Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию лексико-грамматической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 282 г. Челябинска»

 

 

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию лексико-грамматической стороны речи

с детьми старшего дошкольного возраста

с ОНР III уровня

 

Номинация: методическая копилка

МАДОУ «Детский сад № 282 г. Челябинска»

Подпятникова Юлия Андреевна

учитель-логопед

кв. категории нет

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая  функция. К завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки родной речью. В школе эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.

Программа построена с учётом основных документов:

- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

- Приказа Министерства образования науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Инструктивного письма Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения» от 14.12.2000 №2.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп комбинированного или компенсирующего дошкольного образовательного учреждения, поэтому  они не могут быть использованы в полном объёме в условиях логопедического пункта ДОУ.

Цель программы:

- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей подготовительной к школе группы с ОНР 3 уровня и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.

Задачи программы:

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами:

а) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;

б) формирование грамматического строя речи;

в) развитие связной речи детей на базе правильно произносимых звуков.

3. Оценка результатов помощи детям и определение их речевой готовности к школе.

4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.

5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей детей.

Для достижения целей программы необходимо выполнение следующих условий:

1. Достаточная квалификация учителя – логопеда, успешное овладение методами и приёмами логопедической работы.

2. Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.

3. Выполнение полного объёма коррекционных мероприятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, слоговой структуры, навыков звукового анализа и синтеза, развития словаря и грамматического строя, развития связной речи.

4. Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса.

5. Уточнение индивидуальных коррекционно – развивающих программ.

6. Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога с первых дней его пребывания в ДОУ.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия, с другой стороны.

Принцип развивающего подхода (основывается на идее Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития) заключается в том, что обучение должно вести за собой и развитие.

Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

Принцип активности и сознательности детей означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт физиологических особенностей ребёнка и характера патологического процесса. Действия этого принципа строятся на преемственности двигательных, речевых заданий.

Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов у детей.

2.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Общее недоразвитие речи 3 уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.         Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции; смешения звуков.

Дети нередко искажают в речи многосложные слова, сокращая количество слогов. Нарушена звуконаполняемость слов: отмечаются перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, образования слов при помощи суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Много ошибок при использовании предлогов.

Понимание обращённой речи приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений слов, выражаемых приставками, суффиксами; трудности.

3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Результатом успешной коррекционно – логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- свободно составлять рассказы, пересказы;

- владеть навыками творческого рассказывания, словообразования различных частей речи, переноса навыков на другой лексический материал, правильного звуко-слогового оформления речи;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- понимать и применять в речи все лексические категории слов;

- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

У детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к обучению:

- фонематическое восприятие;

- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- графомоторные навыки;

- элементарные навыки письма и чтения (печатанье букв, слогов, слов и коротких предложений).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА ДОУ по развитию лексико-грамматической стороны речи С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОНР 3 УРОВНЯ

Программа предназначена для работы со старшими дошкольниками в возрасте 6-7 лет. Срок освоения программы – 1 год.

С целью обеспечения полноценной коррекционной работы в начале учебного года учитель – логопед составляет перспективный годовой план работы, который отражает содержание его деятельности в целом.

На логопедические занятия зачисляются дети подготовительной и (при наличии свободных мест) старшей групп, имеющие речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 уровня). Дети с диагнозами «заикание», «задержка психоречевого развития», «ОНР 1-2 уровня» не посещают коррекционные занятия учителя – логопеда, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.

Зачисление детей на занятия на базе логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября. На каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, учитель – логопед заполняет речевую карту.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, должно составлять не более 25 человек в течение года (на одну ставку). Работа по исправлению речи проводится в виде индивидуальных и подгрупповых занятий.

Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от образовательной деятельности, так и во время её проведения. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Индивидуальные занятия реализуют основную цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение нарушений лексико-грамматической стороны речи.

Подгрупповые занятия способствуют воспитанию навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции голоса (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дошкольники объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения или когда помимо нарушения звукопроизношения, присутствуют элементы фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Базисная часть программы направлена на формирование  следующих основных сторон речи:

  • Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  • развитие качественной характеристики лексических средств;
  • развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;
  • обращение внимания на правильное употребление корригированных звуков в словах доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом объём свободных детских высказываний.
  • Формирование грамматической стороны речи.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.

Планирование занятий с детьми с ОНР 3 уровня разделено на 3 периода обучения: 1 период – 2-я половина сентября – ноябрь, 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – 1-я половина мая.

Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю. В данной программе подгрупповые занятия не делятся на виды, а представляют собой занятие, включающее формирование фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, подготовку к овладению элементарными навыками чтения и письма. Индивидуальные занятия с каждым ребёнком проводятся 1 раз в неделю.

5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

По развитию лексико-грамматической стороны речи

У ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста с ОНР 3 УРОВНЯ

Развитие грамматических средств

 

Развитие произносительной

стороны речи. Развитие словаря

I период обучения (2-я половина сентября, октябрь, ноябрь)

Лексические темы: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда», «Обувь. Головные уборы», «Посуда. Продукты питания», «Мебель», «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы».

