Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Город Мастеров"
МБОУ "Федоровская СОШ №5"
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Город Мастеров"
Калугина Ольга Викторовна
педагог-организатор
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название |
Программа «Город Мастеров» летнего лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ «Федоровская СОШ №5» |
Составители программы |
Шакирова Л. В. – заместитель директора по воспитательной работе, Калугина О. В. – педагог-организатор, Курса Л. Г. – педагог-организатор |
Направленность |
Профориентационная |
Краткое содержание |
Для реализации программы решено выбрать форму сюжетно-ролевой игры «Город Мастеров». Школа превращается в Город Мастеров, в котором поселилась Лень. А главный герой Мастерок вместе с ребятами (воспитанниками лагеря) каждый день освобождают от Лени одну улицу, на которой живут люди одной профессии. В благодарность за это ребята получают знания о профессиях от мастеров своего дела. Знакомству с каждой профессией посвящается 2 дня. В течение смены дети участвуют в играх, викторинах, квестах, конкурсах, объединенных общей целью – восстановить нормальную жизнь Города Мастеров. За активное участие в мероприятии дети получают в свои копилки – медали определенного цвета. К концу путешествия Лень полностью изгнана из Города Мастеров, а ребята узнают о профессиях много нового и интересного, пробуют себя в роли врачей, парикмахеров, художников, нефтяников и т.д. Вместе с Мастерком и ребятами по Городу Мастеров путешествуют воспитатели и вожатые. |
Модули программы |
1. Модуль «Я и профессии вокруг меня» – организация экскурсий на предприятия, в организации, встреча и беседа с представителями разных профессий. 2.Модуль«Изобретай, твори и выдумывай» – проведение мастер-классов, выставок, организация творческих конкурсов, создание минисценок, познавательно-развлекательных программ и мероприятий. |
Цель программы |
Создание оптимальных условий для отдыха детей; расширение знаний и представлений детей о различных профессиях, понимание роли труда в жизни человека и общества; обучение основным знаниям по комплексной безопасности. |
Задачи программы |
|
Место и сроки реализации программы |
МБОУ «Федоровская СОШ №1», С 01.08.2018 г. по 24.08.2018 г. |
Итоги реализации программы |
1 модуль: маршрутные карты (от каждого отряда) «Профессии нашего поселка», презентация «21 день в Городе Мастеров». 2 модуль: выставка творческих работ «Мир профессий», фестиваль «Калейдоскоп профессий». |
Пояснительная записка
Лето – любимая пора детей. Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Это время открытий, знакомств, освоения и осмысления окружающего мира детьми.
Детям дается возможность почувствовать себя организаторами проводимых дел и активными участниками жизни в лагере. Педагогам важно помочь детям в реализации их творческого потенциала, личностных возможностей каждого ребенка.
Разработка программы деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» обусловлено необходимостью:
- летней занятости детей;
- содействию формирования у воспитанников ценностного отношения к труду;
- укрепления здоровья детей;
- обучения знаниям по комплексной безопасности учащихся.
Очень важно уже в подростковом возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве.
Молодому человеку, ищущему свое место в мире профессий, необходимо овладеть знаниями и навыками по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию. Это обязательный этап выбора профессионального будущего.
В процессе выявления профессиональных склонностей и интересов лагеря с дневным пребыванием играют существенную роль.
Индивидуальные особенностидетей (темперамент, способности) развиты настолько, что диктуют полноценное и полновесное проведение работы по выявлению ранних профориентационных склонностей детей.
Программа «Город Мастеров» рассчитана на реализацию в общеобразовательном учреждении во время летних каникул и представляет собой вариант малозатратной формы организации отдыха детей.
Программа осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры «Город Мастеров».Ребятам предстоит окунуться в мир профессий вместе с героем Мастерком.
Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня.
В конце смены проводится закрытие лагеря в виде представления карт «Профессии нашего поселка», показа презентации «21 день в Городе Мастеров», выставке творческих работ «Мир профессий», фестиваля «Калейдоскоп профессий» с вручением грамот и памятных подарков.
Программа является модульной и состоит из 2-хмодулей:
1 модуль: «Я и профессии вокруг меня».
2 модуль: «Изобретай, твори и выдумывай».
Итоги работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» будут освещены на сайте МБОУ «Федоровская СОШ №5» и СМИ («Федоровская ярмарка», «Вестник»).
Актуальность и социальная значимость программы
Актуальность заключается в том, что данная Программа деятельности летнего пришкольного лагеря «Город Мастеров» ориентирована на создание социально - значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и профориентационное воспитание ребёнка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Организованная деятельность на базе школы даст возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей (обучающиеся они МБОУ «Федоровская СОШ №5» или нет) независимо от учебной успеваемости самого ребенка, дает возможность для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций.
