Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Юный Эколог»
ГУДО РК "Республиканский центр экологического образования"
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Юный Эколог»
Жданова Татьяна Петровна
социальный педагог
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………...4 Цели и задачи программы…………………………………………………………………………..5 Возраст и категория участников площадки……………………………………….………………5 Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………….....5 Продолжительность и сроки…………………………………………………………………………5 Содержание программы……………………………………...…………………………..……….....6 Направления программы………………………..…….…………………………...…………..…….6 Основные формы занятий…………………………………………..…………………..…...………6 Принципы построения программы…………………………………………………..….………….7 Механизмы реализации программы……………………………………………………..........……7 Законы лагеря…………………………………………………………………………………..…….8 Распорядок дня……………………………………………………………………….……………...9 План проведения мероприятий………………………………………………………..………..…10 Прогнозируемые результаты………………………………………………………..…………..…14 Финансирование программы………………………………………………..…………………..…14 Межведомственное сотрудничество……………………………………………………………….14 Материально-техническое обеспечение………………………………………..…………….…..15 Литература…………………………………………………………………………………………...16
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе жизни человечество из-за своихнеобдуманных действий и отсутствием экологической культуры,столкнулось с кризисным состоянием окружающей среды и качеством жизни человека. Поэтому на сегодняшний день становится актуальной проблема сохранения природы и ее биологического разнообразия, а также выживания в этих условиях человечества. Для решения данной проблемы необходимо повышать уровень экологической культуры людей, делая упор на нравственное самосознание и определяя роль человека в природе.
Одним из эффективных путей формирования экологической культуры человека является погружение его в процесс общения с природой, в процесс понимания того, что природа – это не просто окружающая человека среда, а то, что природа – это разумное, чувствующее, откликающееся на любое, даже самое незначительное изменение. Необходимо понимать, что человек является одним из звеньев взаимодействующей, взаимозависимой и жизнеобеспечивающей цепи природы, от целостности которой зависит его благополучие. Как правило, человеку свойственно проявлять заботу и любовь к тому, что он понимает и считает своим. Так и по отношению к природе, пока человек не научится понимать ее, очень сложно будет беречь, и охранять природу.
Для формирования экологической культуры человека, понимания природы, существует много разнообразных форм деятельности, но одной из наиболее эффективных форм является экологический лагерь для детей, объединяющий в себе познавательную, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями, экологическими праздниками и играми.
Программа летнего оздоровительного экологического лагеря направлена на удовлетворение познавательных интересов детей, формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения, формирование патриотического отношения к своей малой родине, оздоровление и организацию активных форм отдыха детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Оздоровление детей, формирование у них основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Задачи программы
Познавательные:
- знакомить учащихся с принципами взаимодействия с природой с учетом экологических законов;
- приобщить детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- познакомить с календарем экологических дат, с особо охраняемыми природными территориями и Красной книгой Республики Коми.
Развивающие:
- развивать экологическое мышление и экологическое сознание;
- развитие творческого потенциала;
- развивать коммуникативные умения и способности.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к природным объектам;
- воспитывать нравственные чувства и этическое сознание;
- воспитывать гражданственность, патриотизм, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
ВОЗРАСТ И КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ
Участниками программы летнего детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием являются дети из объединений ГУДО РК «РЦЭО» и общеобразовательных школ города.
Возраст детей от 7 до 12 лет.
Количество детей составляет 30человек, из них формируются 2 отряда по 15 человек.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ
Срок реализации программы – 21 день.
Программа детского оздоровительноголагеря с дневным пребыванием«Юный Эколог» в 2017 году реализовалась в период начала летних каникул с 01 по 30 июня.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
К работе в лагере с дневным пребыванием привлекаются педагогические работники ГУДО РК «РЦЭО».
Программу лагеря во главе с начальникомреализуют опытные специалисты по профилю: педагоги дополнительного образования (по количеству объединений по интересам), педагоги-организаторы, а также воспитатели (по количеству отрядов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Смена полностью посвящена экологической теме.
Весь лагерь – это комплексная экологическая экспедиция на неизвестную землю («Terraincognita»). Экспедиция разделена на дваотряда, которые в течение всей смены делают небольшие экологические открытия, изученные за день, и заносят их в полевой журнал отряда. По итогам заполнения полевых журналов на 20 день смены («День экологических знаний»), каждый отрядделает презентацию полевого отчета отряда по итогам экспедиции.
