Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ПРОЕКТ: «Вятская этно-изба» Тема: мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Чебурашка» г. Вятские Поляны Кировской области ПРОЕКТ: «Вятская этно-изба» Тема: мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Разработчики проекта: Суворова А.А. Зверева Р.Г. г. Вятские Поляны 2018 Паспорт проекта Тип проекта Познавательно-творческий. Сроки и продолжительность 1.10.18 - 1.04.19. Продолжительность: среднесрочный. Форма проведения Групповая. Возраст детей 6-7 лет Участники Дети (участие в проектной деятельности, продуктивные виды деятельности, НОД, участие в выставках, презентациях, конкурсах). Родители (сбор экспонатов, оформление мини-музея, родительские собрания, консультации, опрос, анкетирование, встречи с детьми, участие в выставках, конкурсах). Социальные партнеры Центр национальных культур «ЭТНОМИР», Вятскополянский исторический музей, детская библиотека, дом детского творчества. Формы сетевого партнерства Посещение выставок, экскурсии, встречи, беседы, мастер-классы. Актуальность В настоящее время в обществе нарастает социальная напряженность, все чаще мы, а в том числе и дети, слышим о межэтнических и межнациональных конфликтах. На фоне этого наблюдается стремительно развивающаяся подмена традиционных жизненных ценностей, чуждыми нашей культуре установками. В то же время ослаб акцент на знание истории и культуры, традиций нашего народа как в образовательном процессе детского сада, так и в семье. Многими научными исследованиями доказана неоспоримая значимость формирования этнокультурной воспитанности дошкольников в их социальном, духовном, нравственном, психическом и физическом развитии. Поиск наиболее эффективных механизмов решения возникшей проблемы, мы увидели в применении в воспитательно - образовательном процессе детского сада метода музейной педагогики. Уникальным потенциалом в этом направлении обладает этнокультурный мини-музей. Через своеобразный, символический язык вещей, понятный и доступный дошкольнику, закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма, любви к Родине. Новизна 1. Происходит обновление содержания форм и методов педагогического процесса, становление его на основу системы духовно-нравственных ценностей. 2. Воспитательно-образовательный процесс приобретает этнокультурную направленность. 3. Художественно-творческая деятельность детей становится этно-художественной и выступает инструментом социальной терапии, она корректирует личностное развитие ребенка. 4. Внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями. Обновление значимости и результативности образовательно-воспитательного процесса. Цель Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, чувства сопричастности к материальным и духовным ценностям многонационального Вятского народа. Задачи 1. Создать в групповом помещении этнический уголок (мини-музей «Вятская этно-изба»), сконцентрировав в нем экспонаты отражающие историческое и культурное наследие самых многочисленных народов Кировской области (русские, татары, удмурты, марийцы). 2. Создать копилку познавательной информации для детей и родителей. 3. Составить и реализовать план образовательно-воспитательных мероприятий по приобщению детей к этническим особенностям народов Малой Родины. 4. Провести ряд мероприятий с родителями воспитанников по повышению их заинтересованности и компетентности по вопросам обозначенной темы. Ожидаемые результаты Для детей: - сформировать элементарные представления этнокультурных особенностей русского, татарского, удмуртского, марийского народов, населяющих Кировскую область (национальный костюм; предметы быта и старины; традиции, праздники; предметы народного творчества, национальная кухня, фольклор); - положительная динамика развития у детей познавательной активности, коммуникативных навыков, нравственных качеств; - развитие способности отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, чтении стихов, составлении собственных рассказов. Для родителей: - повышение заинтересованности в формировании гражданско-патриотических чувств и обогащение педагогического опыта в этом направлении. Для педагогов: -повышение уровня педагогической компетентности по использованию музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста; - активизация творческого потенциала. Пояснительная записка «Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности» В.