психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания дошкольников образовательного учреждения и семьи «Родной мой край»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 217 «Светлана»
психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания
дошкольников образовательного учреждения и семьи «Родной мой край»
Заведующая
Истомина О.Б.
Номинация:Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей
Сроки реализации: 2014 – 2017гг
Эффективность и результаты:Применение программы в практической деятельности позволило обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира. Способствовало формированию чувств любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций, ориентированию семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, формировании нравственных качеств дошкольников, в повышении нравственной культуры дошкольников.
Разработчик: Авторский коллектив:
Истомина Ольга Борисовна - заведующий
Шурухина Любовь Андреевна -Старший воспитатель
Рецензент:С.Г. Курашинова - специалист 1 категории муниципального казенного учреждения Краснодарского научного методического центра
Реализация программы осуществляется коллективом МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 217»
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают воспитание духовно-нравственных и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Программа психолого-педагогического сопровождения нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников «Родной мой край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование способностей и интегративных качеств в условиях сотрудничества с семьями воспитанников.
Приоритет программы – реализация нравственно-патриотического воспитания, формирование системы ценностных ориентиров духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание программы «Родной мой край» и ее структура представлены в тематических блоках с учетом принципа интеграции образовательных областей. Наличие в программе приложений с практическим материалом, планированием и методических рекомендаций способствует реализации регионального компонента через использование различных видов детской деятельности. Программа «Родной мой край» сочетает принципы развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования.
- Введение
- Основная часть
Глава 1. Содержательный раздел
1. Особенности общей организации образовательного процесса
- Музейная педагогика в ДОУ
- Взаимодействие с семьями воспитанников
4. Проектная деятельность
5. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
Глава 2.Организационный раздел
- Культурно-досуговая деятельность.
IIIЗаключение
Приложения
Введение
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Воспитание подрастающего поколения – предмет особой заботы современного общества. Воспитательное воздействие на ребенка должно начитаться как можно раньше. Его успешность определяется единством и согласованностью воспитательного воздействия, которое может осуществляться в детских дошкольных учреждениях и семье, а основа этого единства – полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения.
Велико значение семьи в воспитании детей. Родители становятся первыми учителями и воспитателями для своих детей. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности с первым лет его жизни. Многие педагоги и психологии (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.Н.Леонтьев, Т.А. Маркова) указывают на огромное влияние семейного воспитания.
В связи с этим И.А. Ильин считает, что именно семья, отец и мать, является для ребенка источником духовной любви и веры человека, формирования системы его ценностных ориентаций.
Между тем современная проблема семейного воспитания – чрезмерная загруженность родителей по материальному обеспечению семьи – привела к тому, что некоторые родители самоустранились от воспитания собственных детей, предоставив данную заботу общественным организациям (детскому саду и школе). Однако только во взаимодействии педагогов детского сада и родителей воспитанников возможен полноценный процесс воспитания будущего гражданина.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. Он писал: «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ нравственности, духовности, патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизм» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своего народа, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Дошкольный возраст,- лучший период для формирования любви к малой родине. Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота и величие Отечества.
Необходимость разработки программы по духовно – нравственному и нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в содружестве с семьей назрела уже давно.
Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается воспитание нравственных качеств и закладывается фундамент развития личности. Здесь закладывается основы понимания ребенком мира, социальные и культурные нормы. Воздействие семьи на личность – не просто важный, а необходимый, действенный компонент воспитания детей. В дошкольные годы ребенок полностью отождествляет себя с семьей, воспринимая все преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и естественно, их ориентаций. Благодаря этому в семье осуществляется преемственность поколений, социализация детей.
Несмотря на то, что в семьях накоплен достаточный опыт успешного воспитания и
формирования ценностей семейного воспитания, встречаются семьи, в которых допускаются ошибки в воспитании детей.
Основная причина неправильного воспитания - недостаточный уровень педагогической культуры родителей, сформированности иерархии ценностных ориентиров и невысокий уровень взаимодействия детского сада и семьи по проблемам воспитания и обучения дошкольников.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.
В качестве основных приоритетов сегодня выступают: эффективное содействие
преодолению кризиса семейного воспитания и разрушения системы ценностных ориентиров.
В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы воспитания патриотизма, любви к Родине, гражданственности (Е.А. Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Л.А. Кондрыкинская, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).
Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Но реализация этого потенциала возможна только при взаимодействии современного дошкольного учреждения и семьи в условиях сотрудничества. При этом важнейшим условием для дошкольного учреждения является системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания и формирования системы ценностных ориентиров.
Общая характеристика программы
Программаразработана с учетом основных документов образования:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
-Концепция модернизации российского образования на период 2011-2015г.
-Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» № 2770-КЗ от 16.07.2013 г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.»
Программа психолого-педагогического сопровождения нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников «Родной мой край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
Программа «Родной мой край» предполагает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). Программа, отражая содержание и организационные составляющие деятельности по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей дошкольного возраста, не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка и предлагает не только увеличение объема стартовых знаний, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Данная программа реализуется в рамках основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДОО - региональный компонент) через организацию непосредственно образовательной деятельности, совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность дошкольников и кружковую работу.