Названия отрядов, девизы, эмблемы и прочие атрибуты отряда должны быть в тематике экологической смены.
Лагерь (экспедиция) живёт по экологическим законам.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Экологизированное гражданское, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- Экологизированное нравственное воспитание на основе российских и коми-национальных традиционных ценностей;
- Приобщение детей к наследию российской и региональной экологической культуры;
- Физическое воспитание и формирование экологической культуры здоровья;
- Трудовое воспитание.
Основными формами занятий являются:
- Экологические кружки;
- Экологические игры на погружение в образовательную деятельность, актуализация имеющегося опыта и знаний детей;
- Экскурсии по ознакомлению детей с природой, культурой и бытом родного края;
- Упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы детей, направленные на пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирования чувства симпатии и уважения к природным объектам;
- Спортивные игры и оздоровительные процедуры;
- Инструктажи по технике безопасности на занятиях, грамотному и безопасному поведению в природе.
Принципы построения программы
- целесообразность – соответствие педагогических задач личностным целям детей;
- доступность – подача материала с учетом возможностей восприятия группы;
- позитивность – положительный, эмоциональный настрой на себя окружающих;
- наглядности - получение знаний осуществляется с опорой на чувственный опыт детей;
- учет возрастных особенностей детей – доступность предлагаемых форм работы;
- добровольность – участие детей и подростков в программе на добровольной основе;
- учет индивидуальных особенностей детей и подростков.
Подготовительный этап включает:
- подготовка материально-технической базы;
- разработка профильной программы и методического сопровождения;
- разработка конспектов ключевых дел;
- характеристика возможностей творческих объединений;
- подготовка методических и стендовых информационных материалов;
- организационная работа: разбивка детей на отряды, группы по территориям, работа с личными документами детей.
Смена продолжается 21 день и включает в себя три этапа: адаптивно-организационный (3 дня), основной (15 дней) и заключительный (3 дня).
1. Адаптивно-организационный период включает:
- формирование законов и условий совместной работы;
- разработка плана работы отрядов;
- знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом лагеря;
- введение в игровой сюжет площадки;
- выборы в органы детского самоуправления в отряде и в лагере;
- ознакомление с профильной программой, законами и традициями совместного проживания;
- вовлечение всех участников программы в совместную деятельность;
- знакомство и вовлечение детей в работу кружков, объединений, секций;
- оформление отрядных уголков;
- выбор названия, речёвки, девиза, песни, эмблемы отряда;
- праздник открытия лагеря.
2. Основной период включает:
- формирование детского коллектива и развития в нём самоуправления;
- укрепление здоровья детей;
- реализация направлений программы;
- вовлечение детей в различные виды коллективных творческих дел;
- подведение промежуточных итогов по видам деятельности.
3. Заключительный период включает:
- подведение итогов и награждение;
- оформление газет-молний, информационных стендов, отрядных полевых журналов по итогам смены;
- демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену (праздник закрытия смены; творческие отчеты, Гала-концерт и т.д.);
- опросы и анкетирование участников программы, анализ их удовлетворенности совместной деятельностью;
- проведение итоговой планёрки, подготовка отчётов педагогами, сдача инвентаря, методических материалов;
- обработка отснятых видеоматериалов;
- составление информационного отчёта о проведённой смене.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
Закон точности |
Быть вовремя на всех мероприятиях. |
Закон «Мой отряд» |
Всегда и везде стоять за честь своего отряда. |
Закон свободного слова |
Каждый человек имеет право высказаться. |
Закон уважения |
Относится с уважением к окружающим людям. Понимать окружающих и быть к ним предельно внимательным. |
Закон живого |
Защищать окружающую среду среди нас, беречь её. |
Закон чистоты и красоты |
Соблюдать личную гигиену, содержать личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. |
Закон территории |
За территорию лагеря выход без разрешения воспитателей запрещен! |
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Время |
Мероприятия |
|
8.30-8.45 |
Приём детей |
Утро. Солнышко встаёт- Лагерь ребятишек ждёт! |
8.45-9.00 |
Зарядка /Линейка |
Дружно стройтесь по порядку, Все ребята на зарядку! |
9.00-9.40 |
Завтрак |
Все за стол! Узнать пора, Чем богаты повара. Каша, чай, кусочек сыра- Вкусно, быстро и красиво. |
10.00-13.00 |
Занятия в кружках, познавательные, спортивные отрядные мероприятия, игры на свежем воздухе |
Кто-то любит танцевать, Кто-то любит рисовать, Только бездельники час этот маются, А все ребята в кружках занимаются! |