Белов. В современном мире нарастает социальная напряженность, учащаются межличностные и межнациональные конфликты. У взрослых и подростков все ярче проявляются искаженные представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизма. И это предсказуемо, так как сегодня материальные ценности превозносятся над духовными. В добавок к этому, в настоящее время стремительно развивается подмена традиционных, жизненных ценностей чуждыми нашей культуре установками (современные игрушки – роботы, монстры, ниндзи, компьютерные игровые «зомби»), эта подмена завоевывает заповедные уголки детского сознания. Малыши в повседневной жизни окружены, в основном, современными ритмами, иностранными словами, речью, комиксами. Нарушаются традиции, существовавшие на Руси веками, рвутся нити, которые связывают старшие и младшие поколения. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. В воспитательно-образовательном процессе как семьи, так и детского сада образовался некий вакуум. Об этом свидетельствуют и данные обследования семей воспитанников нашей группы. Так из 19 анкетируемых 14 считают себя русскими, хотя известно, что некоторые семьи другой национальности. Даже из этого факта можно сделать вывод, что происходит некоторое обрывание своих корней. На вопрос о существовании семейных праздников и традиций, в том числе и национальных, анкетируемые ответили, что в основном, - это «День рождение», «Новый год», то есть в семье дети не могут почерпнуть знания о национальных особенностях. Аналогично обстоят дела и с другими объектами культурного наследия – чтение народных литературных произведений, организация народных игр, знакомство с народными промыслами и т.п. Родители озабочены, прежде всего, подготовкой детей к школе, обучением чтению, математике. 50-60 % детей посещают дополнительные занятия в различных «малышкиных школах». Да и в дошкольных учреждениях приоритет отдается этим занятиям. Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Мы заметили, что у наших детей велик интерес к национальным предметам, вещам, как притягательны для них, казалось бы, простые предметы старины. Они в восторге от необычности народных подвижных игр. Кто, как не мы - воспитатели, удовлетворит эту любознательность, не направит интерес детей в важное русло? Тем более при опросе родителей, выяснилось, что несмотря на недостаточность внимания с их стороны к данной теме, всем им хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с этнокультурой Вятского народа и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Так, анализ противоречий, с одной стороны важность и необходимость приобщения детей к национальной культуре, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в данном направлении привел нас к идее восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей с привлечением родителей через проектную деятельность с применением сравнительно новой технологии – музейная педагогика. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Вятки. Создание мини – музеев способствует отражению интересов и проявление инициативы детей и родителей. Мини – музей обогащает развивающую среду группы и всего детского сада. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому ее называют мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Целесообразность создания мини-музея «Вятская этно-изба», мы видим в использовании собранных совместно с родителями экспонатов (предметов быта, одежды, информационного материала, в качестве дидактического) при ознакомлении дошкольников с общекультурным наследием. Материал разместили в соответствии с требованиями и принципами ФГОС (доступность, вариативность, эстетичность, привлекательность, безопасность). Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея: - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к традициям, культуре своего родного края; - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; - воспитательная, в еѐ рамках, осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта. Назначение нашего мини - музея «Вятская этноизба» это патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, истории и культуре своей страны. В нашем проекте мы использовали следующие средства музейной педагогики: - художественные: фотографии, фотоальбомы, открытки, печатные издания, художественная литература, предметы народных промыслов, предметы ручной работы; - деятельностные, представляются в виде практической и краеведческой деятельностей. Практическая включает в себя: собственную деятельность детей (художественно-творческая деятельность, размещение экспонатов, предметов, поделок), литературное творчество. Краеведческая