Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Проект: "Юные кадеты"

МБДОУ "Детский сад № 106" г. Чебоксары

 

Проект: "Юные кадеты"

 

Григорьева Луиза Алексеевна

Борисова Наталья Владимировна

Иванова Ольга Юрьевна

 

Аннотация: данная работа раскрывает опыт разработки и реализации проекта «Юные кадеты» в дошкольном образовательном учреждении. Представляет направления работы с разными группами участников проекта, показывает методическую систему нравственно-патриотического воспитания дошкольников по приоритетным темам, позволяющим закладывать ростки гражданственности, патриотизма любви к своей семье, малой родине и Отечеству. Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, посильное участие в общественно-значимых социальных проектах. Данный материал может быть использован педагогами как модель воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«ЮНЫЕ КАДЕТЫ»

Полное название учреждения

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Юридический адрес, телефон, e-mail, адрес сайта

428029 Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Шумилова, д.7

тел. 8 (8352)52-06-64

e-mail  dou.106@yandex.ru

сайт http://korablik.ucoz.ru

Тип проекта

Социальный, практико-ориентированный

Целевая аудитория

Дети старшего дошкольного возраста – кадеты, родители, педагоги, социум

Вид проекта,

сроки реализации

Долгосрочный

2013-2015 годы

Контактное лицо

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары

Григорьева Луиза Алексеевна

Тел. 8(8352)52-06-64

Разработчики проекта

Заведующий МБДОУ Григорьева Л.А.,

старший воспитатель Борисова Н.В., воспитатель Иванова О.Ю.

Цель

Разработка и реализация модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина – патриота.

 

Задачи

1) разработать концепцию кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении;

2) разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность программы «Юный кадет»;

3) разработать кадетский компонент в содержании общей образовательной программы;

4) освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно- патриотическому воспитанию:

 в системе педагог – воспитанник – родитель;

 в системе детский сад-социум;

5) обеспечить материальными и кадровыми ресурсами процесс внедрения и реализации  модели кадетской группы в детском саду;

6) определить критерии и показатели эффективности программы «Юные кадеты».

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №106» г. Чебоксары

Описание проекта

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание будущего гражданина – патриота. Проектом предусмотрен объект исследования – создание модели кадетской группы. Предметом деятельности является процесс организации нравственно- патриотического воспитания дошкольников

 

Предполагаемый результат

•Общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

•расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры;

•повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе);

•социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы: участие в различных конкурсах и социальных проектах;

•удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе;

•повышение рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кадетом быть …

А что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить!»

Все начинается с детства, эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть решения нравственно - патриотического воспитания. Еще В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В последние годы происходит переосмысливание сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все больше общественное значение.

Свою работу по поиску эффективных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения мы начинали в период, когда в России реализовывалась государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней четко определялась значимость патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое родины, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского государства. 

В настоящее время работа продолжается в рамках реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Данный документ подготовлен на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" отмечается рост количества учреждений кадетского образования, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи.

Основу кадетского движения России составляют региональные объединения кадет. В настоящее время в Чувашской Республике действуют 64 кадетских класса и 3 кадетские  школы, в них  обучается более трёх с половиной тысячи  детей. Утверждена «дорожная карта» развития кадетского образования в Чувашской Республике на 2014–2017 годы.

Осознавая   уникальную роль кадетского движения в деле воспитания  подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству, осуществляя преемственность звеньев дошкольного и начального образования, в 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары на педагогическом совете был утвержден проект “ЮНЫЕ КАДЕТЫ” и принято решение об открытии кадетской группы для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Разработка и реализация модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина – патриота.

Задачи:

1) разработать концепцию кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении;

2) разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность программы «Юный кадет»;

3) разработать кадетский компонент в содержании основной общеобразовательной программы;

4) освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно- патриотическому воспитанию:

 в системе педагог – воспитанник – родитель;

 в системе детский сад-социум;

5) обеспечить материальными и кадровыми ресурсами процесс внедрения и реализации  модели кадетской группы в детском саду;

      6) определить критерии и показатели эффективности программы «Юные кадеты».

