Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Полтаева Елена Гумаровна

 

 

МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича города Сургута

 

Программа воспитательной работы

 

Составитель:

Полтаева Елена Гумаровна

Должность:

Учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

 

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)  обозначены целевые приоритеты, направленные на «формирование позитивной модели поведения обучающихся», способной «обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире».

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Цель программы – формирование нравственного уклада лицейской жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
  • формирование морали - осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, лицейского коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Программа рассчитана на 5 лет, разделена на 3 блока, связанных с такими аспектами развития личности, как становление (5-6 класс), самоопределение (7-8 класс), самореализация (9 класс), что определяет название блоков программы -  «Вокруг тебя - мир» (5-6 класс), «Я в этом мире» (7-8 класс), «Я для мира и мир для меня» (9 класс)

Эти этапы связаны с основными видами деятельности, выделенными  А.А.Поповым,   начальником  Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ, доцентом Академии повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования.

В качестве образовательной технологии деятельностного типа  была выбрана технология проектного обучения, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный  практический  результат, значимый для ученика[1].  Под образовательным проектом нами понимается «форма организации занятий,  предусматривающая    комплексный   характер  деятельности     всех   его    участников    по   получению  образовательной продукции  за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»[2]  Нами были взяты за основу следующие требования, предъявляемые к организации проекта, разработанные А.В.Хуторским: 

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе -  разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской.
  • Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Результаты и эффекты программы. Уровни освоения программы

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.[3]

Воспитательные результаты распределены на три уровня[4]:

«Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм)».

Первый уровень результатов - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), развлекательные игры, спортивные мероприятия, экскурсии, беседы, организуемые педагогом для детей.

Второй уровень результатов -  познавательные акции, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД, детские исследовательские проекты социальной направленности, проблемно-ценностные дискуссии.

Третий уровень результатов – познавательные,  развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

1 блок «Вокруг тебя – мир» (5-6 класс)

Цель – приобретение  лицеистом – кадетом  новых социальных знаний, развитие позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (дом, семья, лицей, Россия).

Задачи[5]

  1. Реализовать основную образовательную программу  лицея в  разнообразных организационно-учебных  формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
  2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
  3. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
    • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
    • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
    • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )
  4. Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 


[1] Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006

[2] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 286

[3] Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011

[4] См там же

[5] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008 

 

Смотреть работу полностью