включает: совместно-поисковая деятельность с педагогами и семьей, составление проектов, схем, маршрутов экскурсий, обсуждение полученной информации, оформление результатов исследований в виде альбомов рисунков, презентаций, виртуальных эквскурсий. В нашем мини-музее работа построена с опорой на региональный компонент, так как Кировская область – один из самых многонациональных регионов России, что можно сказать и о городе Вятские Поляны, где на протяжении многих веков бок о бок проживают люди разных этнических групп. «Вятская этно-изба» - символ многонациональной семьи, символ дружного проживания русских, татар, удмуртов, марийцев. И, пусть они различаются своим происхождением, расовыми признаками, языком, это не мешает любить и уважать друг друга, а лишь укрепляем «семью». Наши дошколята, посещая «Избу», непроизвольно становятся ее жителями. Таким образом, создание толерантного пространства в группе способствует детям, независимо от этнической принадлежности, почувствовать себя комфортно, быть способным к открытому более нравственному взаимодействию. Мы не сомневаемся, что наши воспитанники станут достойными гражданами своей Родины. Этапы проекта Проект реализуется в 3 этапа: 1этап. Организационно-подготовительный. 2 этап. Практическая деятельность. 3 этап. Заключительный. I этап - организационно-подготовительный этап: 1. Постановка целей, определение актуальности (анкетирование, опрос) и значимость проекта. 2. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, предметов быта, одежды, предметов народных промыслов, рукоделия. 3. Организация мини-музея, его оформление, информационное насыщение с привлечением родителей. II этап - практическая деятельность. Реализация проекта Целью всех форм работы с детьми в рамках проекта является создание условий для максимального вхождения детей в культуру и быт народов Вятки по направлениям: «родной край», «родной город», «быт коренных народов Вятки: русские, татары, марийцы, удмурты», «культурные традиции, фольклор народов Вятки», «народные ремесла и искусство». Образовательный процесс планируется осуществлять в различных видах детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО: 1. «Познавательная деятельность»: даются первоначальные представления о семейно- бытовой и нравственно-этической культуре народов Вятки; 2. «Речевая деятельность»: используются произведения народов Вятки, народные сказки, поговорки и пословицы; 3. «Изобразительная деятельность»: плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги, конструирование) используются произведения живописи, изображающие жизнь народов Вятки; в рисунках актуализируется полученная информация. 4. «Музыкальное воспитание»: разучиваются танцы народов Вятки, осуществляется слушание песен и музыки народов Вятки. Работа с родителями осуществляется в следующих формах: 1. Консультации для родителей в рамках родительских собраний, индивидуальные консультации, памятки и буклеты в родительский уголок. 2. Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (встречах, викторинах, праздниках, эстафетах). Промежуточные результаты: - У детей повышается уровень интеллектуального развития (они чаще задают вопросы по теме проекта, могут о многом рассказать, используют в играх знания о национальных костюмах, блюдах национальной кухни и т.п.). - Возрос интерес к народным играм (дети замечают, что они во многом похожи, сами организуют национальные подвижные игры). - Отмечается повышение самооценки по всем параметрам, снижатся уровень тревожности, агрессии (в процессе общения друг с другом проявляют чувство гордости за принадлежность членов семьи к какой-либо нации). - Повысился уровень эмоциональной отзывчивости при восприятии национальных музыкальных произведений (дети импровизируют при прослушивании национальных мелодий, придумывают танцы, движения.). - В процессе игр-драматизаций наделяют героев национальными особенностями. - Повысился интерес и желание изготавливать поделки, рисунки национального характера. - Родители активно участвуют в обогащении развивающей толерантной среды, в совместных мероприятиях. Перспективный план образовательной деятельности в рамках деятельности этнографического мини-музея: Срок Познавательная деятельность Игровая деятельность Продуктивная деятельность Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора Работа с педагогами, родителями Октябрь НОД «Что такое музей?» Цель: дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые принадлежат народу. Беседа о народах Вятки. Просмотр слайдов на тему: