Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Программа внеурочной деятельности "Окно в природу"

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 

Программа внеурочной деятельности "Окно в природу"

 

Ширяева Ирина Михайловна

учитель

 

 

 

АННОТАЦИЯ
программы внеурочной деятельности «Окно в природу»
Рабочая программа по курсу «Окно в природу» для обучающихся 1-4-ых классов составлена в соответствии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основной образовательной программы МБОУ «СОШ №13. Помещение для проведения занятий соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
 Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Цель данной программы –  воспитание гуманной, социально-активной,
творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углубленного изучения природы родного края, ее ресурсов.
Задачи:
  •  Познакомить детей с животным и растительным миром родного края; с
сезонными явлениями в природе.
  • Сформировать систему знаний о взаимоотношениях растительных и животных организмов.
  • Приобщить детей к природоохранной деятельности.
  • Способствовать развитию экологической культуры.
  • Развить у детей интерес к изучению природы, её закономерностей.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  • Формировать первичные навыки правильного поведения в природе.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 68 часов.  Соответственно: 2 класс – 34 часа, 3 класс -34 часа из расчёта 1 час в неделю. Данная программа соответствует требованиям ФГОС и в случае необходимости может быть реализована в дистанционном формате.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экология растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в городе.
Программа «Окно в природу» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
 
1.Пояснительная записка
Основными нормативно – правовыми составляющими программы является:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643) «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образовании»);
-  письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»;
-  письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ  внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования.
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Положением МБОУ «СОШ №13» «Об организации внеурочной деятельности» (Приказ №___ от ______________2020 г.)
- Учебный план и годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №13».
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В мире нет ни единого государства, которое бы не затронули экологические проблемы. Экологические проблемы представляют собой социальную реальность XXI века. На борьбу с  экологическими катастрофами тратят миллионы. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Однако большинство людей думает, что на их век хватит чистой воды и чистого воздуха. Поэтому экологические проблемы, вопросы охраны и защиты природы, возможно, решить только с участием каждого из нас. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры обучающихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся  установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Новизна программы в том, что в отличие от существующих программ узкой направленности, данная программа направлена на комплексное изучение объектов и явлений природы.
Программа актуальна, так как в современном мире высоких информационных технологий и научно-технического прогресса изучение природы и её охрана является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Программа «Окно  в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Цель данной программы –  воспитание гуманной, социально-активной,
творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углубленного изучения природы родного края, ее ресурсов.
Задачи:
  •  Познакомить детей с животным и растительным миром родного края; с
сезонными явлениями в природе.
  • Сформировать систему знаний о взаимоотношениях растительных и животных организмов.
  • Приобщить детей к природоохранной деятельности.
  • Способствовать развитию экологической культуры.
  • Развить у детей интерес к изучению природы, её закономерностей.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  • Формировать первичные навыки правильного поведения в природе.
 
 
Место внеурочной деятельности в плане школы
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 68 часов.  Соответственно: 2 класс – 34 часа, 3 класс -34 часа из расчёта 1 час в неделю. Данная программа соответствует требованиям ФГОС и в случае необходимости может быть реализована в дистанционном формате.
 