Система работы рассчитана на три учебных года.
Место реализации программы – детский сад и семья.
Ведущие Цели программы:
- создание благоприятных условийдля полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формированиеоснов базовой культуры личности;
- формирование единых установок у воспитывающих взрослых - родителей и педагогов - на воспитание духовности, нравственности и патриотизма у дошкольников;
-воспитаниегуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан, патриотов Отечества.
Задачи:
-воспитание ценностных ориентиров добра, красоты, познания и здоровья у детей дошкольного возраста;
-воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому, интереса к семейным традициям; истории своей семьи;
-воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
-гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему, будущему родного города, края, чувства гордости за свою малую Родину;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
-воспитание чувств уважения к профессиям и труду взрослых;
-приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни;
-формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Содержание программы основано на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
Программа «Родной мой край»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- учитывает организационный принцип – создание психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды (важнейшим условием реализации программы является создание специально организованной развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды);
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (программа соответствует возрастным особенностям и возможностям воспитанников и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- учитывает принцип интеграции образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
При разработке данной программы мы опирались на культурологический, системный, личностный, комплексный, средовой и деятельностный подходы в их взаимосвязи.
Отличительные особенности программы «Родной мой край»
Приоритет программы – реализация нравственно-патриотического воспитания, формирование системы ценностных ориентиров духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Особенности структуры программы
- Содержание программы «Родной мой край» и ее структура представлены с учетом принципа развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости;
- Существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала – содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого--педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам.
- Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
- Направленность на дальнейшее образование.
Программа направлена на развитие в дошкольниках познавательного интереса, стремления к получению знаний; формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
- Направленность на взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития плодотворных отношений с семьями воспитанников. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Наличие приложения с подробными перечнями
В приложение вынесены:
- схема построения программы «Родной мой край»;
- перспективные планы по возрастным группам;
- тематическое планирование с учетом календарных дат;
- перечень праздников, досугов, развлечений на учебный год;
- циклограмма совместной деятельности воспитателя с дошкольниками;
Это существенно сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие.
Разработка методических рекомендаций
- Методические рекомендации для педагогов ДОУ, реализующих Музейную педагогику.
- Методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия «Электронная книга» для детей.
- Нетрадиционные формы работы с родителями
Технология реализации программы
- предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса;
- предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (игровой, двигательной, речевой, познавательной, художественно-эстетической);
- включает описание развивающей предметно – пространственной среды;
- содержание программы представлено в блоках по направлениям: «Музейная педагогика», «Технология проектирования», «Электронные пособия».
Планируемые результаты освоения программы
- Переход ценностных ориентиров в систему ценностных отношений на этапе формирования готовности к школе в условиях взаимодействия семьи и детского сада.
Глава IСодержательный раздел
Особенности общей организации образовательного пространства
Важнейшим условием реализации программы «Родной мой край» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Система воспитательно-образовательного процесса нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. Среда – одно из условий передачи традиций между поколениями, становления самосознания ребенка, его самовыражения и самоопределения Именно такой средой является Музейный комплекс в образовательном учреждении.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Музейная педагогика в предметно – развивающей среде ДОУ.
Музей в дошкольном учреждении – это то образовательное пространство, где обучение носит творческий и развивающий характер.
Детский музей – воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия.
Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (предметы быта - старинного и современного, изделия народного искусства, репродукции, материалы для творчества и т.д.). Подобная организация пространства позволяет дошкольнику выбирать интересную для себя деятельность, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для организации работы по музейной педагогике рекомендуются такие формы организации деятельности с детьми: ежедневные (сбор или созданиеэкспонатов,коллекционирование); еженедельные(игры, художественныйтруд, конструирование); ежемесячные (образовательная деятельность, выполнение домашних заданий); периодические (мастер-классы, фольклорные развлечения)
Взаимодействие детского сада с семьей
Воспитательно-образовательной микросредой для детей дошкольного возраста в равной степени являются семья и дошкольное учреждение. В Концепции дошкольного образования говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В Федеральном Законе “Об образовании в Российской Федерации ” от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Основная цель этой работы - создание единого пространства развития ребенка.
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию ценностных ориентиров у детей включает комплекс интерактивных форм и методов общения: детско – родительские сообщества: (семейные гостиные, творческие мастерские, клубы по интересам); детско – родительские проекты;совместные мероприятия (праздники, развлечения, спортивные досуги, туристические походы, мастер-классы); детско – родительский театр; коллективные творческие дела; социальные акции.
Проектная деятельность
Действенной формой повышения культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества считается один из методов активного обучения – метод проектов, который помогает овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Проектирование – это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели.
Последний этап проекта – обязательная презентация результатов, которая может быть представлена в разных вариантах: создание газет; презентация продуктов творчества: в виде праздников, театрализованных представлений; спортивных мероприятий; оформление и дизайн группы; выставочные экспозиции с обязательным проведением экскурсий.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) сегодня нужны новые формы работы с детьми, направленные на формирование общей культуры детей. Одним из важнейших направлений модернизации современного образования становится информатизация всех сфер образовательного процесса.
