Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Программа дополнительной предметной деятельности по О.О. познавательное развитие кружка "Истоковедение"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учтреждение

Детский сад № 210

 Программа дополнительной предметной деятельности по ОО познавательное развитие

Кружка «Истоковедение»

МБДОУ д/c № 210

На 2015-2015 учебный год

Оглавление.

Введение…………………….……………………………………3

1.Целевой раздел…………………………………………………………4

1.1.Пояснительная записка…………………………………4

1.2 Планируемые результаты………………………………5

2. Содержательный раздел………………………………………….5

2.1Содержательная основа программы……………………5

2.2Содержание курса……………………………………… 7

2.3.Взаимодействие взрослых с детьми……………………10

3.Организационный раздел………………………………………. 11

3.1. Кадровые условия реализации программы…………11

3.2 Материально-техническое обеспечение программы…11

          3.3 Порядок проведения кружка……………………………11

3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы…………………………………………………………. 12

3.5 Перечень литературных  источников …………………...12

Введение.

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин (далее – Программа) существенно наполняет  образовательные области:

 «Социально -коммуникативная» «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.

Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Цель курса «Истоковедение» в детском саду– введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

Задачи программы.

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для созданияединого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания ипедагогических технологий.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– присоединение семьи к детскомусаду ;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

«Истоковедение» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.

- младшая(3-4 года)

- средняя (4 - 5 лет)

- старшая (5-6 лет)

- подготовительная к школе группа (6-7 лет)

1.2 Планируемые результаты.

Результаты реализации программы:

1.первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системысоциокультурных категорий и ценностей;

2.развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение,договариваться, приходить к согласию и т.д.)

3.развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основенравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов)

4.развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)

5.развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивныхконтактов).

6.Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено

единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых

педагогических технологий.

2. Содержательный раздел

2.1Содержательная основа программы.

Система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостноепредставление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются,подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого,настоящего и будущего.

Группа

                                                    Задачи

Младшая группа

(3-4 года)

Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками

социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга».

Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать

окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение.

Воспитание доверия ко взрослым и сверстникам, формирование ощущения

собственной значимости.

Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять

свое отношение к услышанному)

Средняя группа

(4 - 5 лет)

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей

социокультурной среды и деятельности человека в ней.

Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе

формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие

способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть

благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким

людям.

Старшая группа

(5-6 лет)

Первоначальное прочувствованное восприятие  детьми ценностей

внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость).

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и

сверстниками.

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать

эмоциональное состояние других людей.

Развитие первичной рефлексии и идентификации.

Создание условий для формирования адекватной самооценки

Подготовительная

к школе группа (6-7

лет)

Первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего

механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных

ценностей российской цивилизации.

Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и

личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение

понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями,

участвовать в общем деле).

Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

 

 

2.2Содержание курса

ТЕМА

 

Название

тренинга/

Активные

формы обучения

Младшая группа

Слово

Любимое имя

Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь.

Именины.

Ангел-храниетель

«Ласковое имя»/

Ресурсный круг

Доброе слово

Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

«Доброе слово»/

Ресурсный круг

Ласковая песня

Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня.

Нежность. Надежда.

Праздничная песня.

«Колыбельная

песня»/

Ресурсный круг

Праздничная песня

Рождество.

Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и

близких.

«Рождественская

елочка»/

Ресурсный круг

 

Образ

Любимый образ

Мама. Любовь. Доброта. Забота.

«Мамочка моя»/

Ресурсный круг

Образ  света

Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

«Позови

солнышко»/

Ресурсный круг

Добрый мир

Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло.

Покров и защита. Доверие.

«Добрый мир»/

Ресурсный круг

Книга

Добрая книга

Книга -связь слов и образа. Первая книга. Живое слово.

«Добрая книга»/

Ресурсный круг

Домашнее тепло

Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота.

Мир. Счастье.

«Домашнее

тепло»/

Ресурсный круг

Любимая книга

Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость

от встречи с книгой.

«Моя любимая/

книга»

Ресурсный круг

Средняя  группа

Родной очаг

Дружная семья

Родные люди.

Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте

«Дружная семья»/

Ресурсный круг

Домашнее тепло

Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота.

Мир. Счастье.

«Домашнее

тепло»/

Ресурсный круг

Дорога добра

Родной дом - начало всех путей и дорог.Какие из них можно

назвать добрыми? Добрый пример и похвала - основание доброго опыта

«Дорога добра»/

Ресурсный круг

Сказочный лес

Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь,

являясь частью этого мира? Сказочные образы.