Татарский национальный костюм». Экскурсия в исторический музей города Д/и « Одень куклу в национальный костюм». «Подбери узор». «Чей головной убор?» Изготовление женского головного убора «Кокошник». Мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов. Рассказывание русских и татарских сказок. Буклет в родительский уголок «Приобщение детей к традициям и культуре своего народа». Консультация для родителей на тему «Формирование чувств национального достоинства». Мастер-класс для педагогов по созданию куклы оберега «Колокольчик» Ноябрь НОД «Вятские Поляны-мой дом родной» Цель: дать представление о родном крае, его особенностях символике, основном виде труда, народе, традициях. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Вятки. Экскурсия в центр национальных культур «Этномир» Беседа по теме «Кто такие «Татары и марийцы» Рассматривание символики Вятских Полян (герб, флаг, фотографий природы в разное время года, картин с изображением животных, населяющих наш край). Сюжетно-ролевая игра «Семья» Разучивание подвижной народной игры «Золотые воротики», «Дрозд» Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» Рисование по теме «Животные родного края» Совместное проведение народных игр с детьми из фольклорной группы детской школы искусств «Живуля» Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям» Консультация на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа». Мастер-класс для педагогов народная игровая кукла «Зайчик на пальчик». Декабрь НОД «В гостях у бабушки» Цель: дать первоначальные сведения об истории коренных народов Вятки: быте, обычаях, труде. НОД «Вечера долгие, руки умелые» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и промыслами народов Вятки История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. Экскурсия в детскую библиотеку Рассматривание иллюстраций по теме «Национальная одежда». Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» Изготовление кукол-берегинь Консультация «Мини-музей в детском саду». Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» Январь НОД «Мир старинных вещей» Цель:воспитывать интерес к быту, формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта, музыкальных инструментов. Чтение сказок народов Вятки Беседа - семейные обряды Рассматривание вышивки на национальной одежде марийцев Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок Д/и «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Да-нет» Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Национальный орнамент». Разучивание танцев: русского, татарского, марийского. Семинар-практикум «Мини-музей в ДОУ, как форма работы с детьми и родителями» Февраль Беседа «Как появилась кукла» Беседа по теме «Узоры и орнамент удмуртского костюма» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные удмурсткие игры». Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных игр удмуртского народа Прослушивание народной музыки Памятки в родительский уголок «Как играть в народные игры» Март Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека НОД «Традиции и праздники народов Вятки» Цель: знакомить детей с праздниками народов Рассматривание иллюстраций по теме «Игры Вятских детей» Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» Оформление фото-альбома «Национальные праздники» Аппликация: Украшение марийского фартука Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Марийская частушка». Презентация этнографического мини-музея «Вятская этно-изба» Апрель НОД «Национальная одежда, обувь и украшения» Цель: продолжать знакомить детей с особенностями национальной одежды народов Вятки (из чего изготовлена, как украшена) Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах. Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Вятки» Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» Создание альбомов семейных традиций «Укрась фартук» орнамент татарского народа. Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Удмурсткая колыбельные песни». Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» III этап - заключительный Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения непрерывной образовательной деятельности, для различных мероприятий. Особенностью музея в нашей группе является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку (размещены на полках). Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Перспективы проектной деятельности 1. Саморазвитие и самосовершенствование педагогов – авторов данного проекта в плане формирования толерантного пространства. 