Основная цель модернизации дошкольного образования: гармоничное развитие детей дошкольного возраста, поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)в различных видах деятельности для развития личности ребенкаявляется одним из приоритетов образования.
Педагоги ДОУ с детьми и родителями воспитанников создали методическиепособия «Электронная книга». Пособия сделаны в виде электронной книги. Непосредственное участие детей в создании пособий способствует расширению их кругозора, обогащению их знаний, развитию их речи и творчества. Созданные электронные методические пособия позволяют не только пополнить представления и знания дошкольников, но и учат самостоятельно приобретать новые знания..
Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и родителей в сфере раннего обучения. Они обеспечивают личностно-ориентированный подход, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Глава IIОрганизационный раздел
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу «Родной мой край» включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговая деятельность – это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Именно в досуговой деятельности дети знакомятся с искусством, природой, правилами и нормами общения, нравственными и эстетическими понятиями, ценностями.
Досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру.
По содержанию культурно-досуговую деятельность можно разделить на познавательную, ценностно-ориентированную, творческую: игровая,коммуникативная, художественно-творческая, познавательная.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм, методов и средств воздействия.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, историей, традициями, у него воспитывается любовь к родному краю.
В течение года реализуется проект «Календарь интересных дат», основанный на датах государственных, народных, международных, православных праздников. Тематический план по реализации проекта строится на основе разумного увязывания мероприятий с сезонными проявлениями природы и некоторыми датами и событиями народного и социально-бытового календаря.
Основные направления "Календаря интересных дат".
Направление I. Календарь семейных традиций.
Работа по этому направлению опирается на гармонию семейных взаимоотношений, духовное взаимодействие разных поколений в семье, освоение детьми семейных традиций, сохранившихся в народной культуре.
Направление II. Экологический календарь.
Задачи. Формировать у ребенка первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры, ответственного отношения человека к природе. Именно на решение этих задач направлена деятельность в рамках календарного ритма экологических дней и праздников.
Направление III. Исторический календарь.
Одна из важнейших задач - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
Направление IV. Православный календарь.
Важным ориентиром является и православный календарь, как форма народной памяти об истории страны.
III Заключение
Внедрение Программы «Родной мой край» в образовательный процесс способствует повышению уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста, обеспечивая развитие нравственных качеств личности детей и взрослых, помогает всем субъектам воспитательно - образовательного процесса – детям, родителям, педагогам – гармонично войти в социум, строить свои взаимоотношения на основе нравственности.
Проблему нравственного воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги-ученые. Но и сейчас она звучит с особой актуальностью: к сожалению, в нашей современной жизни находится место экстремизму, жестокости и неоправданной агрессии.
Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно – в результате будет добро. Учат злу (такое бывает, к счастью, реже), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человеком человека нужно воспитать.
Можно сделать только один вывод: нравственное и духовное воспитание детей и взрослых – необходимость и непреходящая ценность.
Рецензия
на Программу психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников «Родной мой край»
авторского коллектива МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад № 217» (Истомина О.Б., Шурухина Л.А.)
Программа «Родной мой край» направлена на решение сложной и актуальной задачи современного воспитания: духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, которое в настоящее время является приоритетным.
Программа разработана на основе действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы образования и учитывает ведущие приоритеты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Главной научной и практической значимостью программы является то, что составлена она с учетом важнейшего условия – системности в подходе к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания и формирования системы ценностных ориентиров.
Содержание программы имеет большую научно-методическую обоснованность, так как основано на важнейшем дидактическом принципе –развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка».(В.В. Давыдов).
В целом программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Адресатом программы является ребенок среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет), которому не требуется особых стартовых знаний. Это является достаточно простым, но важным параметром применения программы, так как в ходе ее реализации любой ребенок может быть вовлечен в занимательное и познавательное образовательное пространство, моделируемое педагогами для развития нравстенно-патриотической и духовной составляющей личности.
Новизна данной программы заключается в разработке новых методов, форм работы с педагогами, воспитанниками и их семьями.
Программа реализуется в рамках ООП ДОУ (региональный компонент) через организацию образовательной деятельности, совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность дошкольников и
Кружковую работу. Предлагаемая система работы построена на основе принципов развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости.
Особый интерес и прикладную ценность имеют детальная проработка разделов и методические рекомендации: «Проектная деятельность в работе с семьями воспитанников», «Музейная педагогика в ДОУ» и «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – электронная книга». Система в комплексе обеспечивает высокое качество и устойчивость результатов образовательной деятельности, вместе с этим, предлагаемые в разделах технологии и методы работы являются доступными и привлекательными для детей дошкольного возраста и взрослых (родителей, педагогов).
Система работы, представленная в Программе, рассчитана на 3 учебных года для дошкольников 4-7 лет), рекомендована к использованию в условиях общественного и семейного воспитания. Программа имеет большую практическую значимость и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях различного типа.
Рецензент: специалист 1 категории
муниципального казенного учреждения С.Г. Курашинова
Краснодарского научного методического центра
Подпись Курашиновой С. Г. удостоверяю.