Программа включает в себя разноплановую деятельность и объединяет несколько направлений деятельности. Программа направлена на оздоровление, воспитание и организацию досуга учащихся.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенции ООН о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.4.2599-10;
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г.№ 124-Ф3;
- Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ;
- Устава МБОУ Федоровская СОШ №5;
- Положения о пришкольном лагере дневного пребывания;
- Правил внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
- Правил по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Приказов Департамента образования.
Возраст участников программы: 6 – 14 лет.
Цель программы «Город Мастеров»:
создание оптимальных условий для отдыха детей; расширение знаний и представлений детей о различных профессиях, понимание роли труда в жизни человека и общества, обучение основным знаниям по комплексной безопасности.
Задачи:
1. Образовательная:
- расширить знания воспитанников о различных профессиях, качествах, присущих людям тех или иных профессий.
2. Воспитательные:
- содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.
- содействовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
- создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.
3. Развивающая:
- развить умения и навыки изготовления поделок, творческих работ через проведение мастер-классов, творческих занятий.
Ожидаемые результаты программы
Направления работы |
Ожидаемые результаты |
Методика отслеживания результатов |
Профориентационное направление |
Воспитанник лагеря: 1.Имеет представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей:
2.Способныйсамореализоваться в личностно-значимой деятельности:
3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. 4.Владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия. |
- самооценка; - оценка воспитателей; - организация соревновательных мероприятий между отрядами на протяжении всей смены, - анкетирования, -организация коллективно-творческих дел. |
Спортивно-оздоровительное направление |
|
-самооценка; - организация соревновательных мероприятий между отрядами на протяжении всей смены; - личностные и командные результаты. |
Безопасность жизнедеятельности |
Выполнение правил здорового и безопасного поведения для себя и окружающих. |
- тестирование на знание правил личной безопасности. |
Культурно-эстетическое направление |
Раскрытие творческого потенциала и самореализация детей подростков. |
- оценка воспитателей; - организация конкурсно - игровых дел, творческих выставок. |
Этапы реализации программы:
Достижение цели и решение задач программы осуществляется в три этапа:
I этап – Проектировочный (декабрь – январь)
Цель:изучение методического материала, определение цели, задач, направлений программы, разработка проекта программы, участие в семинарах.
IIэтап – Организационный (февраль – апрель)
Цель:корректировка проекта и разработка программы, разработка методического обеспечения (игры, конкурсы, театрализованные и художественные номера, презентации, мастер-классы, творческие занятия и мероприятия).
III этап –Практический (август)
Цель:реализация программы в лагере с дневным пребыванием детей.
IVэтап – Аналитический (август – сентябрь)
Цель:мониторинг эффективности реализации программы и подведения итогов.
Формы оценивания модуля «Я и профессии вокруг меня»
Итоговый результат модуля «Я и профессии вокруг меня» – представление маршрутных карт каждого отряда «Профессии нашего поселка», просмотр презентации «21 день в Городе Мастеров».
Критерии оценивания:
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Эстетичность и привлекательность содержания - Картадолжна привлекать внимание особенностью художественного оформления (композиция, свет, цвет и др.) и оригинальностью. - Презентация должна содержать основные интересные моменты из жизни летнего пришкольного лагеря. |
до 3
|
Информативность - Для карт важно передать посредством декоративно-прикладного творчества информацию о предприятиях и организациях, которые дети посетили за 21 день летнего пришкольного лагеря. Также нужно сопроводить объекты на карте кратким текстовым описанием. - Презентация содержит фото и видео материалы интересных моментов летнего пришкольного лагеря. |
до 3
|
Оригинальность презентации - Представление картпроводится на фестивале «Калейдоскоп профессий». - Просмотр презентации состоится на фестивале «Калейдоскоп профессий». |
до 3 |
ИТОГО |
до 9 |
Формы оценивания модуля «Изобретай, твори, выдумывай»
Итоговый результат модуля «Изобретай, твори, выдумывай» – выставка творческих работ «Мир профессий», фестиваль «Калейдоскоп профессий».
Критерии оценивания:
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Оригинальность, качество выполненных творческих работ - В выставке принимают участие наиболее яркие, оригинальные и качественные работы с использованием необычных материалов. - В фестивале принимают участие отряды с творческими номерами: стихотворения, песни, танцы, сценки о профессиях, рассмотренных в течение летней лагерной смены «Город Мастеров». |
до 3 |
Оригинальность представления работы - Выставка лучших творческих работ оформляется в актовом зале школы по разделам: «Профессия Врач», «Профессия Педагог» и т.д. - Оцениваются творческие номера, раскрывающие выбранную профессию. |
до 3 |
ИТОГО |
до 6 |
Образовательные форматы
Мероприятия проводятся в различных организационных теоретических и практических форматах:
- групповая форма создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время выполнения творческих задач, а также воспитывает чувство взаимопомощи, уважительное отношение к окружающим (сверстникам).