При воспитании патриотизма педагоги придерживались следующей эффективной воспитательной цепочки, раскрывающей основные принципы работы с дошкольниками:

  • от близкого к далекому;
  • от малого к большому;
  • систематичность;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;
  • взаимодействие с семьей и социумом.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный – август 2013 г.

II этап – основной  - сентябрь 2013 г.- май 2015 г.

III этап – заключительный – май 2015 г.

 

На 1 этапе мы провели беседы с воспитанниками, чтобы определить объем знаний детей о родословной семьи, родном городе, Чувашской Республике, России. Низкие результаты нас не удивили, т.к. возраст детей еще не позволял оперировать словами: Родина, кадет, патриот, отчизна, но мы смогли вызвать интерес к созданию кадетской группы как среди воспитанников, так и со стороны педагогов, заручились поддержкой родителей.

Творческой группой была изучена нормативно-правовая и методическая литература, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям нашего детского сада.  На основе законодательных актов:

- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»;

-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"

были разработаны:

-  положение о  кадетской группе;

- проект «Юные кадеты»;

- рабочая учебная программа кадетской группы;

-   план дополнительного образования в кадетской группе.

II этап был самый продолжительный.

Педагоги разработала диагностическую карту по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, позволяющую отслеживать динамику познавательного развития ребенка по данному направлению.

На протяжении 2-х лет отбирался и систематизировался материал для образовательной области – познавательное развитие, который затем был представлен в  тематических блоках:

Путешествие в историю

Моя малая родина – Чувашия

Широка страна моя родная

Никто не забыт и ничто не забыто

Древо моей семьи

Постепенно в кадетской группе стали вводиться определенная атрибутика: парадная форма, барабаны, флаг, проводиться ритуал поднятия флага под гимн России, перекличка, утренний сбор, формировались традиции: посвящение в кадеты, проведение кадетского бала, спортивных игр «Зарница», участие в Вахте Памяти, сотрудничество с кадетскими классами.

Дошкольники совместно с родителями, педагогами участвовали в социальных акциях: «Твори добро» по поддержке детей, воспитывающихся в детских домах, «Радуга цветов» - разбивка розария, «Аллея памяти» - посадка аллеи можжевельника в честь 70-летия Победы, парад дошколят 9 мая, «Зарядка со звездой».

         Особая роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, городами России, Чувашской Республикой, столицей Чувашии - городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, республики и города.

             В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край».

          В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна России, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; аудио–видеотехника, медиатека, подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ, спортивная площадка, автогородок.

В реализации нравственно-патриотического направления мы отводим большую роль взаимосвязи с социумом. Нами были подписаны договоры о сотрудничестве с организациями:

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары (кадетские классы),
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  17» г. Чебоксары,
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары (кадетский класс).
  • ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары;
  • Отдел полиции Ленинского района г. Чебоксары;
  • Республиканская детско-юношеская библиотека.

Мы, педагоги, понимали, что формирование патриотических чувств эффективно только в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения к государству демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

       Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

       На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с передовым опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями – «виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».

       И как результат работы, дошкольники группы кадетов неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня» в городском конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.

В 2015 – 2016 уч.г. проект получил одобрение родительской общественности и продолжает жить, но уже на более высокой ступени развития. В настоящее время в ДОУ функционируют 2 кадетские группы. У нас есть последователи, в городе Чебоксары открываются кадетские группы, наши выпускники продолжают обучение в кадетских классах и школах.

План реализации проекта

         №

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Срок: август 2013 года

1

Изучение опыта работы кадетских классов в школах.

Август 2013 г

Творческая группа педагогов

2

Разработка положения о кадетской группе

Август 2013 г

Творческая группа педагогов

3

Договор о сотрудничестве с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары (кадетские классы)

Август 2013 г

Творческая группа педагогов

4

Разработка плана совместных мероприятий с кадетскими классами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары и кадетской группой МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары

Август 2013 г

Творческая группа педагогов

5

Разработка проекта «Юные кадеты»

Август 2013 г

Творческая группа педагогов

Основной этап

Срок: сентябрь 2013-май 2015 год

1.

