Проект «Такие разные и нужные пуговицы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №200 Краснооктябрьского района Волгограда»
Проект
«Такие разные и нужные пуговицы»
Авторы проекта:
Вальковская Татьяна Сергеевна,
Ляпкова Галина Николаевна –
воспитатели
высшая квалификационная категория
Тип проекта
По ведущему методу - информационный
По содержанию - «Ребенок и рукотворный мир»
По характеру участия ребенка в проекте - как субъект создания проекта от зарождения до получения результата
По характеру контактов - контакты с группой воспитанников старшего дошкольного возраста
По количеству участников - фронтальный: (старшая группа № 6), родители воспитанников, педагоги МОУ.
По длительности – среднесрочный (с октября по декабрь 2019 года)
Место проведения - групповое помещение (группа № 6), музыкальный зал МОУ детский сад №200.
Содержание
Актуальность проекта
Цель, ожидаемые результаты
Технология проведения проекта
Результативность
Приложения:
Приложение № 1. Объявления для родителей.
Приложение № 2. Сообщения родителей группы № 6
на тему «Пуговица»
Приложение № 3. Конспект образовательной ситуации «История в городе Пуговкино»
Приложение № 4. Алгоритм обследования пуговицы.
Приложение № 5. Конспект познавательной беседы «История пуговицы».
Приложение № 6. Медиапрезентация «Дошкольникам об истории пуговицы».
Приложение № 7. Загадки, пословицы, поговорки про пуговицу.
Приложение № 8. Рассказы про пуговицы.
Приложение № 9. Игры с пуговицами.
Приложение № 10. Способы пришивания пуговиц.
Приложение № 11. Конспект рефлексивной беседы.
Приложение № 12. Фотоматериалы.
Актуальность проекта
Вы можете стать кем угодно,
и никто не заметит этого.
Но если у вас отсутствует пуговица,
каждый обратит на это внимание.
Эрих Мария Ремарк
Мы и наши дети сегодня живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями – гаджеты, компьютерные игры и т.д. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю такой маленькой детали, как пуговица, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи. Однако если посмотреть на любой предмет немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей и возможностей для использования и организации различной деятельности.
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Способности детей одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет им “очеловечивать все сущее”. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для разнообразной деятельности с детьми.
ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие умений подбирать и использовать в образовательной деятельности технологии, способствующие формированию у детей первую очередь навыков добывать знания самостоятельно, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Именно в дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Потому, что это один из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В тоже время, коллекционирование – доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Создание коллекции из привычного предмета – пуговицы – и осуществление разнообразной деятельности с пуговицами и стало общей проблемой, на решение который был направлен наш проект.
Проблема: что можно сделать с обычной пуговицей.
Цель: создание для детей и вместе с детьми коллекции пуговиц и дизайн- работ в самостоятельной деятельности детей, в совместной со взрослыми деятельности.
Задачи:
для детей:
- выяснить, что можно сделать с помощью пуговиц;
- учиться находить способы решения проблемы с помощью взрослого;
- узнать разные способы получения информации;
- развить навыки коллекционирования и мелкую моторику;
для педагогов:
- показать детям возможность использования обычной пуговицы;
- создать условия для развития у детей умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- познакомить детей с разными способами получения информации, её простейшей обработки и презентации с незначительной помощью взрослого
- развить навыки совместной проектной деятельности (во взамодействии с родителями и педагогами);
- в партнерской позиции активно взаимодействовать с воспитанниками и их родителями, участвовать в совместной деятельности в процессе создания коллекции и дизайн-работ;
для родителей:
- повысить уровень проектной культуры;
- в партнерской позиции активно взаимодействовать с воспитанниками и педагогами посредством активного участия в совместной деятельности в процессе создания коллекции, книжек-малышек, совместного досуга;
для МОУ:
- повысить имидж дошкольного учреждения среди родителей;
- пополнить РППС МОУ.
Продукт:
- создание коллекции пуговиц.
- совместные творческие дизайн-работы детей и педагогов для оформления интерьера группы № 6
Ожидаемые результаты
У детей |
|||
Появление высокого уровня познавательной активности и самостоятельности, выраженный через осознанный интерес к истории и использованию пуговиц и созданию коллекции и дизайн-работ.
|
Приобретение навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме проекта, пониманию и запоминанию информации. |
Развитие практических умений в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности в процессе создания коллекции и дизайн-работ. |
Развитие умений выражать свои эмоции и впечатления в разных видах продуктивной деятельности.
|
У педагогов |
Повышение практической компетентности (умений и навыков) в организации совместной проектной деятельности и в организации партнерского взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
|
У родителей |
||
Активное включение в процесс ознакомления детей с историей и использованием пуговиц, созданию коллекции и дизайн-работ. |
Появление стремления к нахождению информации из разных источников
|
Участие в организации и проведении совместных проектных мероприятий. |
Для МОУ |
||
Реализация совместной проектной деятельности в практике работы ДОО.
|
Положительные отзывы родительской общественности о деятельности ДОО.
|
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы № 6 продуктами детской деятельности.
|
Технология
Проект реализуется по двум направлениям:
• совместная деятельность с детьми;
• взаимодействие с родителями.
