Проект: "Юные кадеты"
МБДОУ "Детский сад № 106" г. Чебоксары
Проект: "Юные кадеты"
Григорьева Луиза Алексеевна
Борисова Наталья Владимировна
Иванова Ольга Юрьевна
Аннотация: данная работа раскрывает опыт разработки и реализации проекта «Юные кадеты» в дошкольном образовательном учреждении. Представляет направления работы с разными группами участников проекта, показывает методическую систему нравственно-патриотического воспитания дошкольников по приоритетным темам, позволяющим закладывать ростки гражданственности, патриотизма любви к своей семье, малой родине и Отечеству. Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, посильное участие в общественно-значимых социальных проектах. Данный материал может быть использован педагогами как модель воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
|
Название проекта |
«ЮНЫЕ КАДЕТЫ» |
Полное название учреждения
|
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики |
Юридический адрес, телефон, e-mail, адрес сайта |
428029 Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Шумилова, д.7 тел. 8 (8352)52-06-64 e-mail dou.106@yandex.ru |
Тип проекта |
Социальный, практико-ориентированный |
Целевая аудитория |
Дети старшего дошкольного возраста – кадеты, родители, педагоги, социум |
Вид проекта, сроки реализации |
Долгосрочный 2013-2015 годы |
Контактное лицо |
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары Григорьева Луиза Алексеевна Тел. 8(8352)52-06-64 |
Разработчики проекта |
Заведующий МБДОУ Григорьева Л.А., старший воспитатель Борисова Н.В., воспитатель Иванова О.Ю. |
Цель |
Разработка и реализация модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина – патриота.
|
Задачи |
1) разработать концепцию кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении; 2) разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность программы «Юный кадет»; 3) разработать кадетский компонент в содержании общей образовательной программы; 4) освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно- патриотическому воспитанию: в системе педагог – воспитанник – родитель; в системе детский сад-социум; 5) обеспечить материальными и кадровыми ресурсами процесс внедрения и реализации модели кадетской группы в детском саду; 6) определить критерии и показатели эффективности программы «Юные кадеты». |
Место реализации проекта |
МБДОУ «Детский сад №106» г. Чебоксары |
Описание проекта |
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание будущего гражданина – патриота. Проектом предусмотрен объект исследования – создание модели кадетской группы. Предметом деятельности является процесс организации нравственно- патриотического воспитания дошкольников
|
Предполагаемый результат |
•Общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников; •расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры; •повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе); •социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы: участие в различных конкурсах и социальных проектах; •удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе; •повышение рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. |
«Кадетом быть …
А что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить!»
Все начинается с детства, эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть решения нравственно - патриотического воспитания. Еще В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В последние годы происходит переосмысливание сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все больше общественное значение.
Свою работу по поиску эффективных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения мы начинали в период, когда в России реализовывалась государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней четко определялась значимость патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое родины, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского государства.
В настоящее время работа продолжается в рамках реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Данный документ подготовлен на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" отмечается рост количества учреждений кадетского образования, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи.
Основу кадетского движения России составляют региональные объединения кадет. В настоящее время в Чувашской Республике действуют 64 кадетских класса и 3 кадетские школы, в них обучается более трёх с половиной тысячи детей. Утверждена «дорожная карта» развития кадетского образования в Чувашской Республике на 2014–2017 годы.
Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству, осуществляя преемственность звеньев дошкольного и начального образования, в 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары на педагогическом совете был утвержден проект “ЮНЫЕ КАДЕТЫ” и принято решение об открытии кадетской группы для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Разработка и реализация модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина – патриота.
Задачи:
1) разработать концепцию кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении;
2) разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность программы «Юный кадет»;
3) разработать кадетский компонент в содержании основной общеобразовательной программы;
4) освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно- патриотическому воспитанию:
в системе педагог – воспитанник – родитель;
в системе детский сад-социум;
5) обеспечить материальными и кадровыми ресурсами процесс внедрения и реализации модели кадетской группы в детском саду;
6) определить критерии и показатели эффективности программы «Юные кадеты».
