметь выделять главное и второстепенное в рисунке,
5) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,
6) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,
7) знать пройденные промыслы,
8) уметь выполнять тональный рисунок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
2. Альбомы по искусству.
3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
2. Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Плакаты.
4. Репродукции произведений художников.
3. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Гипсовые геометрические тела, вазы, посуда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.
4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).