Программа по модулю Интеллектуально - познавательное воспитание
КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Александра Павловича Калабина» г. Заринск Алтайский край
Программа по модулю
Интеллектуально - познавательное воспитание
Дюбенко Нина Васильевна
Содержание.
1.Пояснительная записка
2.Актуальность Программы
3.Цель, задачи
4.Методы и формы работы с детьми
5.Содержание деятельности
6.Ожидаемые результаты
7.Механизмы отслеживания результатов
8.Критерии
Пояснительная записка
Основной целью деятельности учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание благоприятных социально – психологических условий для полноценного развития, успешного обучения и эффективной социализации воспитанников детского центра в социуме. Это невозможно без интеллектуального развития.
Программа по формированию развития интеллекта представляет собой нормативный документ, содержащий в себе следующие разделы:
-
Актуальность программы.
-
Цель и задачи программы.
-
Педагогические принципы построения программы.
-
Направления программы:
-
Приложение.
Программа рассчитана на 3 года (с 2020 по 2023год). Занятия будут проводиться один раз в неделю, согласно перспективному плану на год. Продолжительность занятия 35 – 45 минут. Занятия будут проводиться в групповой форме в трех возрастных группах: младший школьный возраст (7 – 10 лет), средний школьный возраст (11 – 14 лет), старший школьный возраст (15 – 18 лет). В содержание занятий входит диагностика, анализ поведения, опросники, задания творческого характера, что позволяет развивать не только интеллект, но и эмоциональные и волевые психические процессы.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка может осуществляться один раз в полгода в соответствии с результатами анализа ее выполнения.
Актуальность Программы.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неожиданные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые влияния, рожденные требованиями времени, ни проникали в жизнь ребенка, как бы ни менялись программы и учебники в школе, формирование культуры интеллектуальной деятельности воспитанников всегда было и остается одной из основных воспитательных задач.
Интеллектуально - познавательное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и должно происходить в воспитательных занятиях в детском центре. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогаетосознанию своего мира, своих возможностей, своего эмоционального и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания ребенка при взаимодействии с окружающей средой, стремление к самосовершенствованию. Воспитание интеллекта у детей требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, внимания, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к дальнейшей социализации в жизни воспитанника.
Цель и задачи.
Цель: Гармоничное развитие личности ребенка через формирование познавательного интереса к интеллектуальному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
-
Способствовать интеллектуальному развитию ребенка через интеллектуальные игры;
-
Развивать и активизировать познавательный интерес, творческое развитие через выполнение интеллектуальных заданий;
Воспитательные:
-
Создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей для раскрытия их интеллектуальных способностей.
-
Помочь формированию таких черт характера как сопереживание, взаимопомощь, доброта.
-
Способствовать формированию коммуникативных способностей.
Развивающие:
-
Развивать у детей умение организовывать различные виды игр;
-
Формировать устойчивую потребность к саморазвитию через телевизионные и компьютерные игры.
-
Расширять знания детей об окружающем через чтение художественной литературы и периодической печати.
Методы и формы работы с детьми.
Интеллектуальные игры, творческие конкурсы, тренинги, участие в городских, краевых викторинах, экскурсии в музеи, в городскую библиотеку, на выставки, посещение театра, чтение художественной литературы, часы общения с интересными людьми, ролевые игры, игры и викторины по примеру телевизионных, экономические игры.
Результативность работы по программе определяется через использование измеряемых параметров усвоения содержания программы, это:
- развитие позитивного общения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- работать с текстом, разгадывать ребусы, составлять кроссворды;
- уметь использовать дополнительные источники для пополнения своих знаний;
- уметь принимать и применять правила игр, достойно проигрывать и выигрывать.
2 год. Тема: «В мире природы».
Возрастная группа
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
7 – 10 лет
|
1.«Веселый мир природы» - беседа - диалог
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
2.Игра «Лесные заморочки»
|
|
1
|
1
|
|
3.Экскурсия «В страну природы и здоровья»
|
|
1
|
1
|
|
4.Практическое занятие – «Уход за комнатными растениями
|
|
1
|
1
|
|
5.Игра «Цветы – радость жизни»
|
|
1
|
1
|
|
6.Практическое занятие - «Птичьи столовые».
|
|
1
|
1
|
|
7.Рассказ о народных приметах, о погоде.
|
1
|
|
1
|
|
8.Природа в пословицах, поговорках и народных приметах(с рисунками детей).
|
|
1
|
|
|
9.Игра викторина «Я познаю мир»
|
|
1
|
1
|
11 – 14 лет
|
1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог
|
1
|
|
1
|
|
2.Викторина «Удивительное рядом»
|
|
1
|
1
|
|
3.КВН «Пернатые друзья»
|
|
1
|
1
|
|
4.Выступление – рассказ «Каждое дерево интересно»
|
|
1
|
1
|
|
5.Экскурсия «В страну природы и здоровья»
|
|
1
|
1
|
|
6.Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты
|
|
1
|
1
|
|
7.Практическое занятие «Подарок птицам»
|
|
1
|
1
|
|
8.«Целебные источники» - рассказ с просмотром видеофильма.
|
|
1
|
1
|
|
9.Игра викторина «Я познаю мир»
|
|
1
|
1
|
15 – 18 лет
|
1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
2.Игра - путешествие «Планета – дом»
|
|
1
|
1
|
|
3.Викторина «Удивительное рядом»
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
4.«Водные ресурсы» -игра
|
|
1
|
1
|
|
5.Сочинение «О своем любимом дереве»
|
|
1
|
1
|
|
6.Экскурсия в страну природы и здоровья
|
|
1
|
1
|
|
7.Выпуск коллажа «Сохраним природу»
|
|
1
|
1
|
|
8.Рассказ «Мое поведение в природе» с выпуском листовки
|
|
1
|
1
|
|
9.Игра – викторина «Я познаю мир»
|
0,5
|
0,5
|
1
|
Ожидаемые результаты:
-
Сформировать эстетическое восприятие природы.