2. Разработка и апробирование системы работы по приобщению детей к национальной культуре Родного края средствами музейной педагогики начиная с младшего возраста. 3. Расширение и углубление работы в плане социального партнерства. 4. Организация экскурсий в мини-музей для воспитанников других групп с целью расширения их кругозора силами воспитателей и детей группы № 6 «Пчелки». Программно-методическое обеспечение: 1. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников, М просвещение, 1988 2. Богатеева З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г. 3. Браз С. Л. Песни земли Вятской. – М., 2000. – С. 6-9. 4. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры Волгоград, 1999 5. Невский А. А. Будни и праздники старой России: Л. 1990г. 6. Косарева В. Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г. 7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г. 8. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князева, М.Д.Маханева 9. Туризм и социально-культурное пространство: новые возможности в практике регионов : материалы Международной молодежной научно-практической конференции "Туризм и социально-культурное пространство: новые возможности в практике регионов", Киров, 4 апреля 2012 г. : [сборник] / Санкт-Петербург. Гуманитар. ун-т профсоюзов, Киров. фил. ; [редкол.: Скутнев А. В. и др. ; под общ. ред. А. В. Скутнева]. - Киров : Киров. фил. НОУ ВПО СПбГУП, 2012. - 227 с. : схемы, табл. – С. 79-82. – Киржаков, А. М. Роль народных традиций в системе позиционирования Кировской области: праздник «Истобенский огурец». 10. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников Дошкольное воспитание, 2003, № 11 11. Счастье – к сердечку // Куклы в народных костюмах. – 2014. - № 52. – С. 16-19. 12. Родители в детях продолжаются // Куклы в народных костюмах. - 2014. - № 65. – С. 16-19. 13. Черных, Н. В. Вятские народные праздники // Черных, Н. В. Материалы к урокам по литературному краеведению в VI классе. – Киров, 1993. – С. 20-29. 14. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml 15. Электронный ресурс: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3023/ 16. Электронный ресурс: http://www.kirovreg.ru/culture/tourism/ist-ogur.php 17. Электронный ресурс: http://www.kipov.ru/prazdnik 18. Электронный ресурс: http://opko43.ru 19. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/11/tvorcheskiy-proekt-mini-muzey-kukly-v-natsionalnyh-kostyumah 20. Электронный ресурс: http://docplayer.ru/50369084-Informacionno-praktiko-orientirovannyy-proekt-mini-muzey-kukly-v-nacionalnyh-kostyumah.html 21. Электронный ресурс: https://educontest.net/ru/2579256/проект-мини-музей-куклы-в-натциональных костюмах/ ПРИЛОЖЕНИЯ Конспект итогового мероприятия. Презентация этнографического мини-музея «Вятская этно-изба» в подготовительной группе № 6 «Пчелки» Воспитатели: Суворова А.А., Зверева Р.Г. Воспитатель 1: Проходите гости, дорогие! Гости в дом – хозяевам радость! Воспитатель 2: По старинному обычаю гостей всегда Встречали низким поклоном (кланяемся) Много гостей – много новостей! А новости будут необычные. Вос-ль 1: Слыхали ли вы, что среди многоэтажных домов, Есть изба деревянная, да необычная Не захаживали вы в нее? Так заходите же… Вос-ль 2: А построили ее и обустроили Мамы, папы, воспитатели Да и дети немало сил потратили! Реб. 1: Вот и стала наша горница большая, Интересная, красивая такая. Реб. 2: Все, что есть в избе уже не модно, Но духом пропитано, народным! Дети: Жили в старину так наши предки! Вос-ль 1: О вещицах, что в избе расскажут сейчас детки! Вос-ль 2: О каждой вещи есть загадка, о вещи и расскажем! Вос-ль 1: А коль быстро отгадаете, То еще покажем! Вос-ль 2: И вы, ребята, не зевайте Гостям нашим помогайте! Вос-ль 1: Костюмы разные носили Все члены семьи Отгадайте, чей костюм Сейчас представим мы. Вос-ль 2: загадка Красивый, пышный сарафан Одел Марфуши стройный стан. (Русские) Реб. 3: Девушки и женщины носили сарафаны, холщевые или льняные рубахи с вышивкой. В узорах – травы, корни, птицы. Мужчины носили шаровары, рубаху – косоворотку, подпоясанную кушаком. (показать куклу в русском костюме и на макетах, платки) Вос-ль 1: загадка Платье – туника Белая, льняная Красный орнамент Платье обрамляет! (Марийцы) Реб. 4: Девушки и женщины носили платки и шали, а также кожаные и шерстяные повязки, украшенные бисером и монетами. Монетами украшали нагрудник. (показать все о народном марийском костюме) Вос-ль 1: загадка Черные косы под платком За два конца повязан он. Два конца на плече полощутся Два других по