Программа сезонной школы дополнительного образования «Перспектива» Творческого объединения фотолюбителей «Объектив»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития детей и молодежи Псковского района"
|
ПРОГРАММА СЕЗОННОЙ ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Перспектива" |
Творческого объединения фотолюбителей «ОБЪЕКТИВ» Стартового уровня сложности |
Возраст учащихся 9 -14 лет. |
Рассчитана на 3 недели обучения. |
АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ
Романюк Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
Высшей категории
Псковский район, село Середка
Оглавление
2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 6
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 8
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 11
5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ. 12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: Художественно - техническая.
Уровень: стартовый
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Перспектива» является модулем многоуровневой дополнительной общеразвивающей программы «Художественная фотография» Творческого объединения фотолюбителей "Объектив" МБУ ДО «Центр развития творчества детей и молодежи Псковского района» г. дает возможность организовать познавательный досуг детей 9-14 лет в летний период (в каникулярное время, в период работы лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Середкинская средняя общеобразовательная школа").
Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Данная общеразвивающая программа заключается в реализации модуля, знакомящего обучающихся с профессиями связанные с фотографией на основе проектной деятельности. Программа способствует развитию умений конструктивного социального взаимодействия, организации и подготовки к коллективной творческой деятельности в детском коллективе, развитию у ребенка умения презентовать свою работу.
Особенность организации образовательного процесса состоит в том, что реализация программы планируется в каникулярный период. Особое место в программе отводится творческому замыслу, идеям самого ребенка, что позволяет запустить и постоянно развивать процесс самопознания личности, ее творческих способностей и возможностей. При этом у обучающихся формируется потребность к творческим достижениям; стремлению добиваться успешного достижения поставленных целей.
Цель программы:
Выявить творческие способности детей через фотоискусство.Освоение первичных понятий и методов художественной фотографии.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
- дать первичные навыки пользоваться фотоаппаратом;
- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;
- сформировать первое представление о компьютерной графике;
Развивающие:
- заинтересовать развивать познавательные интересы;
- заинтересовать развивать интеллектуальные и коммуникативные способности;
- заинтересовать развивать умение самореализовываться;
- заинтересовать развивать чувство прекрасного;
Воспитательные:
- познакомить с правовыми и этическими нормами работы с информацией;
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего и чужого труда.
Настоящая программа рассчитана на 16 часов, по 2 часа два раза в неделю, 3 недели.
Форма обучения - очная.
Планируемые результаты :
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Р: умение проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П: умение самостоятельно или с учителем объединять фотографии в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать полученный результат;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
- создавать реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
- вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы
К: умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные: знать и применять технику безопасности;
- знание и умение настраивать свой фотоаппарат;
- Знание жанров фотографии;
- знание свойств света;
- знание и умение применять основные законы художественно – изобразительного искусства. (Правило третей, правило горизонта, направление линий, композиция и т.д.);
- умение работать с различными ракурсами,
- умение отбирать фотографии.
Формы подведения итогов реализации.
По окончанию программы будет создана видео выставка лучших фотографий.
2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Метапредметные результаты (УУД) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Коммуникативные (К) |
1 |
Вводное занятие. Взгляд через объектив. |
2 |
1. Инструктаж по технике безопасности. 2. Строение фотоаппарата 3. Учимся настраивать фотоаппарат 4. Фотография как стиль жизни. |
Р: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
|
2 |
Мы идем к свету! |
2 |
1. Что такое свет и его свойства 2. Баланс белого 3. Свет главный инструмент в фотографии! |
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; |
3 |
Инструменты композиции Портрет |
2 |
5. Что такое художественный портрет? |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
4. |
Фото жанры. Пейзаж. |
2 |
1. Фото жанры. Классификация. 2. Пейзаж и его композиция. |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
5 |
Натюрморт |
2 |
1. Составление натюрморта 2. Свет в натюрморте 3. Рекламная предметная съемка как профессия. |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
6 |
Макросъемка и экспериментальная фотография |
2 |
1. Макромир и его жизнь в фотографии. 2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна? |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
7 |
Репортаж |
2 |
1. Поймать момент! 2. Репортажный портрет. 3. Сюжетная фотография. |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
8 |
Главное Выбор! |
2 |
1. Учимся отирать фотографии. 2. Создание своего портфолио фотографий. 3. Создание видео выставки. |
Р Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем
К договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|
Итог |
16 |
|
|
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
1. Вводное занятие. Взгляд через объектив.
1. Инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности работы с фотоаппаратурой. Электробезопасность.
Техника безопасности при проведении фотосессий на природе и в помещении.