Технология проекта и реализация плана осуществляется поэтапно - в ходе подготовительного, основного, заключительного этапов.
Материал, инструменты, оборудование:
1.материально-техническое обеспечение:
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, пуговицы, ткани, пяльцы, иглы, нитки);
- оформление центров развития групповой комнаты (игры с пуговицами, коллекция пуговиц, книжки-малышки, сообщения родителей и детей)
2. Учебно-методическое обеспечение:
- Дыбина О. В. Что было до... : Игры- путешествие в прошлое предметов.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015
- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников.-2-е изд., дополн. и испр.- М.: ТЦ Сфера, 2014
- Дыбина О. В. Рукотворный мир: Игры- занятия для дошкольников.-2-е изд., дополн. и испр.- М.: ТЦ Сфера, 2014
Подготовительный этап.
Во время группового сбора Владик О. рассказал и показал свою утреннюю «находку», которую они «обнаружили» с мамой на дороге (пуговица необычной формы). Воспитатель вместе с детьми рассмотрели найденную пуговицу, высказали предположения откуда она (от какой-то большой вещи – пальто или кофты, так как пуговица большая), кому принадлежала (скорее всего, мужчине, а может быть женщине – но, наверное, не маленькой, крупной женщине; практически все дети согласились, что не ребёнку), на каком предмете одежды могла быть (пальто, куртка, пиджак, штаны, платье).
Далее на групповом сборе с целью выяснения информированности детей по проблеме проекта была проведена познавательная беседа по «модели трех вопросов» (результаты беседы были вывешены в раздевалке для знакомства родителей с предстоящей совместной деятельностью в проекте):
Что мы знаем о пуговицах? |
Что мы хотим узнать? |
Что нам сделать, чтобы узнать? |
Они нужны для застёгивания одежды. Бывают разными по размеру, цвету, материалу. |
Как появились пуговицы. Какие пуговицы были раньше Какими разными пуговицы бывают Что можно с ними еще делать Есть загадки про пуговицы, а есть ли сказки Найти стихи, рассказы, загадки, пословицы о пуговицах. Как в пуговице получаются дырочки. Почему в пуговицах разное количество дырочек. Зачем пуговицы на ножках. Хотим научиться пришивать пуговицы. |
Спросить у родителей. Поискать в книгах и энциклопедиях. Вместе с родителями поискать информацию о пуговицах в интернете. Поискать разные пуговицы дома, у бабушки, знакомых. Посмотреть, купить пуговицы в магазине. Рассматривать пуговицы. Приготовить нитки и иголки для пришивания пуговиц. |
Далее, в ходе беседы воспитатель дети и обсуждали, кто и что из них будет делать. Практически все девочки сказали, что дома у них много красивых пуговиц – и они их принесут для выставки. Выставку было решено делать на полке в уголке коллекционирования. Так как у детей и педагогов уже был опыт создания коллекций (фантиков, прыгунов), поступило предложение от Анфисы собрать коллекцию пуговиц (эту идею все поддержали, рассуждая, решили, что коллекция будет в виде книжки с маленькими прозрачными кармашками, (Артур рассказал, что у него дома есть такой альбом, он может быть коллекцией). Практически все дети пообещали, что им помогут взрослые и они вместе найдут что-нибудь интересное про пуговицы). Не только девочки, но и мальчики решили, что принесут из дома все необходимое для пришивания пуговиц.
Основной этап.