земле волочутся! (Татары) Реб. 5: У женщин был камзол из бархата, рубаха из парчи. Женщины и мужчины носили тюбетейки. Девушки надевали на голову бархатный колпак, а иногда по-особому повязывали платок. (показать все о народном татарском костюме) Вос-ль 1: загадка Клетчатые платья И белые есть Монеток на нагруднике Всех не пересчесть! (Удмурты) Реб. 6: Особенностью костюма у удмуртской женщины является «монисто». Он красиво украшен монетами. Кто богат много монет, кто беднее – мало. Весит «монисто» до 3 кгилограммов. А еще женщины носили высокие колпаки, они называются «айшон», а поверх – вышитый платок. Удмуртский орнамент состоит из геометрических форм. Вос-ль 2: А сейчас в саму избу Будто мы зайдем И с вещами быта Мы знакомиться начнем! (проводится физкультминутка народная подвижная игра «Ворота») Вос-ль 1: загадка В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет. (Печка) Реб. 7: Самое главное в деревенской избе – это печь. Она служила источником тепла и света, была и кормилицей, в ней варили, тушили, пекли, жарили. А еще печь – это и спальное место. Вос-ль 2: загадка В нем варили супы К низу узок Верх широк Не кастрюля…. (Чугунок) Реб. 8: Чугунки были разного размера. Они из чугуна, поэтому тяжелые. А форма у него такая, чтобы удобно было ставить его в печь, передвигать. Для этого хозяева пользовались «помощником», что это, отгадайте: рогат, да не бык, хватает – да, не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (ухват) Вос-ль 1: Марийский народ одни из первых научились делать чугунки. Вос-ль 2: загадка В чугунах варили суп, А в чем же кашу? Был я на копанце, был я на хлопанце, Был я на пожаре, был я на базаре Молод был – людей кормил, Стар стал – пеленаться стал… (Глиняный горшок) Вос-ль 1: Гончарным искусством славились все народы. Но более успешно оно процветало у татар. Реб. 9: Горшки годились не только для варки, в них хранили крупы, масло, сахар. А молоко в горшках никогда не кисло, а в крупах никогда не заводились червяки. А если горшок становился стары, трескался, его оборачивали в бересту и хранили в нем крупу (пеленали горшок). Вос-ль 2: Наварят, бывало наши жители и щей, и каши, а в чем же есть это? Загадка - Всех накормлю с охотою, а сама безротая. (деревянная ложка) (показать деревянную ложку) Вос-ль 1: В печи не только варили и тушили, но и пекли. А, чтобы стряпня была пышная, да румяная и мука должна быть подготовленной. Чем же пользовались тогда? Загадка Из лыка свито, деревянное корыто. (Сито) (показать сито) Вос-ль 2: Женщины всех народов очень вкусно готовили, у каждой были свои секреты приготовления блюд. Своя национальная кухня. Наши ребята уже много знают о национальных блюдах. А вы гости? (Дети помогают называть национальные блюда. Показать подборки национальных блюд). Вос-ль 1: А как же стряпню есть, да чаем не припивать, для этого все народы ставили на стол что? Загадка Выпускает жаркий пар, древний чайник… (Самовар) Реб. 11: Самовар – это значит сам варит. Внутри самовара труба, туда закладывается топливо (шишки, щепа). Если плохо разгоралось, надевали на трубу сапог и раздували огонь. Вос-ль 2: Воду в самовар заливали родниковую или колодезную. А воду в ведрах носили при помощи специального предмета, а какого вы сейчас узнаете, отгадав загадку. Загадка – Этот предмет с загадочным смыслом Есть два крючка у …. (Коромысло) Реб. 12: Первостепенным предметом сельского быта раньше считали коромысло. Старики наши говорили, что сила у человека есть до тех пор, пока он сможет носить воду в ведрах на коромысле. Ношение на коромысле – это целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло – в правой. Вос-ль 1: Вот так за самоваром и отдыхали, и песни пели. У нас есть песни, мелодии Мы их с удовольствием слушаем, И можем определить, чьи они. А вы? (включаем национальные мелодии, дети отгадывают) Вос-ль 2: А любимым музыкальным инструментом была гармонь. Гармонь – распространенный народный инструмент. Этот инструмент занимает одно из основных мест в традиционной народной музыкально-инструментальной практике, что объясняется, прежде всего, богатыми выразительными, динамичными, тембровыми, технико-исполнительскими возможностями. Используется гармони в качестве сольного и ансамблевого инструмента, в том числе для сопровождения пения. Вос-ль1: Отдыхать – отдыхали, Но и работать не забывали Работали и в поле, и по дому. Да еще и рукодельничали Все своими руками делали И одежду, и мебель, и посуду, и орудия труда. Вос-ль 2: А электричества не было, пользовались… А вот чем