При воспитании патриотизма педагоги придерживались следующей эффективной воспитательной цепочки, раскрывающей основные принципы работы с дошкольниками:
- от близкого к далекому;
- от малого к большому;
- систематичность;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;
- взаимодействие с семьей и социумом.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный – август 2013 г.
II этап – основной - сентябрь 2013 г.- май 2015 г.
III этап – заключительный – май 2015 г.
На 1 этапе мы провели беседы с воспитанниками, чтобы определить объем знаний детей о родословной семьи, родном городе, Чувашской Республике, России. Низкие результаты нас не удивили, т.к. возраст детей еще не позволял оперировать словами: Родина, кадет, патриот, отчизна, но мы смогли вызвать интерес к созданию кадетской группы как среди воспитанников, так и со стороны педагогов, заручились поддержкой родителей.
Творческой группой была изучена нормативно-правовая и методическая литература, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям нашего детского сада. На основе законодательных актов:
- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»;
-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"
были разработаны:
- положение о кадетской группе;
- проект «Юные кадеты»;
- рабочая учебная программа кадетской группы;
- план дополнительного образования в кадетской группе.
II этап был самый продолжительный.
Педагоги разработала диагностическую карту по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, позволяющую отслеживать динамику познавательного развития ребенка по данному направлению.
На протяжении 2-х лет отбирался и систематизировался материал для образовательной области – познавательное развитие, который затем был представлен в тематических блоках:
Путешествие в историю
Моя малая родина – Чувашия
Широка страна моя родная
Никто не забыт и ничто не забыто
Древо моей семьи
Постепенно в кадетской группе стали вводиться определенная атрибутика: парадная форма, барабаны, флаг, проводиться ритуал поднятия флага под гимн России, перекличка, утренний сбор, формировались традиции: посвящение в кадеты, проведение кадетского бала, спортивных игр «Зарница», участие в Вахте Памяти, сотрудничество с кадетскими классами.
Дошкольники совместно с родителями, педагогами участвовали в социальных акциях: «Твори добро» по поддержке детей, воспитывающихся в детских домах, «Радуга цветов» - разбивка розария, «Аллея памяти» - посадка аллеи можжевельника в честь 70-летия Победы, парад дошколят 9 мая, «Зарядка со звездой».
Особая роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, городами России, Чувашской Республикой, столицей Чувашии - городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, республики и города.
В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край».
В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна России, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; аудио–видеотехника, медиатека, подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ, спортивная площадка, автогородок.
В реализации нравственно-патриотического направления мы отводим большую роль взаимосвязи с социумом. Нами были подписаны договоры о сотрудничестве с организациями:
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары (кадетские классы),
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Чебоксары,
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары (кадетский класс).
- ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары;
- Отдел полиции Ленинского района г. Чебоксары;
- Республиканская детско-юношеская библиотека.
Мы, педагоги, понимали, что формирование патриотических чувств эффективно только в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения к государству демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с передовым опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями – «виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».
И как результат работы, дошкольники группы кадетов неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня» в городском конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.
В 2015 – 2016 уч.г. проект получил одобрение родительской общественности и продолжает жить, но уже на более высокой ступени развития. В настоящее время в ДОУ функционируют 2 кадетские группы. У нас есть последователи, в городе Чебоксары открываются кадетские группы, наши выпускники продолжают обучение в кадетских классах и школах.
