Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Проект «Такие разные и нужные пуговицы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад  №200  Краснооктябрьского района Волгограда»

 

Проект

«Такие разные и нужные пуговицы»

 

Авторы проекта:

Вальковская Татьяна Сергеевна,

Ляпкова Галина Николаевна –

воспитатели

высшая квалификационная категория

 

Тип проекта

По ведущему методу -  информационный  

По содержанию - «Ребенок и рукотворный мир»

По характеру участия ребенка в проекте - как субъект создания проекта от зарождения до получения результата

По характеру контактов - контакты с группой воспитанников старшего дошкольного возраста

По количеству участников - фронтальный: (старшая группа № 6), родители воспитанников,  педагоги МОУ.

По длительности – среднесрочный (с октября  по декабрь 2019 года)

Место проведения - групповое помещение (группа № 6), музыкальный зал МОУ детский сад №200.

Содержание

 

Актуальность проекта

Цель, ожидаемые результаты

Технология проведения проекта  

Результативность 

Приложения:                                                                                                       

Приложение № 1.  Объявления для родителей. 

Приложение № 2.  Сообщения родителей группы № 6

на тему «Пуговица»

Приложение № 3. Конспект образовательной ситуации «История в городе Пуговкино»

Приложение № 4. Алгоритм обследования пуговицы.

Приложение № 5.   Конспект познавательной беседы «История пуговицы».

Приложение № 6.  Медиапрезентация «Дошкольникам об истории пуговицы».

Приложение № 7. Загадки, пословицы, поговорки про пуговицу.

Приложение № 8. Рассказы про пуговицы.

Приложение № 9. Игры с пуговицами.

Приложение № 10. Способы пришивания пуговиц.

Приложение № 11. Конспект рефлексивной беседы.

Приложение № 12. Фотоматериалы.

 

Актуальность проекта

Вы можете стать кем угодно,

и никто не заметит этого.

Но если у вас отсутствует пуговица,

каждый обратит на это внимание.

Эрих Мария Ремарк

       Мы и наши дети сегодня  живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями – гаджеты, компьютерные игры и т.д. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

     Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю такой маленькой детали, как пуговица, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи. Однако если посмотреть на любой предмет  немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей и возможностей для использования и организации различной деятельности.

     Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Способности  детей одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет им  “очеловечивать все сущее”. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для разнообразной деятельности  с детьми.

       ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие умений подбирать  и использовать в образовательной деятельности технологии, способствующие формированию у детей  первую очередь навыков  добывать знания самостоятельно, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Именно в  дошкольном возрасте  формировать познавательную активность  эффективно и увлекательно через коллекционирование. Потому, что это один  из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В тоже время, коллекционирование – доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания  личности. Создание  коллекции из привычного предмета – пуговицы –  и осуществление  разнообразной  деятельности с пуговицами и стало общей проблемой, на решение который был направлен наш проект.

Проблема: что можно сделать с обычной пуговицей.

Цель: создание для детей и вместе с детьми коллекции пуговиц и дизайн- работ в самостоятельной деятельности детей, в совместной со взрослыми деятельности.

Задачи:

для детей:

  • выяснить, что можно сделать с помощью пуговиц;
  • учиться находить способы решения проблемы с помощью взрослого;
  • узнать разные способы получения информации;
  • развить  навыки коллекционирования и  мелкую  моторику;

для педагогов:

  • показать детям возможность использования обычной пуговицы;
  • создать условия для развития у детей умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • познакомить детей с разными способами получения информации, её простейшей обработки и презентации с незначительной помощью взрослого
  • развить навыки совместной проектной деятельности  (во взамодействии с  родителями и педагогами);
  • в партнерской позиции  активно взаимодействовать с воспитанниками  и их родителями, участвовать в совместной деятельности в процессе создания коллекции и дизайн-работ;

для родителей:

  • повысить уровень проектной  культуры;
  • в партнерской позиции  активно взаимодействовать с воспитанниками и педагогами посредством активного участия  в совместной деятельности в процессе создания коллекции, книжек-малышек, совместного досуга;

для МОУ:

  • повысить имидж дошкольного учреждения среди родителей;
  • пополнить  РППС МОУ.