- индивидуальная формавоспитывает у детей навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения, анализа собственных интересов и запросов при реализации модулей программы.
- фронтальная форма позволяет одновременно контролировать выполнение определённых заданий всеми учащимися, общий уровень усвоения знаний, умений и навыков в отрядах.
Механизмреализации программы «Город Мастеров»
Реализация программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры: «Город Мастеров».
Школа превращается в Город Мастеров с 8 улицами, в котором поселилась Лень. А главный герой Мастерок вместе с ребятами (воспитанниками лагеря) каждый день освобождают от Лени одну улицу, на которой живут люди определенной профессии.
В благодарность за это ребята получают знания о профессиях от мастеров своего дела. Определенной профессии посвящается 2 дня. В первый день просмотр презентаций, мультфильмов о профессиях, экскурсии на предприятия и в организации г.п. Федоровский, встреча с интересными людьми,конкурсы рисунков.
Второй день –квесты, игры, викторины, изготовление поделок, презентаций о профессиях.
На открытии лагерной смены ребята становятся «Горожанами». Каждому «Горожанину» вручается галстук определённого цвета, соответствующего цвету его отряда.
Перед детьми ставится цель: пройти все испытания, которые их ждут на пути. По результатам прохождения каждой улицы на линейке подводятся итоги участия каждого ребёнка в жизни отряда и лагеря в целом. Самые активные участники получают в свои копилки – «медальки», которые они складывают в свой ларец. «Медальки» определенного цвета:
- синяя - за активное участие в профориентационном мероприятии;
- зелёная - за активное участие в творческом мероприятии;
- жёлтая - за активное участие в спортивном мероприятии.
Те дети, которые успешно прошли все восемь улиц принимаются в «МАСТЕРА» города.
Ступеньки роста (мотивационный экран достижений)
Наблюдатель (ВСЁ ВПЕРЕДИ! – интересуется деятельностью в лагере)
Новичок (НАЧАЛО ТРУДНОГО ПУТИ! – стремится участвовать в мероприятиях, в деятельности детских объединений)
Умелец (СВОЙ СРЕДИ РАВНЫХ! – участвует во всех отрядных и общелагерных мероприятиях)
Знаток (ДОБИЛСЯ ПРИЗНАНИЯ! – принимает активное участие в жизни отряда и лагеря)
Подмастерье (ПРИ ВЛАСТИ! – является помощником воспитателя в организации деятельности отряда)
Мастер (САМЫЙ ГЛАВНЫЙ! – может вести за собой, организовать микроколлектив для конкретного дела).
К концу путешествия Лень полностью изгнана из Города Мастеров, а ребята и Мастерокузнают о профессиях много нового и интересного, пробуют себя в роли врачей, парикмахеров, педагогов и т.д.
В ходе игрового сюжета каждый ребенок имеет возможность проявить свои творческие, художественные, физические, интеллектуальные и лидерские качества, а также показать профориентационные знания, то есть повысить свой личностный рост.
Самые активные воспитанники летнего пришкольного лагеря на фестивале профессий получают свои «трудовые книжки».
Вместе с Мастерком и ребятами по Городу Мастеров путешествуют воспитатели и вожатые.
Остановка на каждой станции формируется из четырех направлений:
- профориентационное;
- спортивно-оздоровительное;
- безопасность жизнедеятельности;
- художественно-эстетическое.
Содержание тематических модулей
№ п/п |
Модули |
Краткое описание |
Образовательный продукт |
1. |
«Я и профессии вокруг меня» |
Организация экскурсий на производство, в организации поселка Федоровский, встреча и беседа с представителями рабочих профессий, беседы, анкетирование. |
- Карты «Профессии нашего поселка». - Презентация «21 день в Городе Мастеров». |
2. |
«Изобретай,твори, выдумывай» |
|
- Выставкатворческих работ «Мир профессий». - Фестиваль «Калейдоскоп профессий». |
Модуль 1: «Я и профессии вокруг меня»
Задачи |
Тематические рабочие группы и форматы |
Программа модуля |
|
- экскурсии; - игровая и конкурсная деятельность; - квест; - просмотр мультфильмов о профессиях; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - спортивные состязания. |
. |
Модуль 2: «Изобретай, твори, выдумывай»
Задачи |
Тематические рабочие группы и форматы |
Программа модуля |
3.Организовать выставку творческих работ «Мир профессий». |
Стажерские площадки (отряды) Форматы: - сюжетно-ролевая игра: «Город Мастеров» - игровая и конкурсная деятельность; - презентация; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - конкурс творческих работ; - спортивные состязания.
|
|