Формы и методы работы
Эффективность обучения данной программы зависит от способов организации занятий, поэтому включены разные формы.
1. Проведение занятий теоретического характера в учебных кабинетах.
2. Проведение экскурсий в лес, «живой уголок», на водоем, по улицам города, в музей, по окрестностям города.
3. Дидактические, подвижные и сюжетные игры с экологическим содержанием.
4. Изобразительная деятельность: рисование объектов природы разными способами и разными изобразительными средствами.
5. Проведение практических работ: проведение акций «Синичка», «Освободим родник», «Почистим планету»; посадка семян и уход за всходами; подготовка почвы для посадки комнатных растений; опыты с водой, почвой, и растениями.
6. Тестирование, анкетирование.
7. Викторины.
8. Проектная деятельность: составление рефератов на заданную тему.
9. Упражнения по аналогу.
10. Рассказ, беседа, объяснения, пересказ, инструктаж, демонстрация наглядности, способов действий и др.
11. Чтение учебных текстов.
12. Итоговое занятие в виде праздника, олимпиады, КВН, «Поле чудес».
Учебно-методическое обеспечение
Информационное обеспечение: глобус; гербарии растений Республики Башкортостан; игрушки, имитирующие животных; иллюстрации всех представителей животных и растений; коллекция минералов; кассеты с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы; картины: «Наш город», «Зоопарк», «Времена года»; лента времени; определители животных, деревьев, следов животных; психологические тексты; спектакли по произведениям русских классиков, сказок народов России; учебные плакаты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Сезонная приспособленность
растений и животных», «Среда обитания», «Круговорот воды в природе», «Биосфера Земли»; физическая карта мира.
Учебные пособия: баночки с разными запахами; баночки - шумелки; инструкции; игры дидактические, настольные, лото; схемы - карты по темам: «Сезонная приспособленность», «Круговорот веществ в природе», «Взаимосвязи в природе», «Многообразие животного и растительного мира»; эталоны цвета - полоски бумаги; ящик ощущений.
Контрольно-измерительные материалы: анкеты; сборник контрольных заданий; тестовые задания.
Материалы: акварельные краски, 15 штук; бумага белая, 10 наборов; бумага для ксерокопирования, 1 пачка; бумага цветная, 15 наборов; восковые мелки, 15 штук; гуашевые краски, 8 штук; карандаши цветные, 15 штук; клей ПВА, 10 штук; пастель, 10 штук; пластилин, 15 штук; природный материал; сангина, 10 штук; уголь, 4 штуки; фломастеры, 15 штук; цветные мелки, 15 штук.
Основная литература
1. Бесова М.А. Давайте играть!– Ярославль, 2007. – 160 с.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2002. – 192 с.
3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. - М., 2004. – 368 с.
4. Жадобко Е.Б. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения: Практикум. – Калининград, 2000. – 74 с.
5. Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
6. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа; занятия в группах/ авт. Сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 235 с.
7. Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. – Ростов, 2007. – 248 с.
8. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только. – Самара, 2003. – 132 с.
9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно – методическое пособие. – М., 2003. – 128 с.
10. Растительный и животный мир: Сборник загадок: 1-4 классы/ сост. Е.М., Тихомирова. – М., 2008. – 223 с.
11. Я познаю мир. Растения: энциклопедия/авт. – составитель Л.А. Багрова. – М., 2007. – 398 с.
12. Яровая Л.Н. и др. Внеклассные мероприятия. 1 класс, - 2-е изд. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
 
2. Планируемые результаты освоения курса
Программа «Окно в природу» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
По окончании первого года обучения воспитанники должны:
знать:    - смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение-живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);
  • представителей растительного мира, насекомых и рыб родного края;
  • знать правила поведения в природе.
-  особенности лекарственных растений своего района;
  • разнообразие комнатных растений и особенности их разведения;
  • способы борьбы с насекомыми - вредителями;
  • особенности аквариумного рыбоводства.
уметь:      - вести простейшие наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • устно описывать объекты природы;
  • называть наиболее распространенные объекты растительного мира
    области;
  • изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
  • собирать лекарственные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • оказывать первую помощь при травмах, нанесенных насекомыми
- соблюдать правила поведения в природе.
По окончании второго года обучения воспитанники должны
Знать:         - представителей животного мира родного края; - способы борьбы с грызунами;
  • содержание Красной книги России и своей области;
  • формы охраны природы.
  • особенности проведения экологических акций и проектов;
    уметь:
  • называть наиболее распространенные объекты животного мира области;
  • распознавать следы животных и птиц своего района;
  • составлять портреты птиц и животных
  • сооружать и устанавливать скворечники , кормушки.
 - соблюдать правила поведения в природе;
 
3. Содержание программы 
2 класс «Здравствуй, чудо-природа!»
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес. Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”. Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Башкортостана, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Башкортостана.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на наших озёрах проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Земля - наш общий дом”
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Практическая работа: ограждение муравейников.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
3 класс «Прикосновение к прекрасному»
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А. Ильясова, Т. Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф. Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
4. Тематическое планирование
Учебно-тематический план для обучающихся 2-го класса

п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теорет.
Практ.
1
Я и природа
4
3
1
2
Братья наши меньшие
4
3
1
3
Пернатые друзья
3
1
2
4
Путешествие в мир леса
5
3
2
5
Экологическая тропа
3
2
1
6
Зимний сад на окне
2
1
1
7
В мастерской художницы Зимы
2
 
2
8
Загадки животного мира
3
2
1
9
Секреты неживой природы

 

3
2
1
10
Земля – наш общий дом
5
3
2
Итого:
34
20
14
Учебно-тематический план для обучающихся 3-го класса

п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1
В гостях у природы
5
3
2
2
Пернатые наши друзья
9

 

6
3
3
О грибах и не только
4
3
1
4
Жизнь на водоемах
5
3
2
5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
6
Явления природы
3
1
2
7
Мы юные садоводы
5
2
3
Итого:
34
20
14
 5. Приложения
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол.
часов
Дата проведения
Примечания
План.
Факт.
Я и природа (4 ч)
1
Сосновый бор.
Экологическая тропа осенней экскурсии
1
05.09
 
