Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Программа сезонной школы дополнительного образования «Перспектива» Творческого объединения фотолюбителей «Объектив»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр развития детей и молодежи Псковского района"

 

ПРОГРАММА СЕЗОННОЙ ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Перспектива"

Творческого объединения фотолюбителей «ОБЪЕКТИВ» 

Стартового уровня сложности

Возраст учащихся 9 -14 лет.

Рассчитана на 3 недели обучения.

 

 

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ

Романюк Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

Высшей категории

 

Псковский район, село Середка

  

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 6

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 8

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 11

5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ. 12

6. ПРИЛОЖЕНИЕ. 13

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность:  Художественно -  техническая.

Уровень: стартовый

Краткосрочная дополнительная  общеразвивающая программа «Перспектива» является модулем многоуровневой дополнительной  общеразвивающей программы «Художественная фотография» Творческого объединения фотолюбителей "Объектив" МБУ ДО «Центр развития творчества детей и молодежи Псковского района» г. дает возможность организовать познавательный досуг детей 9-14 лет в летний период (в каникулярное время, в период работы лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Середкинская средняя общеобразовательная школа").

Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Данная общеразвивающая программа заключается в реализации модуля, знакомящего обучающихся с  профессиями связанные с фотографией на основе проектной деятельности. Программа способствует развитию умений конструктивного социального взаимодействия, организации и подготовки к коллективной творческой деятельности в детском коллективе, развитию у ребенка умения презентовать свою работу.

Особенность организации образовательного процесса состоит в том, что реализация программы планируется в каникулярный период. Особое место в программе отводится творческому замыслу, идеям самого ребенка, что позволяет запустить и постоянно развивать процесс самопознания личности, ее творческих способностей и возможностей. При этом у обучающихся формируется потребность к творческим достижениям; стремлению добиваться успешного достижения поставленных целей.

Цель программы:

Выявить творческие способности детей через фотоискусство.Освоение первичных понятий и методов художественной фотографии.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;

- дать первичные навыки пользоваться фотоаппаратом;

- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;

- сформировать  первое представление о компьютерной графике;

Развивающие:                              

- заинтересовать развивать  познавательные интересы;

- заинтересовать развивать интеллектуальные и коммуникативные способности;

- заинтересовать развивать умение самореализовываться;

- заинтересовать развивать чувство прекрасного;

Воспитательные:

- познакомить с правовыми и этическими нормами работы с информацией; 

- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;

- воспитывать личную  ответственность за результаты своей работы;

- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего и чужого труда.

Настоящая программа рассчитана на 16 часов, по 2 часа два раза в неделю, 3 недели.

Форма обучения - очная.

Планируемые результаты : 

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Р: умение  проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П:   умение самостоятельно или с учителем объединять фотографии в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать полученный результат;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

- создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;

- вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К: умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

 

Предметные: знать и применять технику безопасности;

- знание и умение настраивать свой фотоаппарат;

- Знание жанров фотографии;

- знание свойств света;

- знание и умение применять основные законы художественно – изобразительного искусства. (Правило третей, правило горизонта, направление линий, композиция и т.д.);

- умение работать с различными ракурсами,

- умение отбирать фотографии.

Формы подведения итогов реализации.

По окончанию программы будет создана видео выставка лучших фотографий.

2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

1

Вводное занятие. Взгляд через объектив.

2

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Строение фотоаппарата

3. Учимся настраивать фотоаппарат

4. Фотография как стиль жизни.

Р: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • П: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

2

Мы идем к свету!

2

1. Что такое свет и его свойства

2. Баланс белого

3. Свет главный инструмент в фотографии!

  • Р определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • П строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

3

Инструменты композиции

Портрет

2

  1. Правило третей.
  2.  
  3. Линейная композиция.
  4.  

5. Что такое художественный портрет?

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

4.

Фото жанры. Пейзаж.

2

1. Фото жанры. Классификация.

2. Пейзаж и его композиция.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

5

Натюрморт

2

1. Составление натюрморта

2. Свет в натюрморте

3. Рекламная предметная съемка как профессия.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

6

Макросъемка и экспериментальная фотография

2

1. Макромир и его жизнь в фотографии.

2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна?

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

7

Репортаж  

2

1. Поймать момент!

2. Репортажный портрет.

3. Сюжетная фотография.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

8

Главное Выбор!

2

1. Учимся отирать фотографии.

2. Создание своего портфолио фотографий.

3. Создание видео выставки.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

 

Итог

16

 

 

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

1. Вводное занятие. Взгляд через объектив.

1. Инструктаж по технике безопасности.

