Программа «Логика»
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 9»
Программа «Логика»
Коньшина Т.В.
Пояснительная записка
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Л.Ф.Тихомировой «Развитие логического мышления детей» (Л.Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей (учебное пособие). Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.- 240с.).
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
- обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
- развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
- сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у школьников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Он включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятия за учебный год в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы межличностных отношений.
В содержание обучения входят:
- Формирование у учеников мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
- Оперирование признаками предметов: выделение существенных и несущественных признаков, описание признаков предметов.
- Развитие и обогащение речи учащихся через введение слов истина, ложь. Использование слов «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или». Составление высказываний с данными понятиями.
- Формирование поисковых умений. Поиск и нахождение закономерностей.
- Развитие основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.
В основу курса положены следующие принципы:
- Научность.
- Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- Систематичность, последовательность и комплексность обучения.
- Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания.
- Учёт межпредметных связей – развитие речи, математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.
Структура занятий логики:
- «Мозговая разминка». В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции.
- Изучение нового материала.
- Решение логических, творческо-поисковых задач.
- «Переменка». Физминутка должна включать упражнения на развитие внимания и двигательной сферы детей.
- «Мозговой штурм». Цель – развитие творческого стиля мышления. Ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Методы, формы и виды работы:
- дифференцированный подход
- индивидуальная работа
- использование различных раздаточных материалов
- проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
Формы подведения итогов обучения по темам:
- Тесты
- Викторины
- Интеллектуальные конкурсы
- Предметные олимпиады.
Учебно-методический комплекс
Учебное пособие:
1. Л.Ф.Тихомирова. Логика. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
2. Л. Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Ценностные ориентиры изучения курса «Логика»
Данный курс предлагает совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты освоения учащимися курса «Логика»
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса «Логика» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Метапредметными результатами изучения курса «Логика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Логика» являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- описывать признаки предметов, слов и чисел;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое, причина – следствие;
- давать определение темам и понятиям.
Личностными результатами изучения курса «Логика» является формирование умений.
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Благодаря таким занятиям каждый ученик может проявить свои интеллектуальные способности в различных школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру", "Русский медвежонок", «Вундеркинд» и др., олимпиадах, интеллектуальных проектах.
Календарно - тематическое планирование занятий курса «Логика»
1 класс
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Примечание |
1. |
|
Выделение признаков предметов. Форма, цвет, вкус. |
|
2. |
|
Выделение признаков предметов. Признаки чисел. |
|
3. |
|
Узнавание предметов по заданным признакам. Существенные и второстепенные признаки. |
|
4. |
|
Узнавание предметов по заданным признакам. Существенные и второстепенные признаки. |
|
5. |
|
Выделение существенных признаков предметов. Третий лишний. |
|
6. |
|
Выделение существенных признаков предметов. Четвертый лишний. |
|
7. |
|
Сравнение предметов и явлений. На что похожи буквы? |
|
8. |
|
Сравнение предметов и явлений. На что похожи цифры? |
|
9. |
|
Омографы. Слова – близнецы. |
|
10. |
|
Омографы. Слова – близнецы. |
|
11. |
|
Омонимы. Нахождение общих признаков. |
|
12. |
|
Омонимы. Нахождение отличительных признаков. |
|
13. |
|
Классификация предметов и явлений. Характерные признаки явлений природы в разные времена года. |
|
14. |
