Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

МАОУ Гимназия № 1 г. Калининграда

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

 

Желобкович Илона Владимировна

учитель ИЗО

 

СОДЕРЖАНИЕ

Образовательная программа  содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, формы занятий и методы обучения, календарно-тематический план, описание методического обеспечения и список использованной литературы.

Пояснительная записка данной программы отражает цель, задачи и особенность данной программы.

В учебно-тематическом плане расписано количество часов на теорию и практику.

В содержании программы описаны по наименованиям разделы  занятий: рисование с натуры и по памяти, рисование на темы, лепку, декоративное рисование, работу с бумагой и беседы.

В разделе форм и методов рассмотрены принципы обучения, требования к занятиям.

В календарно-тематическом планировании отражены все темы и количество часов, которое отводится на каждую тему,  и типы и содержание каждого занятия.

В программе также имеется раздел, описывающий методическое обеспечение.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с изменением культурной среды и культурных ценностей современного общества появляются новые задачи в образовании, появляются новые формы и методы воспитания и обучения детей, новые требования для создания оптимальных условий для развития детей, как творческих личностей, и для более успешной адаптации в современном обществе. Дети, которые осваивают направления образовательной деятельности за рамками школьной программы, реализовываются творчески, получают художественные навыки и более осознанно ориентируются в дальнейшем выборе профессии.

Одним из интереснейших направлений является изобразительное искусство, которое включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, лепки, декоративного рисования,  бумагопластики, батика и новых видов творческой деятельности - декупаж (аппликация) и квиллинг и др.

Образовательная программа  предполагает развитие у детей творческих способностей. Для данного развития в программу входят занятия рисунком, живописью, композицией, лепкой и декоративным рисованием. Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству В.С.Кузина.  По мере освоения курса программы у детей происходит развитие творческих способностей, появляется творческий опыт, развивается кругозор. Дети познают основы художественного изображения, основы композиции, углубленно знакомятся с орнаментом и символикой орнамента, перспективным построением изображения, основами цветоведения.

По мере приобретения творческого опыта - обучающиеся становятся более активными в творческом плане, раскрепощенными. На занятиях  у детей начинается формирование интересов от интереса к процессу обучения до развития начального профессионального интереса, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, значит - развитие творческих способностей детей актуально.

Основная роль в художественном творческом процессе принадлежит воображению, а для поиска решения поставленной творческой задачи служит интуиция; способность творить позволяет человеку создавать новые материальные воплощения духовной культуры, а необходимым условием развития творческих способностей является преобразующая деятельность. Этот вид деятельности превращает человека в творца, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым. Привлекательным для детей занятия творчеством делает неизвестность получения результата и желание получить его особенно положительным.

Занятия не только увлекательны и познавательны, но также имеют и практическую пользу.

Важно отметить, что дети, занимаясь в изостудии "Вдохновение +", работают с разными материалами и такие занятия можно назвать комплексными.

Целью программы является формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение  художественной грамотой и образным языком декоративно-прикладного искусства, элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы:

1) знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);

2) формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;

3) обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;

4) формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;

5) приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской деятельности;

6) развитие творческих способностей;

7) развитие смекалки, художественного вкуса;

8) развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;

9) развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;

10)совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения;

11) воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;

12) формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.

13) способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.

Кол-во часов

64 часа

Теория

18 часов

Практика

46 часов

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Программа включает в себя рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, лепка, работу с бумагой и беседы об изобразительном искусстве.

Таблица 2.

 

Тема

Кол-во  часов

обучения

1.

Рисование  с  натуры  и  по  памяти

18

2.

Рисование  на  темы  и  иллюстрирование, рисование по представлению

24

3.

Декоративная  работа

6

4.

Лепка

6

5.

Работа с бумагой

6

6.

Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас

4

 

Итого

64

 

 

 

 

 

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Форма занятий в изостудии "Вдохновение +" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в школе. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает и носителем информации и способствует развитию ребенка как Личности. Занятия отвечают следующим требованиям:

1) имеют развивающий характер,

2) носят профориентационный характер,

3) способствуют раскрытию врожденных творческих задатков,

4) развивают творческие способности,

5) обеспечивают многообразие видов деятельности.

Большее количество занятий - практические. Педагог на занятиях соблюдает выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Педагог создает на занятиях атмосферу творчества, что раскрепощает обучающихся. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Обязательно внутри занятия и после занятия педагог организует с учащимися физкультминутки и минутки гимнастики для глаз.