Пошив парадной формы. Установка флагштока.

Изготовление стендов: «Символы России», «Чувашия – мой край родной»

Сентябрь 2013 г

Родители кадетской группы

2

Посвящение в кадеты. Кадетский бал.

Декабрь

2014 г

Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели

3

Республиканский кадетский бал «Зимняя сказка»

ежегодно

Кадетская группа

4

Экскурсия в отдел полиции г. Чебоксары, ознакомление с работой полиции, выступление с праздничным концертом

Февраль 2014 г

Воспитатели, музыкальный руководитель

5

Выступление на городских педагогических чтениях «Идеи гуманной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Развитие патриотического самосознания старших дошкольников через кадетское движение»

Февраль 2014 г

Старший воспитатель воспитатели кадетской группы

6

Военно-патриотическая игра

«Зарница»

Февраль

2014 г, 2015 г

 

Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели

7

Посещение музея Гвардейской ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары

Март

2014 г,

апрель 2015 г

Работники музея МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары

8

Встреча с ветеранами Гвардейской ордена Ленина Сталинградской армии

Май 2014 г, 2015 г

Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели

9

День Победы. Встреча с ветеранами

Май

2014 г, 2015 г

Учителя, кадетские классы

10

Военно-патриотическая игра

«Орлёнок»

Июнь

2014 г, 2015 г

Воспитатели кадетской группы, инструктор по физ. культуре

11

Волонтёрское движение по ПДД

Сентябрь

2014 г

Кадетские классы, кадетские группы, учителя, воспитатели

12

Проведение традиционных праздников «День России», «День защитника Отечества», «День Республики», «День Победы», «День воинской славы», «День государственного флага России»

По плану

Воспитатели кадетской группы, инструктор по физ. культуре, муз. руководители

13

Изготовление памяток, рекомендаций для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

В течении года

Воспитатели кадетской группы

14

Общее родительское собрание. Выступление кадетских классов и кадетской группы.

По плану

Коллектив МБДОУ № 106, СОШ № 36

15

Участие в акциях «Письмо солдату», «Здесь живет ветеран», «».

В течении 2013-2015 г

Воспитатели кадетской группы

16

Освещение в СМИ мероприятий кадетской группы (сайт МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, управление образования администрации города Чебоксары, МБУ «ЦРДО» г. Чебоксары, НТРК-Чувашии, Телеканал «России-24» и др. )

В течении 2013-2015 г

Старший воспитатель

 

Участие во Всероссийских, Республиканских и Городских конкурсах патриотического содержания

В течении 2013-2015 г

 

17

Работа с социумом:

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  36» г. Чебоксары (кадетские классы);
  • «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЕКС» Минобразования Чувашии;
  • Ассоциация кадетских школ и кадетских классов Чувашской Республики;
  • ГИБДД УМВД России;
  • Отдел полиции Ленинского района г. Чебоксары;
  • Республиканская детско-юношеская библиотека.

В течении 2013-2015 г

Старший воспитатель, воспитатели кадетской группы

Заключительный  этап

Срок: апрель-май 2015 год

18

Освещение опыта работы в СМИ. Обобщение передового педагогического опыта по кадетскому движению.

2015 г

Воспитатели кадетской группы

19

Подведение итогов работы проекта «Юные кадеты»

Май 2015 г

Воспитатели кадетской группы

20

Поступление дошкольников в кадетские школы г. Чебоксары

Август 2015 г

По желанию родителей

21

Открытие новой кадетской группы для детей 5-6 лет

Сентябрь 2015

Администрация МБДОУ

         

Список литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 05.10.2010 г. № 795;

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 30.12.2015 г. № 1423

3.Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.

2. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

3. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

4. .Коркунова Е.Ю. «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php

5. Петреченко В.Г. «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php