Проект «Театр для всех»
Проект «Театр для всех»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Проект «Театр для всех!»
- Концептуальные идеи проекта
- Краткая аннотация проекта
- Реализация проекта
- Показатель эффективности проекта
- Результаты проекта
- Заключение
1. Проект «Театр для всех!»
Актуальность проекта
Стратегия развития нашего общества направлена на повышение роли человеческого фактора, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач: познавательных, нравственных, эстетических и т.д. Одной из главных задач МДОУ № 46 еще в 70-е годы стала работа по художественно-эстетическому воспитанию.
Сегодня широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, связанные с интеграцией образовательных областей. Одной из задач художественно-эстетическому воспитанию является приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Перед педагогическим коллективом нашего учреждения в 2014-2015 учебном году встал вопрос о разработке проекта по организации театрализованной деятельности в ДОУ.
Проект по театрализованной деятельности было поручено разработать специально созданной в ДОУ творческой группе. Проектный метод помог нам осуществить замысел по организации театрализованной деятельности от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность позволила нам усвоить новые знания, раскрыть многочисленные наши возможности, применить их на практике.
2. Концептуальные идеи проекта
Данный проект был задуман педагогическим коллективом нашего детского сада и приурочен к празднованию Всемирного дня Театра, который ежегодно отмечается 27 марта.
Данный проект позволяет объединить усилия всех участников образовательного процесса по созданию системы воспитания детей, через проведение театрализованной деятельности, в основе которой лежит решение многих воспитательных задач: познавательных, нравственных, социальных, эстетических и т.д.
Данный проект ориентирован на разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: театрализованное, познавательное, эстетическое, социальное, игровое. Проект позволяет организовать деятельность детей так, чтобы ее осуществление способствовало развитию креативности, расширению кругозора, формировало социальные навыки. Проект предусматривает использование активных форм работы, которые эффективно могут
воздействовать на всех участников проекта.
Проект имеет открытый и вариативный характер, доступен для реализации всем сельским дошкольным образовательным учреждениям. Проект включает в себя несколько направлений, логично связанных между собой. Всем участникам проекта предоставляется большая свобода творчества.
Возможности проекта
- воспитывать нравственные, познавательные качества личности ребенка;
- вести поиск союзников в социальном окружении;
- завоевывать авторитет среди родителей;
- совершенствовать условия, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, ценности культуры.
Принципиальная новизна проекта
- заключалась в разработке и создании оригинальной программы проведения театральной недели в рамках проекта «Театр для всех», позволяющей привлечь внимание и ориентированной не только на активизацию детей, но и взрослых.
- выбранные формы деятельности способствовали развитию креативности, расширению кругозора, формированию социальных навыков детей.
Проектная театрализованная деятельность осуществлялась по следующим этапам:
- Подготовительный (организационный) этап:
- были определены: тема, цели, задачи,
- была сформирована творческая группа,
- составлен план работы,
- назначены ответственные.
- На втором основном этапе происходила реализация самого проекта, т.е. проводились основные мероприятия по плану.
- Третий заключительный этап:
- производилась оценка полученных результатов в свете поставленной цели;
- определялись перспективы развития проекта.
3. Краткая аннотация проекта
ФИО разработчиков проекта |
Должность |
|
заведующий старший воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель инструктор по физкультуре музыкальный руководитель педагог-психолог учитель-логопед кастелянша рабочий по обслуживанию здания |
Организатор-координатор: Макина О.В., старший воспитатель |
|
Ответственные за проведение мероприятий: воспитатели |
Характеристика проекта
Цель проекта: формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию представлений детей о театре.
- Формировать представления о театральных профессиях (основных и вспомогательных): актере, режиссере, художнике, балетмейстере, музыканте, дирижере, гримере, декораторе, костюмере, осветителе, гардеробщике и др..
- Активизировать интерес к театральному искусству.
- Познакомить с правилами поведения в учреждении культуры.
- Способствовать расширению словарного запаса детей.
- Развивать у дошкольников потребность в самостоятельной театрализованной деятельности.
- Способствовать развитию первичных навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми.
Работа над проектом осуществлялась с учётом основных принципов развивающего обучения:
- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности;
- развитие познавательного интереса у ребёнка;
- развитие творческих способностей и личностных качеств.
Конечный результат:
- имеется потребность педагогов в инновационной деятельности;
- происходит активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- осуществляется многофункциональное взаимодействие с социумом.
- предоставляется возможность детям выбора деятельности, реализации своих возможностей;
- происходит приобщение детей к театральному искусству, через овладение навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, культурного поведения, этикета и т.д.