2. Строение фотоаппарата.
Как работает фотоаппарат? Из чего состоит? Что видит наш глаз, а что видит фотоаппарат?
3. Учимся настраивать фотоаппарат
Настраиваем формат фотографии, сетку, хранение. Изучаем режимы фотоаппарата.
4. Фотография как стиль жизни.
Творческие люди видят мир в необычном ракурсе и зачастую хотели бы поделиться своим мироощущением с окружающими.
Существует много способов передавать другим свои мысли, чувства и эмоции. Так, сочинение музыки, рисование картин, написание художественных произведений и профессиональная фотография являются одними из них.
Фотография – немой свидетель ярчайшего мгновения. Одной фотографией креативные люди описывают личное отношение к жизни и событиям, происходящим вокруг. Некоторые фотографы способны даже улавливать атмосферу развития целого поколения или запечатлеть прогресс на данном этапе развития общества. Всегда среди нас есть очень много людей, которые находят в себе способности нестандартного мышления и которые желают высказаться через фотографию.
2. Мы идем к свету!
1. Что такое свет и его свойства?
Игра "Вижу, не вижу".
Естественный и искусственный свет. Теплый и холодный свет. Источники света. Схемы света в фотографии.
2. Баланс белого.
Что такое баланс белого и для чего он нужен?
Баланс белого – один из аспектов фотосъемки, который поначалу звучит пугающе, но стоит только немного разобраться, и вы получаете превосходный инструмент, который позволит улучшить качество фотографий. Сам термин означает всего лишь регулирование цветовой температуры снимка. Знаете, когда некоторые фотографии имеют голубоватый, желтый или оранжевый оттенок, а другие выглядят так, будто мы видим содержимое кадра своими глазами?
3. Свет главный инструмент в фотографии!
Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных. Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.
Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.
3. Инструменты композиции. Портрет.
Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.
Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.
Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.
1.Правило третей.
2. Симметрия.
3. Линейная композиция.
4. Многоплановость.
5. Что такое художественный портрет?
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и одновременно при этом его идейно - художественная интерпретация.
4. Фото жанры. Пейзаж.
1. Фото жанры. Классификация.
Жанров фотографий огромное множество и единого списка нет. Фотография - это самый развивающиеся направление в современном искусстве. И новый жанры появляются каждый день. Мы будем рассматривать основные жанры пришедшие к нам из изобразительного искусства, а также затронем репортажную и экспериментальную съемку.
2. Пейзаж и его композиция.
Из композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.
5. Натюрморт.
1. Составление натюрморта
Составить натюрморт - это искусство. Иногда самые простые вещи которыми мы пользуемся каждый день могут составлять интересные картины. Закрепляем и расширяем понятия композиции.
2. Свет в натюрморте.
Применяем полученные знания о свете в фотографии. Схемы света. Съемка при естественном и искусственном свете.
3. Рекламная предметная съемка как профессия.
Кто такой рекламный фотограф и что он делает?
Это человек, который снимает фотографии для рекламы, каталогов, корпоративных сайтов, упаковки, полиграфии, имиджевые фото. Его задача – сделать снимки, которые будут привлекать людей и стимулировать их покупать товары и услуги. Он должен знать, как через фото передать характер и ценности бренда, подчеркнуть преимущества товаров и сгладить их недостатки, если такие имеются.
Например, качественные изображения в интернет - магазинах влияют на уровень продаж. Снимки в журналах стимулируют приобретать косметику, модную одежду и обувь, дорогие автомобили. Аппетитные фотографии в меню кафе и ресторанов пробуждают аппетит.
6. Макросъемка и экспериментальная фотография.
1. Макромир и его жизнь в фотографии.
Увидеть прекрасное в малом так сложно и так просто. Сложно рассмотреть его самому – в кале росы, в лепестках цветка, в крыльях бабочки. И это так просто с помощью фотообъектива, макросъемки и талантливого фотографа. Сегодня мы познакомимся с потрясающими работами настоящих волшебников, увлеченных макросъемкой и давших нам возможность заглянуть в сказку, созданную природой – ту сказку, что так близко и так далеко, она рядом, но мы ее не замечаем…
2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна?
Это интересный жанр в фотографии, которой расширяет рамки привычного и будоражит фантазию.
7. Репортаж.
1. Поймать момент!
Репортажная фотосъемка – это особый вид фотографии, объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры фотосъемки. И главное - поймать момент!
2. Репортажный портрет.