|
Классификация предметов и явлений. Распределение вещей по их назначению и другим параметрам. |
|
15. |
|
Словесная характеристика классов в готовой классификации. Признаки объединения. |
|
16. |
|
Словесная характеристика классов в готовой классификации. Закончи предложение. |
|
17. |
|
Деление объектов на классы по заданному основанию. Группы обобщенных понятий. |
|
18. |
|
Деление объектов на классы по заданному основанию. Распределение на группы. |
|
19. |
|
Проверка результатов классификации. Логические задачи. |
|
20. |
|
Проверка результатов классификации. Логические головоломки. |
|
21. |
|
Упражнения для формирования умения выбирать основание для классификации (русский язык). |
|
22. |
|
Упражнения для формирования умения выбирать основание для классификации (математика). |
|
23. |
|
Упражнения для формирования умения выбирать основание для классификации (окружающий мир). |
|
24. |
|
Игры для формирования умения выбирать основание для классификации. |
|
25. |
|
Игры для формирования умения выбирать основание для классификации. |
|
26. |
|
Игры для формирования умения выбирать основание для классификации. |
|
27. |
|
Классификация. Комбинированные задания. Найди лишнее слово. |
|
28. |
|
Классификация. Комбинированные задания. Найди лишнюю пару. |
|
29. |
|
Классификация. Комбинированные задания. Найди лишнее число. |
|
30. |
|
Обобщение. Выделение признаков предметов. |
|
31. |
|
Обобщение. Сравнение предметов и явлений. |
|
32. |
|
Обобщение. Классификация предметов и явлений. |
|
33. |
|
Обобщение. Комбинированные задания. |
|
Календарно - тематическое планирование занятий курса «Логика»
2 класс
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Примечание |
1. |
|
Мышление по аналогии. Задачи на разрезание и составление фигур. |
|
2. |
|
Мышление по аналогии. Задачи со спичками. |
|
3. |
|
Мышление по аналогии. Математические ребусы. |
|
4. |
|
Мышление по аналогии. Математические игры. |
|
5. |
|
Мышление по аналогии. Комбинаторные задачи |
|
6. |
|
Анализ отношений понятий. Составление слов по данной модели. |
|
7. |
|
Анализ отношений понятий. Установление последовательности. |
|
8. |
|
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Выделение отдельных слов из слова. |
|
9. |
|
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Составление слов из слогов. |
|
10. |
|
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Нахождение «спрятанных» слов. |
|
11. |
|
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Нахождение внутри слова цифры. |
|
12. |
|
Анаграмма. Составление слов по данной модели. |
|
13. |
|
Анаграмма. «Цифровая слоговица». |
|
14. |
|
Определение понятий. Составление ряда чисел. |
|
15. |
|
Определение понятий. Установление последовательности. |
|
16. |
|
Отношение между понятиями. Деление понятий. |
|
17. |
|
Отношение между понятиями. Обобщение понятий. |
|
18. |
|
Ограничение и обобщение понятий. Последовательность подчинения понятий. |
|
19. |
|
Ограничение и обобщение понятий. Узкое, среднее и широкое понятия. |
|
20. |
|
Знакомство с логическими словами. Смысл слов. |
|
21. |
|
Знакомство с логическими словами. Образование составных высказываний. |
|
22. |
|
Логические слова связки: и, или. Ложные высказывания. |
|
23. |
|
Логические слова связки: и, или. Истинные высказывания. |
|
24. |
|
Логическое слово не. Операция отрицания. |
|
25. |
|
Логическое слово не. Отрицание в рассуждениях. |
|
26. |
|
Упражнение на развитие логической операции отрицания. Логические цепочки. |
|
27. |
|
Упражнение на развитие логической операции отрицания. Ребусы, загадки. |
|
28. |
|
Упражнение на развитие логической операции отрицания. Логические задачи. |
|
29. |
|
Логические слова все, всякий, каждый, некоторые. Построение предложения – отрицания. |
|
30. |
|
Логические слова все, всякий, каждый, некоторые. Уточнение смысла слов. |
|
31. |
|
Логические слова все, всякий, каждый, некоторые. Подбор синонимов к словам. |
|
32. |
|
Упражнения на простейшие умозаключения. Суждения – «посылки». |
|
33. |
|
Упражнения на простейшие умозаключения. Делаем выводы. |
|
34. |
|
Упражнения на простейшие умозаключения. Доказательство. |
|
Календарно -тематическое планирование занятий курса «Логика»
3 класс
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Примечание |
1. |
|
Выделение признаков предметов. Закономерности в чередовании признаков. |
|
2. |
|
Выделение признаков предметов. Классификация по какому-то признаку. |
|
3. |
|
Выделение признаков предметов. Сравнение предметов по признакам. |
|
4. |
|
Сравнение предметов по признакам. |
|
5. |
|
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. |
|
6. |
|