 На занятиях чередуются  различные по характеру задания. Недопустимо на занятии выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В качестве основных методов используются беседы, беседы-семинары, игровые методы, метод мастер-классов, метод создания на занятиях ситуаций занимательности, репродуктивный, практических работ. Занятия часто носят индивидуальный характер, поскольку обучающиеся при рисовании с натуры имеют каждый свой вид (точку и угол зрения), при рисовании на темы, лепке, декоративном рисовании - каждый выполняет задание по своему эскизу, что также способствует развитию творческих способностей. Также в плане программы есть и групповые задания, которые также учат детей быть коммуникативными. На занятиях применяется метод наглядности, принцип последовательности, активности, доступности, прочности и связи теории с практикой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

1

 

Наброски листьев простых форм.

1

2

 

Наброски листьев на веточках.

1

3

 

«Дары осени» – рисование с натуры овощей и фруктов

1

4

 

«Дары осени» – лепка овощей и фруктов

1

5

 

Тема осени в творчестве русских художников. (Левитан,  Шишкин)

1

6

 

  В сентябре у рябины именины

1

7

 

Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень на природе за городом»..

1

8

 

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы. Рисование матрешки.

1

9

 

Беседа на тему "Творчество художников-анималистов"

1

10

 

Рисование животных в разных техниках

1

11

 

Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

1

12

 

Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная животные, птицы или рыбки..

1

13

 

Рисование набросков гуся.

1

14

 

Создание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

1

15

 

Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые животные". Коллективная работа

1

16

 

Создание иллюстрации к сказке «Репка».

1

17

 

Беседа. "Знакомство с новым жанром изобразительного искусства - натюрмортом".

1

18

 

Рисование книг (открытая книга, стопка книг, закрытая книга)

1

19

 

Рисование натюрморта с книгами

1

20

 

Рисование легковых игрушечных машин.

1

21

 

Рисование  игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

1

22

 

Рисование натюрморта новогодней тематики

1

23

 

«Веселые клоуны»,

1

24

 

Лепка клоуна

1

25

 

«Радуга-дуга» С. Маршака

1

26

 

Рисование с натуры Ели.

1

27

 

Иллюстрирование рассказов  Г.Скребицкого

1

28

 

Знакомство с русской глиняной игрушкой (Дымковской) .

1

29

 

Лепка и роспись Дымковской игрушки.

1

30

 

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

1

31

 

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

1

32

 

«Мои друзья»

1

33

 

Рисование дорожных знаков, детского воздушного шара, мяча,

1

34

 

Иллюстрирование русских народных сказок

1

35

 

«На морском берегу»

1

36

 

Знакомство с Городецкой росписью.

1

37

 

«Зимние развлечения с друзьями».

1

38

 

Знакомство с Хохломской росписью по дереву.

1

39

 

Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов Хохломы.

1

40

 

«Праздничная улица»

1

41

 

Рисование бабочек,  цветов (незабуд ка, ландыш, фиалка и т. д.);

1

42

 

«Елка» Е. Благининой;

1

43

 

Знакомство с Гжелью

1

44

 

Оставление гжельского узора в круге из растительных форм.

1

45

 

Рисование старинной башни.

1

46

 

Рисование натюрморта с разными овощами.

1

47-

 

Рисование любимого героя

1

48

 

«С чего начинается Родина»,

1

49

 

«С чего начинается Родина». Лепка солдатиков и военной техники ВОВ

1

50

 

Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина

1

51

 

«Весна наступает».Рисование весеннего пейзажа. Рисование передача настроения пробуждения природы. Рисование набросков природы весной.

1

52

 

Натюрморт с овощами и фруктами

1

53

 

Составление узора из геометрических фигур

1

54

 

Беседа на тему "Художники-сказочники" (Билибин, Васнецов)

1

55

 

«Маша и медведь»

1

56

 

«Маша и медведь»

1

57

 

Натюрморт из геометрических тел

1

58

 

Натюрморт "Тропический"

1

59

 

Маковое поле. Эскиз и выполнение в свободной росписи "по сырому" батиком

1

60

 

Лепка барельефа натюрморта

1

61

 

Иллюстрирование стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...»

1

62

 

Рисование предметов быта

1

63

 

Цветы и ягоды» И. Надеждиной

1

64

 

Цветы нашей Родины.

1

К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:

1) выполнять построение предметной плоскости,

2) построение простых предметов геометрическим способом и теней падающих и собственных предметов,

3) выполнять грамотное простое, но грамотное композиционное решение,

знать теплые и холодные цвета,

4) уметь выделять главное и второстепенное в рисунке,

5) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,

6) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,

7) знать пройденные промыслы,

8) уметь выполнять тональный рисунок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

2. Альбомы по искусству.

3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 3. Плакаты.

4. Репродукции произведений художников.

3. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Гипсовые геометрические тела, вазы, посуда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.

4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).