пользовались вы сейчас узнаете, отгадав загадку. Загадка Тело бело, душа льняная Маковка золотая (Свеча) Синее море Стеклянные берега, Плавает утка Горит голова (Керосиновая лампа) (показать керосиновую лампу) Вос-ль 1: Шкафов и тумбочек в то время не было. Одежду складывали в … Загадка Прячет бабушка там вещи Сапоги, кафтан, сюртук Вы мне дружно все скажите Этот шкаф зовут … (Сундук) Реб. 13: Сундук делали из деревянных досок, они хранились очень долго. Украшали сундук узорами. Сундук был украшением каждой избы. К нему относились бережно. Открывать лишний раз его было нельзя, чтоб богатство не ушло. Вос-ль 2: В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый внук! Любая вещь из сундука Истории семьи строка! Вос-ль 1: Эти салфетки каждая женщина – татарка, удмуртка, марийка или русская. Вышивала от души, отражала свои чувства, подбирала свои цвета и узоры. (Показать салфетки: удмуртская, татарская, русская, марийская. А дети отгадывают чья это?) Вос-ль 2: загадка Я на пальчик полезаю и иголке помогаю. (Наперсток) Показать наперсток А без чего не обходилось вышивание? Загадка Деревянный ободок – С ним еще один дружок. Помогают вышивать – Ткань растянут – Будет гладь. (Пяльцы) Показать пяльцы Вос-ль 1: Салфетки не только вышивали, Но и вязали крючком. Кружевами украшали наволочки и подвесы. Сначала узоры обвязывали крючком. А когда появились швейные машинки - научились строчить. Где она у нас? (Показать швейную машинку) Это было любимым занятием у марийцев, но и другие национальности полюбили это рукоделие. (Показать строченые изделия) Вос-ль 2: И, конечно, в старину на нашей Вятской земле, где суровые зимы, не обходились без теплых, вязанных вещей, а вязали из шерсти. Реб. 14: Шерсть не только согревает, но и охлаждает. Воздух, проходя сквозь шерсть, выносит с собой частицы пыли и грязи. Шерсть убивает ядовитые вещества. Шерсть лечит – смягчает боль, помогает справиться с ревматизмом, простудой. Вос-ль 1: Что бы шерсть стала ниточкой, ее нужно было напрясть. Загадка Чем больше я верчусь, Тем больше я толстею. (Веретено) Мужчины для своих хозяек вытачивали веретено из дерева. (Показать веретено) Вос-ль 2: Женщины из овечьей шерсти вязали, а мужчины из нее делали – катали. Что? Загадка Знает взрослый человек Знает даже маленький Чтоб зимою не болеть – Надевают… (Валенки) Показать валенки Реб. 15: На Руси валенки или иначе «шерстяные сапоги», называли «чесанками» и «катанками», а на Вятке еще «волнушечками» и «выходками». Вос-ль 1: Это были зимние вещи. А в другие времена года все народы носили лапти. Их плели из лыка, из бересты. Наша Вятская земля славится во всем мире плетеными вещами. Лапти, короба, туески плели из лыка. Загадка За плечами меня носят По грибы и на покосы Сделан я из бересты Так плели меня деды. (Пестерь) Показать пестерь Вещи плели и из лозы – это ивовые ветки. Плели предметы утвари – вазы, хлебницы, шкатулки и вещи для украшения дома. Но раньше всего придумали плести сани, так как в них удобно было кататься, перевозить грузы, снег. Сами сани запрягали лошадьми. Богатые люди украшали сани. Показать лозоплетение Вос-ль 2: Почему рукоделие, где используется дерево, на Вятской земле процветало? Потому что наш край богат лесами, и мастеровыми людьми. Вот и дома, и домашняя утварь были деревянными. Загадка Раньше как таз деревянный Служил людям постоянно Были ручки для захвата У старинного … (Ушата) Реб. 16: Ушат – изделие, созданное из сосны, осины, дуба. Все полезные вещества, которые содержит древесина, оказывают на человека, который пользуется ушатом, лечебное действие: успокаивает, заживляет раны, снимает воспаление. Вос-ль 1: Музей наш становится основой методологической работы. А чтобы эта работа была интересной, нам помогает информация, которую мы черпаем ото всюду. Если раньше люди брали пестерь для сбора грибов и ягод. То мы собираем в него полезный, нужный, интересный материал. Показать информационные папки. Вос-ль 2: Живое восприятие образов находит творческое отражение в работах детей, в диалогах, играх. Они часто становятся такими же Вятскими мастерами, гончарами, бочарами, столярами и искусницами. Показать детские работы Вос-ль 1,2 вместе: Но прежде всего, наши ребята всегда будут: добрыми, дружными, отзывчивыми, радостными, счастливыми. Воспитатели и дети вместе: Наша изба так хороша, В каждом стареньком предмете Живет Вятская душа! Перечень экспонатов № Название Количество 1 Деревянные ложки 4 2 Гармошка 1 3 Самовар 1 4 Швейная машинка 1 5 Чугунок 1 6 Лопатка 1 7 Ухват 1 8 Коромысло 1 9 Лапти 1 1 Валенки 1 1 Веретено 1 1 Народные тряпичные куклы 5 1 Рисуночный макет «Национальные костюмы» 3 1 Фотографии национальных костюмов 5 1 Схемы элементов национальных орнаментов 3 1 Информационный буклет Кировская область 2 1 Информационные папки: 1. Русская национальная культура: традиции и обычаи. 