План реализации проекта
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
|
Подготовительный этап Срок: август 2013 года |
||||
1 |
Изучение опыта работы кадетских классов в школах. |
Август 2013 г |
Творческая группа педагогов |
|
2 |
Разработка положения о кадетской группе |
Август 2013 г |
Творческая группа педагогов |
|
3 |
Договор о сотрудничестве с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары (кадетские классы) |
Август 2013 г |
Творческая группа педагогов |
|
4 |
Разработка плана совместных мероприятий с кадетскими классами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары и кадетской группой МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары |
Август 2013 г |
Творческая группа педагогов |
|
5 |
Разработка проекта «Юные кадеты» |
Август 2013 г |
Творческая группа педагогов |
|
Основной этап Срок: сентябрь 2013-май 2015 год |
||||
1. |
Пошив парадной формы. Установка флагштока. Изготовление стендов: «Символы России», «Чувашия – мой край родной» |
Сентябрь 2013 г |
Родители кадетской группы |
|
2 |
Посвящение в кадеты. Кадетский бал. |
Декабрь 2014 г |
Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели |
|
3 |
Республиканский кадетский бал «Зимняя сказка» |
ежегодно |
Кадетская группа |
|
4 |
Экскурсия в отдел полиции г. Чебоксары, ознакомление с работой полиции, выступление с праздничным концертом |
Февраль 2014 г |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
|
5 |
Выступление на городских педагогических чтениях «Идеи гуманной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Развитие патриотического самосознания старших дошкольников через кадетское движение» |
Февраль 2014 г |
Старший воспитатель воспитатели кадетской группы |
|
6 |
Военно-патриотическая игра «Зарница» |
Февраль 2014 г, 2015 г
|
Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели |
|
7 |
Посещение музея Гвардейской ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары |
Март 2014 г, апрель 2015 г |
Работники музея МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары |
|
8 |
Встреча с ветеранами Гвардейской ордена Ленина Сталинградской армии |
Май 2014 г, 2015 г |
Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели |
|
9 |
День Победы. Встреча с ветеранами |
Май 2014 г, 2015 г |
Учителя, кадетские классы |
|
10 |
Военно-патриотическая игра «Орлёнок» |
Июнь 2014 г, 2015 г |
Воспитатели кадетской группы, инструктор по физ. культуре |
|
11 |
Волонтёрское движение по ПДД |
Сентябрь 2014 г |
Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели |
|
12 |
Проведение традиционных праздников «День России», «День защитника Отечества», «День Республики», «День Победы», «День воинской славы», «День государственного флага России» |
По плану |
Воспитатели кадетской группы, инструктор по физ. культуре, муз. руководители |
|
13 |
Изготовление памяток, рекомендаций для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников |
В течении года |
Воспитатели кадетской группы |
|
14 |
Общее родительское собрание. Выступление кадетских классов и кадетской группы. |
По плану |
Коллектив МБДОУ № 106, СОШ № 36 |
|
15 |
Участие в акциях «Письмо солдату», «Здесь живет ветеран», «». |
В течении 2013-2015 г |
Воспитатели кадетской группы |
|
16 |
Освещение в СМИ мероприятий кадетской группы (сайт МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, управление образования администрации города Чебоксары, МБУ «ЦРДО» г. Чебоксары, НТРК-Чувашии, Телеканал «России-24» и др. ) |
В течении 2013-2015 г |
Старший воспитатель |
|
|
Участие во Всероссийских, Республиканских и Городских конкурсах патриотического содержания |
В течении 2013-2015 г |
|
|
17 |
Работа с социумом:
|
В течении 2013-2015 г |
Старший воспитатель, воспитатели кадетской группы |
|
Заключительный этап Срок: апрель-май 2015 год |
||||
18 |
Освещение опыта работы в СМИ. Обобщение передового педагогического опыта по кадетскому движению. |
2015 г |
Воспитатели кадетской группы |
|
19 |
Подведение итогов работы проекта «Юные кадеты» |
Май 2015 г |
Воспитатели кадетской группы |
|
20 |
Поступление дошкольников в кадетские школы г. Чебоксары |
Август 2015 г |
По желанию родителей |
|
21 |
Открытие новой кадетской группы для детей 5-6 лет |
Сентябрь 2015 |
Администрация МБДОУ |
|
Список литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 05.10.2010 г. № 795;
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 30.12.2015 г. № 1423
3.Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
2. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
3. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
4. .Коркунова Е.Ю. «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
5. Петреченко В.Г. «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php