 
2
Как вести себя на природе
1
12.09
 
 
3
Природа в творчестве художников
1
19.09
 
 
4
Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
1
26.09
 
 
Братья наши меньшие (4 ч)
5
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1
03.10
 
 
6
Чем мы кормим домашних животных
1
10.10
 
 
7
Как ухаживать за своим питомцем
Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные”
1
17.10
 
 
8
1
 
 
Пернатые друзья (3 ч)
9
Местные виды птиц
1
07.11
 
 
10
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1
14.11
 
 
11
Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа
1
21.11
 
 
Путешествие в мир леса (5 ч)
12
Взаимосвязь растений и животных
1
28.11
 
 
13
Следы на снегу
1
05.12
 
 
14
Лес и наше здоровье. Дары леса
1
12.12
 
 
15
Природа – источник творческого вдохновения
1
19.12
 
 
16
Экскурсия в зимний лес
1
26.12
 
 
Экологическая тропа (3 ч)
17
Редкие и исчезающие виды растений и животных Башкортостана
1
16.01
 
 
18
Родники вокруг нашего города
1
23.01
 
 
19
Национальный парк «Кандры-куль»
1
30.01
 
 
Зимний сад на окне (2 ч)
20
Комнатные растения.
1
06.02
 
 
21
Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа
1
13.02
 
 
В мастерской художницы Зимы (2 ч)
22
“Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
1
20.02
 
 
23
Выставка зимних композиций
1
27.02
 
 
Загадки животного мира (3 ч)
24
Любопытные факты о живой природе
1
06.03
 
 
25
Это интересно! Сбор информации о клестах
1
13.03
 
 
26
Зимовье зверей
1
20.03
 
 
Секреты неживой природы (3 ч)
27
Смена дня и ночи
1
27.03
 
 
28
Смена времен года
1
10.04
 
 
29
Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес
1
17.04
 
 
Земля – наш общий дом ( 5 ч)
30
Хартия Земли- спасение нашей планеты
Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
1
24.04
 
 
31
1
01.05
 
 
32
Спасаем муравейников (ограждение муравей-ников )
1
08.05
 
 
33
Фотоконкурс “Остановись,мгновение! Ты прекрасна!”
1
15.05
 
 
34
Праздник совместно с родителями «Земля – наш общий дом»
1
22.05
 
 
Итого: 34 часа
Приложение 2
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол.
часов
Дата проведения
Примечания
План.
Факт.
                                                              В гостях у природы (5 ч)
1
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
 
 
 
2
Ель – кормилица. Лесной час
1
 
 
 
3
Почемучкины книжки
1
 
 
 
4
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов
1
 
 
 
5
Джунгли зовут! Игровое занятие
1
 
 
 
Пернатые – наши друзья (9 ч)
6
Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1
 
 
 
7
Горлица – лесной голубок
1
 
 
 
8
Филин – самый крупный из наших сов
1
 
 
 
9
Кукушка – хитрая птица
1
 
 
 
10
Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
1
 
 
 
11
Клесту не страшен холод
1
 
 
 
12
Птицы наших заповедников
1
 
 
 
13
КВН “Птицы наши друзья”
1
 
 
 
14
Экологическая акция “Берегите птиц!”
1
 
 
 
О грибах и не только (4 ч)
15
Съедобные и несъедобные грибы
1
 
 
 
16
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1
 
 
 
17
Грибная угадайка
1
 
 
 
18
Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.
1
 
 
 
Жизнь на водоемах (5 ч)
19
Рыбы .Рыбий язык
1
 
 
 
20
Аквариумные рыбки
1
 
 
 
21
Неуклюжий рак. Где он зимуют?
1
 
 
 
22
Чья это хатка? Видеофильм
1
 
 
 
23
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
1
 
 
 
Удивительный мир насекомых (3 ч)
24
Бабочки, занесенные в Красную книгу Башкортостана
1
 
 
 
25
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1
 
 
 
26
Природа и фантазия. Пр. занятие
1
 
 
 
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы (3 ч)
27
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
 
 
 
28
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа
1
 
 
 
29
Экскурсия на реку Ик
1
 
 
 
Мы юные садоводы ( 5 ч)
30
Мы исследуем почву. Исслед. работа
1
 
 
 
31
Искусство составления букетов.
1
 
 
 
32
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
 
 
 
33
Лекарственные растения в нашем саду
1
 
 
 
34
Праздник совместно с родителями «Вот оно какое, наше лето!»
1
 
 
 
Итого: 34 часа