2. Марийцы – хранители священных рощ. 3. Татарский народ – культура, традиции, обычаи. 4. Удмуртский народ – культура, традиции, обычаи. 5. Национальные Деды Морозы. 6. Иллюстрации и фотографии национальных костюмов. 7. Наша Родина – Россия. 8. Национальный состав Кировской области. 1 1 Дидактические игры: 1. Одень куклу в национальный костюм. 2. Раскрась национальный костюм. 3. Национальная кухня. 1 1 Картотека «народные подвижные игры» 1 Нацинальность: Русские 1 Матрешка 1 2 Дымковские барыни 2 3 Русские народные сказки 1 4 Подборка научной методической литературы «русские народные подвижные игры» 4 5 Рисунок «Русская народная изба» 2 6 Альбом: русское народное творчество 1 7 Альбом: дымковские узоры 1 8 Кукла в национальном костюме 3 9 Платок 2 1 Вязанная крючком салфетка 1 1 Кружевная наволочка 1 1 Вышивка крестиком 1 1 Пяльцы 1 1 Строченые подзорные занавески 2 Национальность: татары 1 Тюбетейка 1 2 Бусы 1 3 Праздничный платок 1 4 Платок для повседневной носки 1 5 Вышивка (салфетки) 3 6 Валенки 1 7 Диск звукозаписи «Звучат татарские гусли» 1 Национальность: удмурты 1 Платок для повседневной носки 1 2 Вышитая салфетка 1 3 Полотенце - рушник 1 4 Вязанная крючком салфетка 1 5 Удмуртские чулки 1 6 Кружевные наволочки 1 7 Удмуртский вышитый кошелек 1 Национальность: Марийцы 1 Национальный костюм Кировских мари 1 2 Книга: марийская национальная кухня 1 3 Марийский головной убор 1 4 Вязанные из шерстяных ниток варежки 1 5 Диск звукозаписи: марийские мелодии 1 ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ Ложки, как и многие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времён. Являясь предметом обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами. Первыми профессиональными исполнителями на народных инструментах были скоморохи. К народным инструментам относятся трещётки, рубель, коробочка, ухваты, ложки, бубенцы, кокошник – колотушка, стиральная доска, коса, пила и многие другие. ГАРМОШКА Гармонь – распространенный народный инструмент, Гармонь (гармошка, гармоника) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. Этот инструмент занимает одно из основных мест в традиционной народной музыкально-инструментальной практике, что объясняется, прежде всего, богатыми выразительными, динамичными, тембровыми, технико-исполнительскими возможностями. Используется гармони в качестве сольного и ансамблевого инструмента, в том числе для сопровождения пения. В ансамблях — в сочетании с ложками, угольниками, крупинками; мембранофонами (бубен, турецкий барабан, гребень); хордофонами (домра, гусли, балалайка). САМОВАР – Самовар - металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. Современная классификация самоваров подразумевает деление их на следующие типы: - электрический самовар (нагрев воды происходит при помощи нагревательного элемента); - жаровой самовар (синонимы: угольный, дровяной); - комбинированный. ЧУГУНОК (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. ХЛЕБНАЯ ЛОПАТКА - В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам - пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряже толщиной не менее 25 см. УХВАТ (рога́ч), — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Ухват мог применяться и в качестве оружия. КОРОМЫСЛО - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. ЛАПТИ - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности. ВАЛЕНКИ - Тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви). ВЕРЕТЕНО — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см . ПЯЛЬЦЫ — приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками любого размера. Чаще всего пяльцы имеют круглую или овальную форму, но могут также быть и прямоугольными. Они представляют собой две рамки, слегка отличающиеся по размеру, между которыми зажимается ткань. Размер пялец может варьироваться в большом диапазоне: от маленьких круглых, которые держат в одной руке, до больших прямоугольных рам, которые крепятся к подставке и стоят на полу. Использование пялец, которые крепятся к рабочему столу или стоят на полу, удобнее тем, что при работе с ними обе руки свободны, что делает вышивание быстрее и точнее. ПРЯЛКА - Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).