13.00-13.30 |
Обед |
Нас столовая зовёт, Суп отличный и компот! За обедом удивит Всех ребячий аппетит! |
13.30-14.30 |
Время коллективной творческой игры. Подведение итогов дня. |
«Страна детства» приглашает нас сейчас. Всё интересно и просто: здесь чудеса встретят нас! |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Дни |
Даты |
|
1 день «День высадки экспедиции» Международный день защиты детей |
01 июня 2017 |
|
2 день «День приветствий» |
02 июня 2017 |
|
3 день «Быть экологом почетно!» День эколога |
05 июня 2017 |
|
4 день «День Заповедников и Нац. парков» К 100-летию заповедной системы России |
06 июня 2017 |
|
5 день «День Земли» |
07 июня 2017 |
|
6 день «День океанов» Всемирный день океанов |
08 июня 2017 |
|
7 день «День друзей Международный день друзей
|
09 июня 2017 |
|
8 день «День России»
|
13 июня 2017 |
|
9 день «День кошек» |
14 июня 2017 |
|
10 день «День юннатов» День создания юннатского движения в России |
15 июня 2017 |
|
11 день «День здоровья» |
16 июня 2017 |
|
12 день «День защиты животных» |
19 июня 2017 |
|
13 день «День солнца» День летнего солнцестояния |
20 июня 2017 |
|
14 день «День Флоры» Международный день цветка |
21 июня 2017 |
|
15 день «День памяти предков» День памяти и скорби |
22 июня 2017 |
|
16 день «День птиц» |
23 июня 2017 |
2 отряд - Работа в творческих мастерских, экологических объединениях.
|
17 день «День леса» |
26 июня 2017 |
|
18 день «День воды»
|
27 июня 2017 |
|
19 день «День Медведя» |
28 июня 2017 |
|
20 день «День экологических знаний» |
29 июня 2017 |
|
21 день закрытие смены ЮнЭк «Расстаются друзья» |
30 июня 2017 |
|
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предполагается, что в процессе освоения программы участники лагеря достигнут следующих результатов:
1. Познавательный (воспитательный) результат:
- расширение знаний о принципах взаимодействия с природой;
- способность к работе в команде, к сотрудничеству;
- способность выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и умение транслировать эти модели на окружающих.
2. Личностный результат:
- приобщение к традициям и культуре своей родины;
- понимание себя как части природы.
3. Оздоровительный результат:
- укрепление здоровья;
- приобретение опыта активного, здорового и безопасного образа жизни.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование программы осуществляется за счет и в пределах субсидий, выделенных на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на текущий год.
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Для успешной реализации программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием организуется внутриведомственное и межведомственное взаимодействие и сетевое партнерство:
внутриведомственный уровень:
– питание и медицинское обслуживание в ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республике Коми» им. Ю.А. Спиридонова
межведомственный уровень:
– сотрудники ФКУ ГИМС МЧС по Республике Коми;
- сотрудники ГИБДД;
- ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми (отдел этнографии, отдел истории);
- ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк»;
- МБУК «Сыктывдинский Дом народных ремёсел «Зарань»;
- Музей занимательных наук Эйнштейна.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешного выполнения программы имеется: актовый зал, помещения для проведения кружков и творческих объединений, пассажирский автобус для выездных экскурсий, спортивный инвентарь, настольные игры и канцелярские товары. Также для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий необходима соответствующая территория (стадион, спортивная площадка).
ЛИТЕРАТУРА
- Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь… (игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия). – Волгоград: Учитель, 2007. – 183 с.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
- Боровик Н.В., Криволап Н.С., Крючкова О.В., Низамова З.К., Щербич О.Э. «Педагогика лета». – Мн: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.
- Бузырева Л.М., Губарева Н.А., Комаров П.Ю., Козлова Т.В., Молчанова Е.А. «Копилка вожатских премудростей». Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004. – 128 с.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2007. – 272 с.
- Как помочь адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / авт.-сост. Т.В. Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
- Коган М.С. Игровая кладовая. – 3-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 238 с.
- Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – 3-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 151 с. – (Сценарии игр и праздников).
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.
- Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. (Мозаика детского отдыха).
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. Методическое пособие. – М.: ЦДЮТур, 1997.
- Северина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. – Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.
- Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.