Техника безопасности работы с фотоаппаратурой. Электробезопасность.

Техника безопасности при проведении фотосессий на природе и в помещении.

2. Строение фотоаппарата.

Как работает фотоаппарат? Из чего состоит? Что видит наш глаз, а что видит фотоаппарат?

3. Учимся настраивать фотоаппарат

Настраиваем формат фотографии, сетку, хранение. Изучаем режимы фотоаппарата.

4. Фотография как стиль жизни.

Творческие люди видят мир в необычном ракурсе и зачастую хотели бы поделиться своим мироощущением с окружающими.
Существует много способов передавать другим свои мысли, чувства и эмоции. Так, сочинение музыки, рисование картин, написание художественных произведений и профессиональная фотография являются одними из них.
Фотография – немой свидетель ярчайшего мгновения. Одной фотографией креативные люди описывают личное отношение к жизни и событиям, происходящим вокруг. Некоторые фотографы способны даже улавливать атмосферу развития целого поколения или запечатлеть прогресс на данном этапе развития общества. Всегда среди нас есть очень много людей, которые находят в себе способности нестандартного мышления и которые желают высказаться через фотографию.

2. Мы идем к свету!

1. Что такое свет и его свойства?

Игра "Вижу, не вижу".

Естественный и искусственный свет. Теплый и холодный свет. Источники света. Схемы света в фотографии.

2. Баланс белого.

Что такое баланс белого и для чего он нужен?

Баланс белого – один из аспектов фотосъемки, который поначалу звучит пугающе, но стоит только немного разобраться, и вы получаете превосходный инструмент, который позволит улучшить качество фотографий. Сам термин означает всего лишь регулирование цветовой температуры снимка. Знаете, когда некоторые фотографии имеют голубоватый, желтый или оранжевый оттенок, а другие выглядят так, будто мы видим содержимое кадра своими глазами? 

3. Свет главный инструмент в фотографии!

Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных.  Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

3. Инструменты композиции. Портрет.

Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

1.Правило третей.

2. Симметрия.

3. Линейная композиция.

4. Многоплановость.

5. Что такое художественный портрет?

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и одновременно при этом его идейно - художественная интерпретация.

4. Фото жанры. Пейзаж.

1. Фото жанры. Классификация.

Жанров фотографий огромное множество и единого списка нет. Фотография - это самый развивающиеся направление в современном искусстве. И новый жанры появляются каждый день. Мы будем рассматривать основные жанры пришедшие к нам из изобразительного искусства, а также затронем репортажную и экспериментальную съемку.

2. Пейзаж и его композиция.

 Из композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.

5. Натюрморт.

1. Составление натюрморта

Составить натюрморт - это искусство. Иногда самые простые вещи которыми мы пользуемся каждый день могут составлять интересные картины. Закрепляем и расширяем понятия композиции.

2. Свет в натюрморте.

Применяем полученные знания о свете в фотографии. Схемы света. Съемка при естественном и искусственном свете.

3. Рекламная предметная съемка как профессия.

Кто такой рекламный фотограф и что он делает?

Это человек, который снимает фотографии для рекламы, каталогов, корпоративных сайтов, упаковки, полиграфии, имиджевые фото. Его задача – сделать снимки, которые будут привлекать людей и стимулировать их покупать товары и услуги. Он должен знать, как через фото передать характер и ценности бренда, подчеркнуть преимущества товаров и сгладить их недостатки, если такие имеются.

Например, качественные изображения в интернет - магазинах влияют на уровень продаж. Снимки в журналах стимулируют приобретать косметику, модную одежду и обувь, дорогие автомобили. Аппетитные фотографии в меню кафе и ресторанов пробуждают аппетит.

6. Макросъемка и экспериментальная фотография.

1. Макромир и его жизнь в фотографии.

Увидеть прекрасное в малом так сложно и так просто. Сложно рассмотреть его самому – в кале росы, в лепестках цветка, в крыльях бабочки. И это так просто с помощью фотообъектива, макросъемки и талантливого фотографа. Сегодня мы познакомимся с потрясающими работами настоящих волшебников, увлеченных макросъемкой и давших нам возможность заглянуть в сказку, созданную природой – ту сказку, что так близко и так далеко, она рядом, но мы ее не замечаем…

2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна?

Это интересный жанр в фотографии, которой расширяет рамки привычного и будоражит фантазию.

7. Репортаж. 

1. Поймать момент!

Репортажная фотосъемка – это особый вид фотографии, объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры фотосъемки. И главное - поймать момент!

2. Репортажный портрет.