Продукт:

  • создание коллекции пуговиц.
  • совместные творческие  дизайн-работы детей и педагогов для оформления интерьера группы № 6

Ожидаемые результаты

У детей

Появление высокого уровня познавательной активности и самостоятельности, выраженный через осознанный интерес к  истории  и использованию  пуговиц  и созданию коллекции и дизайн-работ.

 

Приобретение навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме проекта,  пониманию и запоминанию информации.

Развитие практических умений в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности в процессе создания коллекции и дизайн-работ.

Развитие умений выражать свои эмоции и впечатления в разных видах продуктивной деятельности.

 

 

У педагогов

Повышение практической

компетентности (умений и навыков) в организации  совместной проектной деятельности и в организации партнерского взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

 

 

У родителей

Активное включение в процесс ознакомления детей с историей и использованием пуговиц, созданию коллекции и дизайн-работ.

Появление стремления к нахождению информации из разных источников

 

Участие в организации и проведении совместных проектных  мероприятий.

 

Для МОУ

Реализация  совместной проектной деятельности в практике  работы ДОО.

 

Положительные отзывы родительской общественности о деятельности  ДОО.

 

Пополнение  развивающей  предметно-пространственной  среды группы № 6 продуктами детской деятельности.

 

Технология

Проект реализуется по двум направлениям:

•        совместная деятельность с детьми;

•        взаимодействие с родителями.

Технология проекта и реализация плана осуществляется поэтапно  - в  ходе подготовительного, основного, заключительного этапов.

Материал, инструменты, оборудование:

1.материально-техническое обеспечение:

  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, пуговицы, ткани, пяльцы, иглы, нитки);
  • оформление центров развития  групповой комнаты (игры с пуговицами, коллекция пуговиц, книжки-малышки, сообщения родителей и детей)

2. Учебно-методическое обеспечение:

  • Дыбина О. В. Что было до... : Игры- путешествие в прошлое предметов.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015
  • Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников.-2-е изд., дополн. и испр.- М.: ТЦ Сфера, 2014
  • Дыбина О. В. Рукотворный мир: Игры- занятия для дошкольников.-2-е изд., дополн. и испр.- М.: ТЦ Сфера, 2014

Подготовительный этап.

   Во время группового сбора Владик О. рассказал и показал свою утреннюю «находку», которую они «обнаружили» с мамой на дороге (пуговица необычной формы). Воспитатель вместе с детьми рассмотрели найденную пуговицу, высказали предположения откуда она (от какой-то большой вещи – пальто или кофты, так как пуговица большая), кому принадлежала (скорее всего, мужчине, а может быть женщине – но, наверное, не маленькой, крупной  женщине; практически все дети согласились, что не ребёнку), на каком предмете одежды могла быть (пальто, куртка, пиджак, штаны, платье).

Далее на  групповом сборе   с целью выяснения информированности детей по проблеме проекта была проведена  познавательная  беседа   по «модели трех вопросов» (результаты беседы были вывешены в раздевалке для знакомства родителей с предстоящей совместной деятельностью в проекте):

Что мы знаем о пуговицах?

Что мы хотим узнать?

Что нам сделать, чтобы узнать?

Они нужны для застёгивания одежды.

Бывают разными по размеру, цвету, материалу.

Как появились пуговицы.

Какие пуговицы были раньше

Какими разными пуговицы бывают

Что можно с ними еще делать

Есть загадки про пуговицы, а есть ли сказки

Найти стихи, рассказы, загадки, пословицы о пуговицах.

Как в пуговице получаются дырочки.

Почему в пуговицах разное количество дырочек.

Зачем пуговицы на ножках.

Хотим научиться пришивать пуговицы.

Спросить у родителей.

Поискать в книгах и энциклопедиях.

Вместе с родителями поискать информацию о пуговицах в интернете.