Сравнение предметов по признакам. Симметричные фигуры. |
|
7. |
|
Сравнение предметов по признакам. Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». |
|
8. |
|
Сравнение предметов по признакам. Найди отличия. |
|
9. |
|
Сравнение предметов по признакам. Действия предметов. Игра «Кто так делает?» |
|
10. |
|
Функциональные признаки предметов. |
|
11. |
|
Комбинаторика. Перестановки, размещения. |
|
12. |
|
Логические слова связки: и, или. |
|
13. |
|
Логическое слово не. |
|
14. |
|
Решение логических задач и задач-шуток. |
|
15. |
|
Определение понятий. |
|
16. |
|
Отношение между понятиями. |
|
17. |
|
Ограничение и обобщение понятий. |
|
18. |
|
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
|
19. |
|
Порядок действий, последовательность событий. |
|
20. |
|
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
|
21. |
|
Составление загадок, чайнвордов. |
|
22. |
|
Классификация по одному свойству. |
|
23. |
|
Комбинированные задания для овладения операцией «классификация». |
|
24. |
|
Способы задания множества. |
|
25. |
|
Сравнение множеств. |
|
26. |
|
Отношения между множествами (объединение, пересечение). |
|
27. |
|
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
|
28. |
|
Выражения и высказывания. |
|
29. |
|
Отрицание. |
|
30. |
|
Упражнение на развитие логической операции отрицания. |
|
31. |
|
Интеллектуальная викторина. |
|
32. |
|
Логические упражнения. |
|
33. |
|
Логические задачи. |
|
34. |
|
Логические игры. |
|
Календарно - тематическое планирование занятий курса «Логика»
4 класс
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Примечание |
1. |
|
Вводное занятие. |
|
2. |
|
Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, анаграммы, ребусы). |
|
3. |
|
Лингвистические задачи. |
|
4. |
|
Слова-родственники (однокоренные слова). Игры: «Подбери слово», «Кто больше», «Лишнее слово». |
|
5. |
|
Слово. Построение слов из данного слова. Составление ребусов. |
|
6. |
|
Многозначность слов. |
|
7. |
|
Арифметическая грамматика. |
|
8. |
|
Интеллектуальные игры. Игры со словами. |
|
9. |
|
Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок". |
|
10. |
|
Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. |
|
11. |
|
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика. |
|
12. |
|
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. |
|
13. |
|
Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. |
|
14. |
|
Лингвистические задачи. |
|
15. |
|
Решение занимательных задач в стихах. |
|
16. |
|
Магические квадраты. |
|
17. |
|
Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
18. |
|
Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений. |
|
19. |
|
Математические фокусы. |
|
20. |
|
Олимпиадные задания по математике. Логические задачи. |
|
21. |
|
Задачи с подвохом. |
|
22. |
|
Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика. |
|
23. |
|
Конкурс смекалки. |
|
24. |
|
Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). |
|
25. |
|
Решение заданий конкурса "Кенгуру". |
|
26. |
|
Интересные приёмы устных вычислений. |
|
27. |
|
Мир занимательных задач. |
|
28. |
|
Мир занимательных задач. |
|
29. |
|
Мир занимательных задач. |
|
30. |
|
Геометрическая мозаика. |
|
31. |
|
Нахождение и составление закономерностей. Мозговой штурм. |
|
32. |
|
Задачи со словами логического следования. Мозговой штурм. |
|
33. |
|
Решение и составление логических задач со сказочным сюжетом. Мозговой штурм. |
|
34. |
|
Составление заданий на преобразование слов. Мозговой штурм. |
|
Материально-техническое оснащение:
- наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.
- электрооборудование: проектор, экран, компьютер, принтер, ксерокс.
Список литературы:
1. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.
2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.
3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.
4. «Учимся, играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.
5. «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.
6. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.
7. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.
8. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г. - М.:Илекса,-2005.
9. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". Пупышева О.Н. - М.:ВАКО,-2008.
10. «Занимательные материалы». Сухин И.Г.: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
11. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
12. «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая, А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008
13. «Олимпиадные задания» Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
14. Интернет- ресурсы