Репортажный портрет: демонстрирует социальные события. Хороший репортаж отвечает на вопросы: что, где, когда, кто. Это довольно сложный портретный жанр, т.к. он единственный, в котором фотограф обычно никак не взаимодействует с объектом съемки и не может полностью контролировать все аспекты создания изображения. Тем он и интересен!

3. Сюжетная фотография.

Сюжет в фотографии – неуловимое мгновение, мимолетность, а сюжет сам по себе – маленькая жизнь. Уметь показать все это в одном кадре - настоящий талант.

Сюжетная фотография – это событие, запечатленное и во времени, и в пространстве на фотоизображении.

В сюжетной фотографии очень важно передать именно действие, событие в его положении и в пространстве, и во времени. Событие не должно находиться вне этих плоскостей, т.е. зритель должен понимать, где и когда происходит изображаемое.

В сюжетной фотографии обязательно наличие темы, а также идеи, фото должно нести в себе определенный и очевидный смысл.

8. Главное Выбор!

1. Учимся отирать фотографии.

Отбор фотографий самый сложный и самый трудоемкий процесс. Для фотографов сделать выбор представляет, в особенности на начальном этапе - проблему.  По этому нужно выстроить четкую структуру критериев отбора. Для каждого она будет своя, все зависит от идеи фотографии, но и опираться на общепринятые критерии композиции жанров.  

2. Создание своего портфолио фотографий.

В портфолио войдут лучшие фотографии этого курса.

3. Создание видео выставки.

Конечный результат работы курса.

 

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Применяемые технологии.

"Обучение должно быть добровольным процессом, должно быть естественным, проистекать из любознательности и поиска решений. Поэтому учитель – это наставник, ангел-хранитель знания; это проводник для ученика, желающего найти ответы на свои вопросы."

Согласно Роберту Шэнку, обучение должно быть востребовано по следующим критериям:

- Обучение на практике, исходя из реальных способностей ученика.

- Больше практики, чем теории.

- Работа в группах и индивидуально – исходя из тех задач, которые поставлены перед детьми.

Игровые технологии.

Технология коллективного взаимообучения.

Технология сотрудничества.

Информационно-коммуникационные технологии.

Форма занятий.

1. Теория. 15 -20 минут.

Теория дается с наглядными презентациями и видео материалами. В форме беседы. С использование дидактического материала, "Фотошпаргалок". К концу курса на руках каждого обучающегося будет набор "Шпаргалок" для лучшего усвоения теории и практики.

2. Практика. Фотосессия. 1 час.

Естественно для фотографа, даже начинающего, главное – это фотографирование! Фотографирование - это процесс индивидуальный! На фотосессии, в особенности, если задействована вся группа, главное построить процесс так, чтобы никто никому не мешал, и у каждого была возможность посоветоваться с учителем. Учитель в данной ситуации занимает позицию наблюдателя, но это когда идет уже сам процесс фотосессии.

Чтобы процесс практического занятия прошел гладко, ему предшествует детальная подготовка к фотосессии. На которой разбираются все нюансы: тема фотосессии, подготовка аппаратуры, поиск и подготовка  места фотографирования, и сопутствующие роли - кто что делает и т.д.

3. Рефлексия. 30 -35 минут.

Просмотр фотографий с практической части занятия. Обсуждение полученного результата. Создание портфолио. Отбор лучшего материала.

4. Домашнее задание. 5 минут.

Проговаривание следующей темы и подготовки к ней.

Межпредметные связи.

В искусстве фотографии соединяются три предмета – информатика, физика и художественное изобразительное искусство.

5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ.

1. https://igorgubarev.ru/index.php?rub=45

2. http://www.nevaphoto.com/article_safety_foto.html

3. http://www.photostranger.com/fotografiya-kak-stil-zhizni/

4. http://di-via.ru/post163752459/

5. https://photo-monster.ru/books/read/balans-belogo-rukovodstvo-dlya-nachinayuschih

6. https://dphotoworld.net/school/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja_urok_1_svet_i_osveshhenie/3-1-0-13

7. https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/fotografija_s_nulja_urok_6_osnovy_kompozicii/1-1-0-9

8. https://photocasa.ru/photo-journal/uroki-fotografii/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html

9. https://natalie-berta.livejournal.com/8435.html

10. https://fototips.ru/praktika/kompoziciya-pri-fotosemke-pejzazhej/

11. https://www.kadrof.ru/profession-ad-photographer

12. https://iledebeaute.ru/lifestyle/2017/6/21/94508/

13. https://www.fotoprizer.ru/articles/ganry-fotografii/syuzhetnaya-fotografiya-zhanr-syuzhetnoy-fotografii-v-fotoiskusstve/216/?q=1335&n=216

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