Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ПРОГРАММА Развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств учащихся подросткового возраста посредством тренингов «Школа лидеров»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» р.п. Ордынское

ПРОГРАММА Развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств учащихся подросткового возраста посредством тренингов «Школа лидеров»

Автор: Строганова Е.А. педагог-психолог

 

 

Содержание программы

Целевой раздел

1. Пояснительная записка                                                                          стр.

1) Актуальность                                                                                         3             

2) Психолого-возрастные особенности подростков (11-15 лет)           5

2. Цели и задачи                                                                                         8

3. Принципы формирования программы                                                9

4. Образовательные технологии  и методы реализации программы   9

5. Ожидаемые результаты                                                                         9

6. Методы отслеживания результативности программы                      10

Содержательный раздел

1. Этапы программы                                                                                 10

2. Содержание  программы

1) Содержание практических занятий                                                   10

2) Тематический план практических занятий                                       11

3) Содержание диагностического этапа                                                14

4) Выводы                                                                                                 15

Организационный раздел

1. Организация пространства                                                                 16

2. Методическое обеспечение программы                                            16

3. Нормативные документы                                                                    16

4. Список использованной литературы                                                 17

Приложения                                                                                              18

 Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность

Наша современная жизнь ставит перед подрастающим поколением задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми в экономической, политической и духовной сферах. Общество нуждается в гражданах, способных  по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте возникает актуальная потребность самоутверждения, самореализации, закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и в психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной психолого-педагогической науке и образовательной практике. В современных условиях развития общества подготовка будущих лидеров,  которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является стратегической государственной задачей. Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам обучающийся был бы активным участником, субъектом собственного становления. Подростку в современных условиях жесткой конкуренции, необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только проявлять жизненную позицию. Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи, также положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Склонности и способности человека, во многом предопределены генетически. В отличие от них лидерство, с детских лет, в значительной мере, формируется окружающей социальной средой.

У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Современные социально-экономические условия развития российского общества актуализировали проблему определения эффективных способов  не только выявления, но и способов формирования  лидерских качеств и  личностного развития.

При изучении проблемы лидерства в трудах зарубежных и отечественных авторов, были сделаны следующие, ниже перечисленные выводы.

    Проблема лидерства уже много лет является центром внимания многочисленных исследователей. Ее изучают социологи, философы, историки, политики, причем среди большого числа зарубежных работ преобладают психологические.

Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Как  процесс - предполагает наличие влияния, как свойство - представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Он обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально  назначенный или избранный руководитель.

Лидером, как правило, становится человек, которого члены группы сами выбирают и признают и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт, которая в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Два крайних подхода породили третий  вариант решения проблемы, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Потому что лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Различают: формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались, ученые не различали лидеров, не предполагали их классификацию. Дальнейшие исследования позволили выявить и описать различные типы лидеров: по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Таким образом, можно сказать, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Психолого-возрастные особенности подростков (11-15 лет)

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии  направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками (группированию), стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Роль ведущей деятельности в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский). Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. (Л. И. Божович, 1968).

Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.

Отношение к сверстнику

Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка. В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным. Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший - плохой”, “за меня - против меня”, а также - небрежность и агрессия.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

Общество сверстников - это и важный канал информации, и вид эмоционального контакта, и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые  вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными; формируют сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но  дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведь одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).

Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других - значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает, что способствует формированию лидерских качеств - инициативности, коммуникабельности, способности к самостоятельному выбору. Лидерами не рождаются, ими становятся; личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, а подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить их самостоятельно.

Анализируя и учитывая выше сказанное, педагогом-психологом МКОУ ДО «Дома детского Творчества»  Строгановой Екатериной Александровной была  разработана программа по развитию лидерских качеств у подростков. Основными участниками реализации программы являются: учащиеся объединения «Социально-педагогический клуб «Вектор» в возрасте 11-15 лет.

Цель  программы:

создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия и различные виды общественной  и волонтёрской деятельности.

Задачи программы:

- развитие организаторских и коммуникативных способностей;

- создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности;

- обучение приемам эффективного общения, навыкам убеждения;

- развитие уверенности в себе, творческого мышления;

- обучение приемам командообразования и взаимодействию в команде;

- обучение способам саморегуляции;

- формировать стремление к общественно-полезной деятельности гражданской активности.

Содержание программы определяют следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- гуманность - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей в различных видах деятельности,  безусловное принятие каждого ребёнка.

- вариативность (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.

-принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.

Образовательные технологии и методы реализации программы

 - обучающие технологии и методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ, пояснение, разъяснение, беседа, обсуждение и др.);

- метод игрового моделирования поведения. Он побуждает к поиску более подходящего способа поведения, упражняет в логичности  и  доказательности  рассуждений,  способствует  обогащению  арсенала  способов адекватного поведения;

- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (психологические ситуации, ролевые, коммуникативные и творческие игры и др.);

- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (социально-поведенческий тренинг, упражнения, мимические и пантомимические этюды).

Ожидаемые результаты - прогнозируемая модель подростка - лидера:

- коммуникабельный, умеющий свободно общаться, публично выступать,

- свободно участвует в играх, тренингах, различных коллективно-творческих делах,

- умеет работать в команде,

- самостоятельно принимает решение, отстаивает свою жизненную позицию, высказывает свое мнение,

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

- предотвращает конфликты и умеет выходить из них,

- умеет управлять своим поведением,

- проявляет инициативу в общественно-полезных делах.

Методы отслеживания результативности программы:

- Метод наблюдения позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При заполнении карты наблюдений (все используемые диагностические методики имеются в свободном доступе в сети Интернет) фиксируются следующие показатели поведения подростков и степень их выраженности (от 0 до 3): уверенность в себе, правильная самооценка, активная жизненная позиция, оптимизм, инициативность, умение мотивировать себя, целеустремленность, ответственность, перспективное видение, способность к самообучению, готовность к риску, честность, владение собой, выносливость, стойкость, умение принимать решения, коммуникабельность, навыки эффективного общения, способность к убеждению, уважение к окружающим, способность к состраданию, умение слушать, умение создать команду способность организовать коллектив на решение поставленных задач. Карта наблюдений должна составляться в начале курса и по окончании для сравнительного анализа произошедших изменений.

Метод тестирования. Используется методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)  проводится до начала тренингов, также после окончания курса, с целью отслеживания эффективности программы.

Метод анкетирования. Шкала самодиагностики (Диагностическая карта успешности) заполняется испытуемым перед началом курса и по окончании.

Сюжетно-ролевая игра позволяют учащимся закрепить сформированные умения и навыки, полученные на проведенных занятиях, а также диагностирует приобретение новых качеств у подростков.

Смотреть работу полностью