Поискать разные пуговицы дома, у бабушки, знакомых.

Посмотреть, купить пуговицы в магазине.

Рассматривать пуговицы.

Приготовить нитки и иголки для пришивания пуговиц.

Далее,  в ходе беседы   воспитатель дети и обсуждали, кто и что из них будет делать. Практически все девочки сказали, что дома у них много красивых пуговиц – и они их принесут для выставки. Выставку было решено делать на полке в уголке коллекционирования. Так как у детей и педагогов уже был опыт создания коллекций (фантиков, прыгунов), поступило предложение от  Анфисы собрать коллекцию пуговиц (эту идею все поддержали, рассуждая,  решили, что коллекция будет в виде  книжки с маленькими прозрачными кармашками, (Артур рассказал, что у него дома есть такой альбом, он может быть коллекцией). Практически все дети пообещали, что им помогут взрослые и они вместе найдут что-нибудь интересное про пуговицы).     Не только девочки, но и мальчики решили, что принесут из дома все необходимое для пришивания пуговиц.  

Основной этап.

    В ходе основного этапа осуществлялись следующие  виды совместной деятельности участников проекта

Виды совместной деятельности

Педагогов и детей

Детей

Детей и родителей

-Коммуникативная

-Игровая

-Познавательно-исследовательская

-Восприятие познавательной литературы и фольклора

-Изобразительная

-Конструирование

-Трудовая

-Коммуникативная

-Игровая

-Изобразительная

-Трудовая

-Познавательно-исследовательская

 

-Познавательно – исследовательская

-Коммуникативная

-Чтение познавательной литературы и фольклора

-Конструирование

 

 

Использовались следующие  формы  совместной деятельности участников проекта

Формы совместной деятельности

Педагогов и детей

Детей

Детей и родителей

-Образовательная ситуация

-Познавательные беседы

-Рефлексивная беседа

-Ситуативный разговор

-Создание и рисование алгоритма обследования пуговицы для подготовки информационного сообщения

-Создание медиапрезентации об истории пуговицы

-Создание коллекции

-Создание банка игр с пуговицами

-Пришивание пуговиц

-Изготовление печенья в форме пуговиц

-Изготовление дизайнерских работ для интерьера группы из совместных творческих поделок.

-Выставка детских работ

-Выставка книжек - малышек

-Просмотр слайдов об истории пуговицы

-Придумывание и рисование пуговиц

-Собирание, рассматривание коллекции

-Слушание литературных и фольклорных произведений

-Игры с пуговицами

-Поиск информации в интернете по тематике проекта и подготовка информационных сообщений

-Поиск стихов, прозаических произведений о пуговице

-Создание банка загадок, пословиц и поговорок о пуговицах

-Создание банка игр с пуговицами

-Подготовка образцов различных приемов пришивания пуговиц

-Изготовление книжек – малышек о пуговицах

-Изготовление поделок из пуговиц и пришивание пуговиц

-Участие в досуге

Организация выставки.

   С детьми обсуждалось место для расположения выставки «Всё о пуговице»,  возможные экспонаты (коллекция пуговиц, игры с пуговицами, алгоритм

обследования пуговиц, детские работы, информационные сообщения родителей и детей, книжки - малышки). Дети рассуждали: «Если складывать всё в коробку, то не будет видно пополнения (новых книжек, пуговиц, игр) и неудобно каждый раз доставать коробку, открывать её. Лучше расположить выставку на полочке. Всё видно и можно сразу взять то, что нужно». Что и было сделано.

На следующий день в соответствии с намеченным планом действий, на выбранном месте для выставки появились первые пуговицы.  7 человек принесли наборы для пришивания (нитки, красивые кусочки ткани, иголки, пяльцы).

Познавательное сообщение

   Так как дети сами предложили найти как можно больше информации о пуговицах, они  столкнулись  с  задачей  подготовить вместе с родителями познавательное сообщение, используя разнообразные источники информации. В родительском уголке вывешивалась памятка составления сообщения.   Дома совместно с родителями дети искали материал, затем он зачитывался  на групповом сборе, во время познавательной беседы, а сам информационный материал  размещался на полочке «Всё о пуговице».