«Сказочный лес»/

Ресурсный круг

Добрая забота

Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

«Добрая забота»/

Ресурсный круг

Праведный труд

Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу

приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

«Чему доброму

научили вас

взрослые?/

Ресурсный круг

Любимая сказка

Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети

любят сказки?

 

«Моя любимая

сказка»/

Ресурсный круг

Благодарное

слово

идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь.

Душевное тепло. Любимая игрушка

«Благодарное

слово»/

Ресурсный круг

Светлый

праздник

Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Святая Троица.

«Доброе слово

березке»/

Ресурсный круг

Старшая группа

Вера

Верность родной

земле

Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и

воины - защитники Земли Русской. Благодарная память.

Верность и вера.

«За что люди

благодарны

защитникам

Земли Русской?

"Защитники

Отечества"/

Ресурсный круг

Радость

послушания

Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение.

Послушание. Душевный покой

Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение.

Послушание. Душевный покой

Надежда

Светлая надежда

Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в

сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда

дружит с верой?

«Рождественское

чудо»/

Ресурсный круг

Доброе согласие

Общая надежда. Крепкая дружба. Умейсказать и умей

выслушать.

«Построим дом»/

Работа в паре

Любовь

Добрые друзья

Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие.

Взаимопомощь.

«Добрые друзья»/

Работа в паре

Добрые дела

Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому.

«Добрые дела»/

Работа в паре

Мудрость

Мудрое слово

Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера,

надежда, людовь - правила мудрости

«Кого можно

назвать мудрым»/

Ресурсный круг

 

Мудрые люди

Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и

правды. Мудрый наказ.

«Мудрость рядом

с нами»/

Ресурсный круг

Подготовительная к школе группа

Традиции образа

Светлый образ

Благочестивые родители. Светлый отрок. Вера. Молитва.

Защитник Земли Русской.

« О преподобном

Сергии

Радонежском»/

Ресурсный круг

Чудотворный

образ

Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость.

«Светлый образ»/

Работа в паре

Традиции дела

Семейные

традиции

Связь поколений. Семейныйпраздник. Радушие и гостеприимство

«Традиции нашей

семьи»/

Работа в паре

Книга- праздник

души

Праздник праздников. Весна и Праздник. Путь книги.

Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать

книги"

«Книга - праздник

души»/

Работа в паре

До свидания,

детский сад!

Школа,

здравствуй!

 

"Слово

благодарности

тем, кто помог

детям вырасти

умными и

добрыми"/

Работа в паре с

делегированием

 

 

2.3.Взаимодействие взрослых с детьми.

Совместная образовательная деятельность  проходит через все виды детскойдеятельности:

1.Игровая деятельность

2 Конструирование из различных материалов

3 Изобразительная деятельность

4 Коммуникативная деятельность

5 Музыкальная  деятельность

6 Восприятие художественной литературы

7Двигательная деятельность

8Самообслуживание и элементы бытового труда

Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения :Работа в паре;Работа в микрогруппе ;Ресурсный круг.Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха,получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия дляформирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной

отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденциюинтеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.

3.Организационный раздел.

3.1. Кадровые условия реализации программы.

Для обеспечения эффективной педагогической деятельности необходимо создание базы квалифицированных кадров. Для этого педагоги  которые проводят занятия ,прошли специализированные курсы по программе « Социокультурные истоки».

3.2 Материально-техническое обеспечение программы.

Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями осуществляется в системе в течении всего учебного года. Для этого по программе для дошкольного образования разработан следующий инструментарий:

-комментарий к программе;

-содержание курса по возрастам ;

-планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики;

-методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет»

-комплект из 17 книг  для развития детей 3-7 лет;

- методические рекомендации и комментарии к проведению занятий с родителями;

-планы занятий с родителями детей 3-7 лет;

-методическое пособие «Активные формы обучения родителей».

3.3 Порядок проведения кружка.

Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.

Кружок организуют и проводят воспитатели, работающие с группами  детей разного возраста.

Продолжительность занятий детей не превышает 15 минут, для младшего возраста и 30 для детей старшего возраста. 

Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, в вечернее время, с 15:30 до 16.45.младший возраст  с 15:30 до 16:00 старший дошкольный возраст.

3.4 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы.

Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ.

Совершенствовать и систематизировать работу с родителями.

Сохранить накопленный опыт.

 

3.5 Перечень литературных  источников.

Литература

  1. Иванищева Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения. Череповец, 2004.
  2. Кузьмин И.А. Истоковедение 3-4. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2001.
  3. Кузьмин И.А. Истоковедение 5. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2005.