Проектная задача по русскому языку "Поможем сказочным героям"
ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского с.Елховка
Название проектной задачи: «Поможем сказочным героям»
Учитель начальных классов
Чудакова Светлана Николаевна
Цели и педагогические задачи:
- Обучать младших школьников совместному решению задач;
- Содействовать более глубокому освоению детьми орфограммы;
- Способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
Первоклассники в течение года изучали словарные слова.
Планируемый педагогический результат:
- Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
- Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
- Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способ и формат оценивания результатов работы:
- Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
- Публичное выступление.
Замысел проектной задачи
Учащимся предлагается изготовить в подарок для сказочных героев пособие, которое поможет им запомнить правописание словарных слов. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает техническое задание:
1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;
2) изучить предложенные словари и справочные материалы и найти необходимый материал, который предстоит изложить в своей части брошюры;
3) проиллюстрировать словарные слова.
Результат проектной задачи: иллюстрированное пособие, в котором четко, наглядно, доступно описаны известные первоклассникам словарные слова.
Описание проектной задачи:
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для наших любимых сказочных героев, которые прекрасно справляются с работой на огороде. Кто это?
(Фрагменты мультфильмов «Маша и Медведь», «Смешарики».)
Конечно, это Медведь,Маша и Копатыч.
Все эти персонажи любят выращивать овощи. Но злой волшебник Кляксич заколдовал растения, которые они выращивают. Он поставил в названиях овощей свои ужасные «кляксы». Овощи эти расти не будут, если мы не научим сказочных героев правильному написанию их названий. Поможем Копатычу, Медведю и Маше? Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Словарные слова». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».
Ребята делятся на 3 группы по 5 человек.
Задание 1.
Выберите героя, которому вы будете помогать. (выдаются картинки сказочных героев, где у медведя выделена буква «Е», у Маши – буква «А», а у Копатыча – буква «О»)
Задание 2.
Вам даны карточки со словарными словами. В словах пропущены буквы, правописание которой нужно запомнить.
М.. рковь, к.. пуста, к.. ртофель,
р.. дис, п . .трушка, .гурец.
Ребята, вам нужно определить, какому герою, про какие слова, вы будете готовить брошюрку.
(Медведю – про «редис и петрушку», т.к. пропущена буква «Е» и на портрете Медведя тоже есть буква «Е». Маше – про «капусту, картофель», т.к. пропущена буква «А» и на портрете Маши есть буква «А». Копатычу – про «морковь, огурец», т.к. пропущена буква «О», и на портрете имеется буква «О».)
Задание 3.
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.
- Определение лексического значения слова →
- Подбор однокоренных слов→
- Подбор загадок, стихотворений с данным словом. →
- Иллюстрирование словарного слова→
- Работа со словом в тексте (изменение формы слова) →
Задание 4.
Дети работают самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает по просьбе самих детей.
- Определение лексического значения слова (работа с толковым словарем.)
- Подбор однокоренных слов (работа со словообразовательным словарём)
- Подбор загадок, стихотворений с данным словом (работа со справочным материалом.)
- Иллюстрирование словарного слова
- Работа со словом в предложениях (изменение формы слова) (работа со справочным материалом)
Задание 5.
Используя полученные материалы, каждая группа рассказывает о своих словах и составляет брошюру (скрепляет листы), которые отправляются сказочным героям.
«Теперь нашим сказочным героям волшебник Кляксич не страшен. Мы помогли убрать все его кляксы, и на огороде у наших друзей будет всё в порядке.»
Справочные материалы ( для всех одинаковые) -(приложение 1, 2)
Приложение 1.
Зеленый огурец– Зелененьким листом |
Побежали мы вприпрыжку |
Я на любом столе– любимый самый, |
У кого больное ушко, |
Как у бабушки на грядке |
Дремлет под землёй морковь - Покажись, девица! |
Из земли ты вылезай |
Из ведерка – прыг! – на грядку, |
Бабушка Капуста |
Кучерявая, кудрявая, |
Я длинный и зеленый, |
С белым хвостиком редиска |
Приложение 1.
Подбор загадок, стихотворений
Корешок оранжевый под землей сидит, |
Расселась барыня на грядке, |
Нарядилася Алёна |
Летом – в огороде, |
Неказиста, шишковатая, |
Щеки розовые, нос белый, |
Бушует на грядке, Зелёная травка, Витаминами полна, Лист резной у ней всегда!
|
Как на грядке под листок |
За кудрявый хохолок |
Что копали из земли, |
Красная мышка |
Меня зовут, как клоуна, Но я не избалованна. На стебельке пушистый хвостик. Пригласите меня в гости. Я сочная и длинная Зелень витаминная.
|
Приложение 2.
Приложение 2
Работа со словом в предложениях (изменение формы слова)
1 группа.
Вставь слово «Огурец» изменив форму слова.
Молодец, молодец, как соленый ____________. _____________ – не еда, в них одна вода.
Кто в Суздале не бывал, тот ___________ не едал.
Вставь слово «Морковь» изменив форму слова.
Я вчера сходил в магазин за _____________.
Зайчик любит ______________.
Учитель рассказал о ________________.
2 группа.
Вставь слово «Петрушка» изменив форму слова.
Мама варила суп и переборщила с ____________________
На огороде выросла __________________.
Повар сдабривал соус мелко нарезанными корешками _________________.
Вставь слово «Редис» изменив форму слова.
Я вырастил ранний __________.
В ____________ много полезных витаминов.
Как приготовить салат из _____________________.
3 группа.
Вставь слово «Картофель» изменив форму слова.
Мама отправила меня в магазин за __________________.
В огороде цветёт _____________________.
Клубни _____________ созрели в сентябре.
Вставь слово «Капуста» изменив форму слова.
На грядке в огороде моей бабушки росла сочная __________.
Козлик жевал ___________.
Как приготовить котлеты из ___________.