Образовательная ситуация

   В ходе образовательной ситуации «История в городе Пуговкино» дети получили представления о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц, назначении и пользе, классифицировали пуговицы по определенным признакам (форма, размер, цвет, материал), создали алгоритм обследования пуговицы.

Собирание, создание и рассматривание коллекции.

   В создании коллекции принимали участие  педагоги,  дети и родители. Сначала пуговицы складывали в общую коробку. Затем после образовательной ситуации «История в городе Пуговкино» дети разложили часть всех пуговиц в альбом с прозрачными кармашками. Коллекция располагается в доступном месте. Оставшиеся пуговицы используются в играх.

Познавательные беседы

   Во время ежедневных познавательных бесед дети знакомились с многообразием пуговиц, назначением и пользой, просматривали компьютерную медиапрезентацию об истории появлении пуговицы в жизни человека, слушали информационные сообщения, подготовленные сверстниками и их родителями.

Совместная продуктивная деятельность с родителями (изготовление книжек – малышек о пуговицах)

   Педагоги вместе с детьми обсудили  примерное содержание книжки - малышки (история возникновения пуговицы, исторические сведения о пуговице, стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы, собственные сочинения). Через неделю дети с удовольствием демонстрировали свои книжки-малышки, просили воспитателей прочитать другим детям, рассказывали о процессе изготовления книжки. Полина нарисовала сочинённую историю «Приключения Пуговки» в картинках о принцессе-пуговке по имени Жемчужинка. Анфиса с мамой включили в книгу стихи, интересные факты о пуговице, головоломку. Анфиса самостоятельно подписала обложку, нарисовала иллюстрации, а папа Андрей Дмитриевич придумал, как скрепить страницы книги. Егор с мамой Ольгой Александровной интересно украсили книжку «Пуговка». Артур с мамой Еленой Анатольевной в книге «Пуговички» придумали поучительные рассказы «Пуговица и рубашка», «Волшебная пуговица». Василиса В. с мамой придумали рассказ «Пуговки», добавили считалку, загадки, лабиринт. В книжке-малышке Риты был «Рассказ про пуговку», загадка, исторические факты, лабиринт. Ангелина и Ирина, Владик, Катя в своих книжках (с помощью родителей) написали исторические факты, загадки, приметы, пословицы о пуговицах. Карина принесла книжку-малышку «Раскраску», которую сама в тот же день и раскрасила.

Выставка  книжек-малышек.

   По просьбе детей в группе провели выставку книжек - малышек, на которой дети с удовольствием демонстрировали сверстникам продукт совместной работы с родителями, рассказывали о том, как рисовали, наклеивали, писали. Дети с педагогами обратили внимание на разнообразие дизайна книжек (аппликация, рисунок), самостоятельность выполнения работы.

Слушание литературных и фольклорных произведений

   Во вторую половину дня педагоги читали детям книжки- малышки, изготовленные сверстниками и их родителями, а также литературные и фольклорные произведения.

Игровая деятельность (создание банка игр с пуговицами)

   При содействии родителей, бабушек и педагогов были сделаны разнообразные игры с пуговицами. Вниманию детей предлагались игры на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек», «Выложи картинку», «Угадай-ка, посчитай-ка» (счёт на ощупь), на развитие памяти «Запоминай-ка», внимания «Найди пару», на развитие цветовосприятия «Подбери к одежде». Особым успехом у детей пользовались игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка, посчитай-ка», «Запоминай-ка». В данные игры наши воспитанники играли как самостоятельно, так и совместно со сверстниками.

Продуктивная деятельность (придумывание и рисование пуговиц)

   Проходила во 2 половине дня, дети самостоятельно рисовали пуговицы красками, фломастерами, карандашами, придумывали разные по форме, размеру, изображению пуговицы.