В ходе основного этапа осуществлялись следующие виды совместной деятельности участников проекта
Виды совместной деятельности |
||
Педагогов и детей |
Детей |
Детей и родителей |
-Коммуникативная -Игровая -Познавательно-исследовательская -Восприятие познавательной литературы и фольклора -Изобразительная -Конструирование -Трудовая |
-Коммуникативная -Игровая -Изобразительная -Трудовая -Познавательно-исследовательская
|
-Познавательно – исследовательская -Коммуникативная -Чтение познавательной литературы и фольклора -Конструирование
|
Использовались следующие формы совместной деятельности участников проекта
Формы совместной деятельности |
||
Педагогов и детей |
Детей |
Детей и родителей |
-Образовательная ситуация -Познавательные беседы -Рефлексивная беседа -Ситуативный разговор -Создание и рисование алгоритма обследования пуговицы для подготовки информационного сообщения -Создание медиапрезентации об истории пуговицы -Создание коллекции -Создание банка игр с пуговицами -Пришивание пуговиц -Изготовление печенья в форме пуговиц -Изготовление дизайнерских работ для интерьера группы из совместных творческих поделок. -Выставка детских работ -Выставка книжек - малышек |
-Просмотр слайдов об истории пуговицы -Придумывание и рисование пуговиц -Собирание, рассматривание коллекции -Слушание литературных и фольклорных произведений -Игры с пуговицами |
-Поиск информации в интернете по тематике проекта и подготовка информационных сообщений -Поиск стихов, прозаических произведений о пуговице -Создание банка загадок, пословиц и поговорок о пуговицах -Создание банка игр с пуговицами -Подготовка образцов различных приемов пришивания пуговиц -Изготовление книжек – малышек о пуговицах -Изготовление поделок из пуговиц и пришивание пуговиц -Участие в досуге |
Организация выставки.
С детьми обсуждалось место для расположения выставки «Всё о пуговице», возможные экспонаты (коллекция пуговиц, игры с пуговицами, алгоритм
обследования пуговиц, детские работы, информационные сообщения родителей и детей, книжки - малышки). Дети рассуждали: «Если складывать всё в коробку, то не будет видно пополнения (новых книжек, пуговиц, игр) и неудобно каждый раз доставать коробку, открывать её. Лучше расположить выставку на полочке. Всё видно и можно сразу взять то, что нужно». Что и было сделано.
На следующий день в соответствии с намеченным планом действий, на выбранном месте для выставки появились первые пуговицы. 7 человек принесли наборы для пришивания (нитки, красивые кусочки ткани, иголки, пяльцы).
Познавательное сообщение
Так как дети сами предложили найти как можно больше информации о пуговицах, они столкнулись с задачей подготовить вместе с родителями познавательное сообщение, используя разнообразные источники информации. В родительском уголке вывешивалась памятка составления сообщения. Дома совместно с родителями дети искали материал, затем он зачитывался на групповом сборе, во время познавательной беседы, а сам информационный материал размещался на полочке «Всё о пуговице».
Образовательная ситуация
В ходе образовательной ситуации «История в городе Пуговкино» дети получили представления о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц, назначении и пользе, классифицировали пуговицы по определенным признакам (форма, размер, цвет, материал), создали алгоритм обследования пуговицы.
Собирание, создание и рассматривание коллекции.
В создании коллекции принимали участие педагоги, дети и родители. Сначала пуговицы складывали в общую коробку. Затем после образовательной ситуации «История в городе Пуговкино» дети разложили часть всех пуговиц в альбом с прозрачными кармашками. Коллекция располагается в доступном месте. Оставшиеся пуговицы используются в играх.
Познавательные беседы
Во время ежедневных познавательных бесед дети знакомились с многообразием пуговиц, назначением и пользой, просматривали компьютерную медиапрезентацию об истории появлении пуговицы в жизни человека, слушали информационные сообщения, подготовленные сверстниками и их родителями.
Совместная продуктивная деятельность с родителями (изготовление книжек – малышек о пуговицах)
Педагоги вместе с детьми обсудили примерное содержание книжки - малышки (история возникновения пуговицы, исторические сведения о пуговице, стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы, собственные сочинения). Через неделю дети с удовольствием демонстрировали свои книжки-малышки, просили воспитателей прочитать другим детям, рассказывали о процессе изготовления книжки. Полина нарисовала сочинённую историю «Приключения Пуговки» в картинках о принцессе-пуговке по имени Жемчужинка. Анфиса с мамой включили в книгу стихи, интересные факты о пуговице, головоломку. Анфиса самостоятельно подписала обложку, нарисовала иллюстрации, а папа Андрей Дмитриевич придумал, как скрепить страницы книги. Егор с мамой Ольгой Александровной интересно украсили книжку «Пуговка». Артур с мамой Еленой Анатольевной в книге «Пуговички» придумали поучительные рассказы «Пуговица и рубашка», «Волшебная пуговица». Василиса В. с мамой придумали рассказ «Пуговки», добавили считалку, загадки, лабиринт. В книжке-малышке Риты был «Рассказ про пуговку», загадка, исторические факты, лабиринт. Ангелина и Ирина, Владик, Катя в своих книжках (с помощью родителей) написали исторические факты, загадки, приметы, пословицы о пуговицах. Карина принесла книжку-малышку «Раскраску», которую сама в тот же день и раскрасила.
Выставка книжек-малышек.
По просьбе детей в группе провели выставку книжек - малышек, на которой дети с удовольствием демонстрировали сверстникам продукт совместной работы с родителями, рассказывали о том, как рисовали, наклеивали, писали. Дети с педагогами обратили внимание на разнообразие дизайна книжек (аппликация, рисунок), самостоятельность выполнения работы.