Задачи:

- расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (боровик, берет);

- активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счёт словосложения (белоствольная берёзка), прилагательных со значением соотнесённости (плетёная изгородь, черепичная крыша);

- учить употреблять существительные с увеличительным значением (носище, голосище, домище), дифференцирован-

но использовать в речи простые  и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, красный), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец – танцевать – танцовщик – танцовщица – танцующий);

- совершенствовать навык подбора  и употребления в речи антонимов – глаголов, прилагательных, существительных (вкатить – выкатить, внести – вынести, бледный – румяный, жадность – щедрость), умение преобразовывать названия профессий м.р. в профессию ж.р. (воспитатель – воспитательница, баскетболист – баскетболистка);

- объяснять значения слов с опорой на их

Словообразовательную структуру

(футболист – спортсмен, который играет в футбол), переносное значение выражений (широкая душа, сгореть со стыда);

- упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Задачи:

- закрепить навыки чёткого произношения

звуков (гласных и согласных), звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов;

- формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с  опорой

на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно – графическую символику;

- корригировать произношение нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий;

- развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие,

свистящие – шипящие и т.д.);

- упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них;

- вводить в речь детей слова сложной слоговой структуры;

- воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

- уточнение значений слов (формирование семантической структуры слова);

- расширение объема словаря (параллельно формирование познавательной деятельности и расширение представлений об окружающем);

- систематизация словаря;

- активизация словаря (поиск слов, перевод слова из пассивного в активный словарь).

 

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

III период обучения (март, апрель, 1-я половина мая)

Лексические темы II периода обучения: «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», Новогодний праздник», «Инструменты. Электроприборы», «Транспорт. ПДД», «Труд людей на селе зимой», «Наша страна. Столица России»,

«Профессии», «День защитника Отечества», «Комнатные растения».

Лексические темы III периода обучения: «Мамин праздник. Семья», «Весна», «Перелётные птицы», «Дикие животные весной», «Пресноводные рыбы», «»Космос», «Труд людей весной», «Хлеб», «Праздник Победы», «Насекомые. Лето. Полевые цветы».

Задачи:

- уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы);

- активизировать словообразовательные процессы: объяснение сложных слов (Белоснежка, стекловата, сладкоежка, самокат, снего-

кат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище);

- закреплять употребление обобщённых

понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные), навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов, умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный), преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье – весёлый – веселиться – веселящийся);

- учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.), слова-синонимы в самостоятельной речи (молить – просить – упрашивать; плакать – рыдать – всхлипывать).

Задачи:

- закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи;

- развивать умения дифференцировать на

слух и в речи оппозиционные звуки ([р] - [л], [с] - [ш], [ш] - [ж] и т.д.) анализировать

свою речь и речь окружающих на предмет

правильности её фонетического оформления;

- формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] - [т'] - [ч], [ш] - [щ], [т] - [с] - [ц], [ч] - [щ] и т.д.);

- продолжать работу по исправлению нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий, по воспитанию правильного темпа и ритма речи, её интонационно-мелодической окраски;

- совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой

структуры и звуконаполняемости;

- уточнение значений слов (формирование семантической структуры слова);

- расширение объема словаря (параллельно формирование познавательной деятельности и расширение представлений об окружающем);

- систематизация словаря;

- активизация словаря (поиск слов, перевод слова из пассивного в активный словарь).

6. План индивидуальной работы по коррекции лексико-грамматической стороны речи

Направ-ление к/р

Задачи

Методика и приёмы

Сроки

Отметка о выполнении

Формирование лексико-грамма-тического строя речи

 

1.Обогащение словаря.

2.Устранение аграмматизмов:

 - учить употреблять существительные во множественном числе;

- согласовывать существительные с прилагательными, числительными;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить называть детёнышей животных;

- закрепить в речи простые предлоги.

1. По темам в соответствии с перспективным планом логопедической работы с группой детей с ОНР 3 ур.

1. Игры:

«Сказочная страничка»

«Загадочные картинки»

«В гостях у Иришки»

«Путаница»

«Назови картинки»

«Профессии»

«Играем в слова»

2.Игры:

«Один – много»

«Посчитай»

«Придумай предложения»

«Иришкины рисунки»

«Вкусная еда»

«Отвечай-ка»

«Найди маму»

«Чей хвост?»

В течение года.

 

7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ;

- определение уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя – логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по двум направлениям:

1. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.

2. Работа с детьми, посещающими занятия в логопункте.

I направление. Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т.д.).

II направление. С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети, посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчёт о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте.

По результатам обследования делается заключение о характере речевого нарушения, определяются направления работы и её организационные формы (индивидуальные или подгрупповые занятия).

 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами:

- на индивидуальное занятие отводится 10–20 мин.;

- на подгрупповое  занятие для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

9. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материалы для логопедического обследования в виде альбомов с наглядным материалом для логопедического обследования психических процессов и всех сторон речи.

Лексико – грамматическая сторона речи:

- папки по лексическим темам;

- карточки с картинками;

- дидактические игры.

Материал для развития навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, для обучения грамоте:

- игра «Где спрятался звук?»;

- игра «Собери слово»;

- лото «Грибники»;

- символы звуков;

- звуковые линейки;

- картотека букв, слогов, слов и предложений для обучения чтению.

Дидактические игры:

- «Чем отличаются слова?»;

- Раздели слова на слоги»;

- Что перепутал художник?»;

- «Сосчитай-ка» и др.