Творческая мастерская (пришивание пуговиц)

   На творческих мастерских дети совместно с педагогами изготавливали поделки из пуговиц, учились пришивать пуговицы. Сначала ребёнок выкладывал из пуговиц изображение, затем с небольшой помощью взрослого пришивал пуговицы, далее дорисовывал картинку (снег снеговикам, лапки и паутину паучку, пчёлок вокруг цветка). Непосредственно перед началом работ в творческой мастерской проводился инструктаж по технике безопасности.

Изготовление дизайнерских работ для интерьера группы из совместных творческих поделок

   Детям очень понравилось работать с иголкой, пришивать пуговицы, изготавливать поделки. И свои работы им хотелось показать всем родителям. Возник вопрос: как это сделать? Где расположить все работы, чтобы их могли увидеть и родители, и сотрудники детского сада? На полочке где оформлена выставка «Всё о пуговице»? Там мало места, а детских работ много. С помощью способа «культурного продавливания» (услышав, что дети сказали о том, что они желают показать свои работы и родителям, и сотрудникам детского сада) воспитатель подхватил  детскую идею и предложил изготовить  дизайнерские работы для интерьера группы. Маруся сказала, что «видела большие картины в рамках, но не нарисованные и они украшали стены в торговых центрах». Для этого родители и воспитатели принесли рамки, в которые поместили детские работы. Перед ребятами встал вопрос: как объединить их поделки в рамках? Здесь педагогам вновь помог метод «культурного продавливания».  Воспитатели обратили внимание детей на то, что дизайнеры оформляют свои работы, соблюдая сочетания цвета, единую тематику, размеры и формы композиций. Анфиса и Даша Р. объединили свои работы единым сюжетом (полянка). Поля, Катя- «цветок похож на снежинку». Маруся, Василиса В, Саша, Даша Ф., Вика, Рита объединили свои работы по сочетаемости цветов ткани и размеров поделок. Этому же принципу последовали Егор, Ирина, Ваня, Артур, Вадим и Ангелина. Дети отметили, что «теперь их работы могут видеть все и под стеклом они не запачкаются, стало в раздевалке красиво и интересно».

Заключительный этап.

   На празднование «Дня Матери», которое проходило в группе, дети решили  порадовать мам и приготовить печенья в форме пуговиц. На празднике дети с гордостью представили своим мамам дизайнерские работы из пуговиц,  угостили печеньем собственного приготовления. После праздника, в группе, дети вместе с мамами нашли место для своих картин из пуговиц -  теперь они  висят в раздевалке

Результативность

 

Рефлексивная беседа

   На групповом сборе педагог предложил детям вспомнить, с чего начался проект  (Владик нашёл пуговицу.) Дети отметили, что одна найденная пуговица «помогла» узнать больше  игр, создать коллекцию, научиться пришивать пуговицы, украсить раздевалку группы совместными дизайн-работами из пуговиц. В ходе беседы педагог подвёл ребят к пониманию, что наличие цели (что мы хотим узнать), интереса взрослых и детей, совместный труд позволили получить такой результат.

Беседа позволила сделать педагогам вывод о сформированности у детей представлений о пуговице, истории её возникновения. Дети с удовольствием самостоятельно изготавливали книжки- малышки на свои темы с небольшой помощью воспитателей (скрепление листов степлером), придумывали и писали тексты,  рисовали картинки к содержанию своих книжек.

Наши воспитанники гордятся собранной коллекцией пуговиц («она похожа на коллекцию как у взрослых»), пересматривают её, привносят новые экземпляры пуговиц. Дизайнерские работы из совместных творческих поделок для интерьера группы освежили интерьер раздевалки.

Родители отметили, что детей настолько увлекло пришивание пуговиц, что они и дома просят дать им возможность пришивать пуговицы, составлять изображение из них на ткани. Данной деятельностью увлеклись и старшие братья и сёстры наших воспитанников.

Таким образом, по окончании реализации проекта, мы видим, что дети проявили огромный интерес к многообразию рукотворного мира, к поиску информации об объекте (пуговице), к продуктивной деятельности, конструированию, к работе с иголкой (пришивание пуговиц).