Репортажный портрет: демонстрирует социальные события. Хороший репортаж отвечает на вопросы: что, где, когда, кто. Это довольно сложный портретный жанр, т.к. он единственный, в котором фотограф обычно никак не взаимодействует с объектом съемки и не может полностью контролировать все аспекты создания изображения. Тем он и интересен!
3. Сюжетная фотография.
Сюжет в фотографии – неуловимое мгновение, мимолетность, а сюжет сам по себе – маленькая жизнь. Уметь показать все это в одном кадре - настоящий талант.
Сюжетная фотография – это событие, запечатленное и во времени, и в пространстве на фотоизображении.
В сюжетной фотографии очень важно передать именно действие, событие в его положении и в пространстве, и во времени. Событие не должно находиться вне этих плоскостей, т.е. зритель должен понимать, где и когда происходит изображаемое.
В сюжетной фотографии обязательно наличие темы, а также идеи, фото должно нести в себе определенный и очевидный смысл.
8. Главное Выбор!
1. Учимся отирать фотографии.
Отбор фотографий самый сложный и самый трудоемкий процесс. Для фотографов сделать выбор представляет, в особенности на начальном этапе - проблему. По этому нужно выстроить четкую структуру критериев отбора. Для каждого она будет своя, все зависит от идеи фотографии, но и опираться на общепринятые критерии композиции жанров.
2. Создание своего портфолио фотографий.
В портфолио войдут лучшие фотографии этого курса.
3. Создание видео выставки.
Конечный результат работы курса.
Применяемые технологии.
"Обучение должно быть добровольным процессом, должно быть естественным, проистекать из любознательности и поиска решений. Поэтому учитель – это наставник, ангел-хранитель знания; это проводник для ученика, желающего найти ответы на свои вопросы."
Согласно Роберту Шэнку, обучение должно быть востребовано по следующим критериям:
- Обучение на практике, исходя из реальных способностей ученика.
- Больше практики, чем теории.
- Работа в группах и индивидуально – исходя из тех задач, которые поставлены перед детьми.
Игровые технологии.
Технология коллективного взаимообучения.
Технология сотрудничества.
Информационно-коммуникационные технологии.
Форма занятий.
1. Теория. 15 -20 минут.
Теория дается с наглядными презентациями и видео материалами. В форме беседы. С использование дидактического материала, "Фотошпаргалок". К концу курса на руках каждого обучающегося будет набор "Шпаргалок" для лучшего усвоения теории и практики.
2. Практика. Фотосессия. 1 час.
Естественно для фотографа, даже начинающего, главное – это фотографирование! Фотографирование - это процесс индивидуальный! На фотосессии, в особенности, если задействована вся группа, главное построить процесс так, чтобы никто никому не мешал, и у каждого была возможность посоветоваться с учителем. Учитель в данной ситуации занимает позицию наблюдателя, но это когда идет уже сам процесс фотосессии.
Чтобы процесс практического занятия прошел гладко, ему предшествует детальная подготовка к фотосессии. На которой разбираются все нюансы: тема фотосессии, подготовка аппаратуры, поиск и подготовка места фотографирования, и сопутствующие роли - кто что делает и т.д.
3. Рефлексия. 30 -35 минут.
Просмотр фотографий с практической части занятия. Обсуждение полученного результата. Создание портфолио. Отбор лучшего материала.
4. Домашнее задание. 5 минут.
Проговаривание следующей темы и подготовки к ней.
Межпредметные связи.
В искусстве фотографии соединяются три предмета – информатика, физика и художественное изобразительное искусство.
5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ.
1. https://igorgubarev.ru/index.php?rub=45
2. http://www.nevaphoto.com/article_safety_foto.html
3. http://www.photostranger.com/fotografiya-kak-stil-zhizni/
4. http://di-via.ru/post163752459/
5. https://photo-monster.ru/books/read/balans-belogo-rukovodstvo-dlya-nachinayuschih
6. https://dphotoworld.net/school/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja_urok_1_svet_i_osveshhenie/3-1-0-13
7. https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/fotografija_s_nulja_urok_6_osnovy_kompozicii/1-1-0-9
8. https://photocasa.ru/photo-journal/uroki-fotografii/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html
9. https://natalie-berta.livejournal.com/8435.html
10. https://fototips.ru/praktika/kompoziciya-pri-fotosemke-pejzazhej/
11. https://www.kadrof.ru/profession-ad-photographer
12. https://iledebeaute.ru/lifestyle/2017/6/21/94508/
13. https://www.fotoprizer.ru/articles/ganry-fotografii/syuzhetnaya-fotografiya-zhanr-syuzhetnoy-fotografii-v-fotoiskusstve/216/?q=1335&n=216