Сроки выполнения проекта: март 2015 года
4. Реализация проекта
День недели |
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
Понедельник |
23.03 |
Проведение с детьми интерактивной игры «Знакомьтесь, это театр!» (09.30 – 1,2 группы, 10.30 – 3,4 группы) |
воспитатели, ст. воспитатель Макина О.В., педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
Вторник |
|
Проведение сотрудниками детской библиотеки г. Ярославля беседы о праздновании Всемирного дня театра (09.30) Мастер-класс для детей и родителей «Необычные превращения обычных вещей» (17.00) |
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели старшей и подготовительной групп
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели, педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
Среда |
25.03 |
Гастроли артистов 1 младшей, 2 младшей-средней, старшей и подготовительной групп (09.30 – 2,3 группы, 16.00 – 1,4 группы) |
воспитатели, музыкальный руководитель Реутова Н.Д., хореограф Булатова Е.В., педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
Четверг |
|
Просмотр спектакля выездного театра «Наив» «Новые приключения котенка и щенка» (15.30) |
ст. воспитатель Макина О.В. |
Пятница |
27.03 |
Проведение театрального фестиваля «Театр для всех!»: (16.30)
|
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели, учитель-логопед Чикина А.А., музыкальный руководитель Реутова Н.Д., хореограф Булатова Е.В., педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
|
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели, педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
||
|
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели, педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
||
|
педагог ИЗО Яблокова Г.К.
|
||
|
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатель Базанова О.В., учитель-логопед Чикина А.А. |
||
|
ст. воспитатель Макина О.В., воспитатели 4 группы, хореограф Булатова Е.В. |
||
|
воспитатели, музыкальный руководитель Реутова Н.Д., хореограф Булатова Е.В., воспитатель Базанова О.В., педагог ИЗО Яблокова Г.К. |
При проведении театральной недели пополнилась игровая среда для самостоятельной театрализованной деятельности детей в детском саду (изготовлены куколы, реквизит и декорации для детского кукольного театра; подобрано музыкальное оформление).
Сотрудниками Ярославской детской библиотеки проведена беседа для детей о праздновании Всемирного дня театра. Выездной театр «Наив» показал детский кукольный спектакль «Новые приключения котенка и щенка».
В проведении театральной недели были задействованы все участники педагогического процесса. Воспитатели организовали в литературных центрах групп выставки театральных программок, афиш, детских книг и картинок, рассказывающих о театре, познакомили дошкольников с видами театра и театральными профессиями.
Среди детей и родителей организована и проведена выставка «Театр своими руками». Также для них проведен мастер-класс «Необычные превращения обычных вещей».
На протяжении всей театральной недели педагоги детского сада включали в свои занятия деятельность, связанную с театром. Работа по реализации проекта предусматривала взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ. На занятиях по художественному творчеству дети изготавливали персонажей и декорации для настольного театра «Сказки из цилиндра». На физкультурных занятиях с детьми были проводены игры на действия с воображаемыми предметами, театральные игры, упражнения по ритмопластике.
Вместе с педагогом-психологом дети учились передавать эмоциональное состояние различных героев с помощью мимики. Учитель-логопед организовал работу над выразительностью речи детей во время игр-инсценировок, при обыгрывании этюдов, потешек. Ежедневная работа музыкального руководителя была направлена на подбор необходимой музыки и реквизита.
Каждая возрастная группа работала над своим мини-спектаклем, с которым она выступила в ходе театральной недели.
Итоговым мероприятием недели театра стало проведение театрального фестиваля «Театр для всех!», посвящённого Всемирному дню Театра, зрителями, которого стали родители обучающихся и сотрудники детского сада. В программу фестиваля были включены:
- шествие сказочных героев;
- демонстрация видеоматериалов гастролей артистов 1 младшей, 2 младшей-средней групп;
- гастроли артистов старшей и подготовительной групп;
- выставка персонажей и декораций для настольного театра «Сказки из цилиндра»;
- выставка экспонатов детско-родительского конкурса «Театр своими руками»;
- выставка книг «Сказки разные важны».
5. Показатели эффективности проекта
- повышение профессиональной компетентности педагогов в организации работы с детьми по театрализованной деятельности
- положительное эмоциональное удовлетворение детей в ходе реализации проекта
- повышение активности родителей по организации совместной творческой деятельности
6. Результаты проекта
Оценка результатов проекта получила положительный отклик среди детей, педагогов и родителей.
При реализации проекта:
- повысился интерес педагогов к созданию совместных проектов, к использованию активных форм взаимодействия со специалистами;
- сотрудники детского сада стали заинтересованными и включенными в работу, в достижении качества образования, удовлетворении потребностей детей и родителей;
- удалось объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей;
- проводимые мероприятия, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями обучающихся и специалистами детского сада;
- стала более эффективна методическая работа;
- пополнилась игровая среда для самостоятельной театрализованной деятельности детей в детском саду;
- проект получил признание среди детей и родителей обучающихся;
- расширились внешние связи.
7. Заключение
В педагогике существуют разные формы работы с детьми и родителями. Наш сад всегда в поиске новых форм работы, которые будут способствовать наилучшему взаимодействию между педагогическим коллективом, детьми и родителями. В результате работы над проектом «Театр для всех!», нашим педагогическим коллективом принято решение сделать проведение театральной недели традиционным.
Вывод:
Таким образом, использование проектного метода в педагогической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интеграционное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: детей, родителей, педагогов, социума.