Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи  у детей 5-7 лет

Муниципальное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи  у детей 5-7 лет

 

Составитель: учитель-логопед Захарова Е.В.

 

 

Пояснительная записка

   Программа по преодолению фонетико-фонематического   недоразвития     речи у детей 5-7 лет составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, с учётом  современных образовательных стандартов и требований,  на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

    Актуальность программы. По данным отечественных и зарубежных исследований, фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одной из наиболее частых форм нарушений в онтогенезе. 
    В возрасте 5-7 лет дети должны правильно произносить звуки родного языка, у них формируют­ся тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для освоения письма и чтения в школьный период.

    Однако,  в последнее время,  значительно увеличивается количество детей, имеющих выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недо­статков речи.     Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

     Нарушения речи все чаще сопряжены с  проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.  

     Раннее их выявление, проведение целенаправленного обу­чения  позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью под­готовить их к обучению в школе.

     Научно - педагогическая обоснованность. Изучением фонетико-фонематических процессов занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и другие. Их исследования показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченный процесс становления и дифференциации звуков. Они считают, что фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма. Дети, имеющие в структуре речевого дефекта нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, нуждаются в специальном логопедическом воздействии. Выбор путей коррекции определяется состоянием фонетико-фонематических процессов, которое необходимо выявить, подобрать систему адекватных коррекционных приемов, и устранить имеющиеся дефекты, что и определило актуальность программы.

     Практическая значимость.  Данная программа может быть использована  для работы учителей - логопедов, воспитателей логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, в специальных детских учреждениях, а также родителям, имеющих детей с нарушениями речи.

    Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.   Для того чтобы успешно заниматься коррекцией фонетико-фонематического недоразвития необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому при составлении программы учитывались внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, а также межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

 

Цели и задачи программы

 

       Цель программы: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.

       Задачи:

-    способствовать устранению дефектов звукопроизношения;

- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам;

-  совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;

- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;

-     развивать психические функции, общую и мелкую моторики.

 

Характеристика детей

с фонетическим недоразвитием речи

 

    Фонетическое недоразвития речи (дислалия) — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.       Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

     Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:

1 ) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

2) звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с межзубный с;

1) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л нау)

     Замены звуков могут быть следующими:

а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д): дамат— гамак);

б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным: взрывным т: тумка — сумка, тапоги - сапоги);

в) замена звуков, одинаковых по способу образования, по разгонных по участию органов артикуляции (замена язычного (ф) губно-зубным: фофна - сосна);

г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка - бабушка);

д) замена звуков, одинаковых, по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени.

   В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

  1. Сигматизм недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
  2. Ротацизм – недостатки произношения звуков р и рь.
  3. Ламбацизм – недостатки произношения звуков л и ль.
  4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм -----звуки к и кьгаммацизм – звуков г и гь; хитизм — звуков хи хь; йотацизм – звука й.
  5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б- п, д- т, ф – в, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха.
  6. Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном к замене их парными твердыми: например, д'— д. п'—п, р'—р и т.д. (тота -тетя, Анута — Анюта, пат — пять).

 

Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

   Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

   Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

   Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

   Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

Структура программы:

        Программа рассчитана на 25 часов и предполагает 50 занятий с интенсивностью 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 мин. в зависимости от возраста детей,  с перерывом не менее 10 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

        На индивидуальные занятия зачисляются дети старшего дошкольного возраста 5 до 7 лет, не посещающие логопедические группы дошкольных образовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной речи:

  • фонетическое недоразвитие речи;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи 

      При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

    Родители ребёнка после каждого занятия закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

 

                                 Учебно-тематический план

 

Этапы работы

Тема

Кол-во часов (акад.)

Планируемые результаты

1

Постановка звука

 

3

Сформированность навыка произнесения изолированного звука.

2

Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

3

Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных.

3

 

Автоматизация звука в словах

3

Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных.

4

 

Автоматизация звука в предложениях

3

Автоматизация  звука в предложениях.

5

 

Автоматизация звуков в связной речи

3

Закрепление звука в спонтанной речи.

6

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

Работа проводится по необходимости

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам.

7

 

Дифференциация звуков в слогах

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в слогах.

8

 

Дифференциация звуков в словах

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в словах.

9

 

Дифференциация звуков в предложениях

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков в предложениях

    10

 

Дифференциация звуков в связной речи

2

Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи.

    11

 

Итого:

25

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Кол-во занятий

Тема

Задачи

6

Постановка звука

Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений.

Развивать целенаправленную воздушную струю.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Формировать навык правильного произношения звука.

Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам. 

Развивать мелкую и общую моторику

6

Автоматизация звука в слогах:

  • прямых
  • обратных
  • со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука в словах:

  • с прямым слогом
  • с обратным слогом
  • со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

Развивать слуховое внимание, память.

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука

в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний.

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.

Развивать мелкую и общую моторику.

6

Автоматизация звука в связной речи

Пересказывать тексты с использованием иллюстраций.

Развивать воображение и творческую фантазию.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация изолированных звуков

Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в слогах:

  • прямых
  • обратных
  • со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в словах 

  • с прямым слогом
  • с обратным слогом
  • со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

Развивать слуховое внимание, память.

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний.

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.

Развивать мелкую и общую моторику.

4

Дифференциация звуков в связной речи

Пересказывать тексты с использованием иллюстраций.

Развивать воображение и творческую фантазию.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику.

Итого:50

 

Программа не является статичной по своему характеру. Темы и количество занятий могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

 

Ресурсное обеспечение программы:

 

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.:  «Просвещение» 2008г.

3. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» — С-Пб.: Библиополис, 1994.

4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно» - М.: Просвещение, 1991.

5. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа».

6. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми».  - М.: Просвещение,   1981.

7. В.В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004г.

8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.

9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.

 

 

Эффективность и результаты реализации программы

 

 

Учебный год

Зачислено на логопедические занятия детей

Выпущено всего детей

 

Структура нарушений выпущенных

С чистой речью

Со значительным улучшением речи

С улучшением речи

2015-2016

15

15

9

5

1

2016-2017

15

15

11

4

-

2017-2018

17

17

13

4

-

Итого

47

47

33 (70%)

13 (28%)

1 (2%)