-
Развить наблюдательность, любознательность, интерес у детей в экологической среде.
-
Должны усвоить нормы поведения в природе, конструировать кормушки, ухаживать за комнатными растениями, проявлять заботу, внимание к животным.
Должны знать
|
Должны уметь
|
-сезонные изменения в жизни растений и животных, их особенности жизни и поведения;
-комнатные растения, их разнообразие, правила полива и ухода за ними;
- водные ресурсы, связь с человеком и их охрана.
|
-устанавливать взаимосвязь природы между природой и обществом;
-предвидеть последствия своего поведения в природе;
-ухаживать за комнатными растениями, животными;
-оценивать природные ресурсы с позиции нравственных норм.
- познавать ценности экологической среды
|
3 год. Тема: «В мире интересного»
Возрастная группа
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
7 – 10 лет
|
1.Игра – викторина «В мире интересного»
2.Занятие «С чего начинается Родина»
3.Беседа «Что в имени моем?» с практическими заданиями.
4.Ролевое моделирование «Ты один дома»
5.Игра «Что? где? Когда?»
6.Разгадивание кроссвордов, шарад.
7.Просмотр видеофильма с обсуждением «Школа хороших манер»
8.Игра – лото «Земля и её обитатели»
9.Устный журнал «Как появились обычные вещи»
|
0,5
0,5
0,5
0,5
|
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
1
1
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Среднее
11 - 14
|
1.Практикум с просмотром видеофильма «Наш дом - целый мир.»
2.Викторина сто тысяч почему
3.Игра « Что? Где? Когда?»
4.Практическое занятие «Теледруг и теленедруг»
5.Беседа с элементами практики о спорте «Что движет мою жизнь»
6.Игра – викторина «В мире интересного»
7.Познавательное занятие «Путешествие по городу Огня»
8.Игра «Счастливый случай»(кроссворды, шарады )
9.Практическое занятие «Почему снег блестит?»(поделки, опыты)
|
0,5
0,5
0,5
|
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Старшие
15-18
|
1.Игра – викторина «В мире интересного»
2. Занятие «Где кончается вселенная?»
3.Игра «Что? Где? Когда?»
4.Практическое занятие «Мы в мире вещей»
5.Беседа за круглым столом с обсуждением видеофильма «Культура спорта»
6.Игра «Сто к одному»
7.Занятие «В мире интересных профессий»
8.Интелектуальные игры «Известно ли вам»
9.Составление математических головоломок.
|
0,5
0,5
|
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Ожидаемые результаты:
- социализация личности ребенка через активизацию познавательного интереса.
-развитие мотивации к познавательной деятельности.
-сформировать знания о природе, обществе, человеке.
Должны знать
|
Должны уметь
|
-об исторических эпохах жизни людей, о земле , космосе ,окружающих предметах.
-элементарные правила поведения в мире природы и людей.
-доступные способы изучения общества, природы (наблюдение, опыты, записи)
|
-работать в команде, правильно выражать свои чувства, рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
-бережно относиться к окружающим предметам
-проявлять познавательную активность к сближению друг с другом с окружающим миром.
|
Механизмы отслеживания результатов:
1. Педагогические наблюдения.
2. Опрос, тестирование, анкетирование.
3. Проверочные задания.
4.Викторины.
5. Практические задания.
Заключительный этап
Окончательные выводы делаются в течение последующих лет. За это время должны реализоваться задачи дальнейшей перспективы воспитанник должен научиться проявлять любознательность, интерес к окружающей среде через чтение художественной литературы, периодическую печать, телевизионные программы, интернет. Понимать необходимость в получении новых знаний об окружающем мире, ценности памятников культуры, экологии, использовать их в дальнейшей жизни, быть эрудированным. Источником сведений для такого анализа могут быть встречи переписка в интернете, приезд в гости и т.п.
Показатели
|
Критерии
|
1б. 2б. 3б.
|
||
В мире литературы
|
1.Уметь пользоваться книгами, библиотекой.
2.Уметь ремонтировать книги, знает структуру книги.
3.Умеет пользоваться дополнительными источниками для обогащения знаний
|
|
|
|
В мире природы
|
1.Умеет ухаживать за растениями и животными 2.Умеет отслеживать изменение в экологической среде
3. Умеет поддерживать чистоту, порядок в окружающей природной среде .
|
|
|
|
В мире интересов
|
1. Умеет самостоятельно проявлять интерес к познавательной деятельности.
2. Умеет использовать интеллектуальные игры для расширения своего кругозора.
3.Умеет логически рассуждать, делать выводы.
|
|
|
|
1 балл – данное качество не проявляется
2 балла – данное качество проявляется редко
3 балла - данное качество проявляется самостоятельно или под контролем воспитателя.