Слушание литературных и фольклорных произведений
Во вторую половину дня педагоги читали детям книжки- малышки, изготовленные сверстниками и их родителями, а также литературные и фольклорные произведения.
Игровая деятельность (создание банка игр с пуговицами)
При содействии родителей, бабушек и педагогов были сделаны разнообразные игры с пуговицами. Вниманию детей предлагались игры на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек», «Выложи картинку», «Угадай-ка, посчитай-ка» (счёт на ощупь), на развитие памяти «Запоминай-ка», внимания «Найди пару», на развитие цветовосприятия «Подбери к одежде». Особым успехом у детей пользовались игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка, посчитай-ка», «Запоминай-ка». В данные игры наши воспитанники играли как самостоятельно, так и совместно со сверстниками.
Продуктивная деятельность (придумывание и рисование пуговиц)
Проходила во 2 половине дня, дети самостоятельно рисовали пуговицы красками, фломастерами, карандашами, придумывали разные по форме, размеру, изображению пуговицы.
Творческая мастерская (пришивание пуговиц)
На творческих мастерских дети совместно с педагогами изготавливали поделки из пуговиц, учились пришивать пуговицы. Сначала ребёнок выкладывал из пуговиц изображение, затем с небольшой помощью взрослого пришивал пуговицы, далее дорисовывал картинку (снег снеговикам, лапки и паутину паучку, пчёлок вокруг цветка). Непосредственно перед началом работ в творческой мастерской проводился инструктаж по технике безопасности.
Изготовление дизайнерских работ для интерьера группы из совместных творческих поделок
Детям очень понравилось работать с иголкой, пришивать пуговицы, изготавливать поделки. И свои работы им хотелось показать всем родителям. Возник вопрос: как это сделать? Где расположить все работы, чтобы их могли увидеть и родители, и сотрудники детского сада? На полочке где оформлена выставка «Всё о пуговице»? Там мало места, а детских работ много. С помощью способа «культурного продавливания» (услышав, что дети сказали о том, что они желают показать свои работы и родителям, и сотрудникам детского сада) воспитатель подхватил детскую идею и предложил изготовить дизайнерские работы для интерьера группы. Маруся сказала, что «видела большие картины в рамках, но не нарисованные и они украшали стены в торговых центрах». Для этого родители и воспитатели принесли рамки, в которые поместили детские работы. Перед ребятами встал вопрос: как объединить их поделки в рамках? Здесь педагогам вновь помог метод «культурного продавливания». Воспитатели обратили внимание детей на то, что дизайнеры оформляют свои работы, соблюдая сочетания цвета, единую тематику, размеры и формы композиций. Анфиса и Даша Р. объединили свои работы единым сюжетом (полянка). Поля, Катя- «цветок похож на снежинку». Маруся, Василиса В, Саша, Даша Ф., Вика, Рита объединили свои работы по сочетаемости цветов ткани и размеров поделок. Этому же принципу последовали Егор, Ирина, Ваня, Артур, Вадим и Ангелина. Дети отметили, что «теперь их работы могут видеть все и под стеклом они не запачкаются, стало в раздевалке красиво и интересно».
Заключительный этап.
На празднование «Дня Матери», которое проходило в группе, дети решили порадовать мам и приготовить печенья в форме пуговиц. На празднике дети с гордостью представили своим мамам дизайнерские работы из пуговиц, угостили печеньем собственного приготовления. После праздника, в группе, дети вместе с мамами нашли место для своих картин из пуговиц - теперь они висят в раздевалке
Результативность
Рефлексивная беседа
На групповом сборе педагог предложил детям вспомнить, с чего начался проект (Владик нашёл пуговицу.) Дети отметили, что одна найденная пуговица «помогла» узнать больше игр, создать коллекцию, научиться пришивать пуговицы, украсить раздевалку группы совместными дизайн-работами из пуговиц. В ходе беседы педагог подвёл ребят к пониманию, что наличие цели (что мы хотим узнать), интереса взрослых и детей, совместный труд позволили получить такой результат.
Беседа позволила сделать педагогам вывод о сформированности у детей представлений о пуговице, истории её возникновения. Дети с удовольствием самостоятельно изготавливали книжки- малышки на свои темы с небольшой помощью воспитателей (скрепление листов степлером), придумывали и писали тексты, рисовали картинки к содержанию своих книжек.
Наши воспитанники гордятся собранной коллекцией пуговиц («она похожа на коллекцию как у взрослых»), пересматривают её, привносят новые экземпляры пуговиц. Дизайнерские работы из совместных творческих поделок для интерьера группы освежили интерьер раздевалки.
Родители отметили, что детей настолько увлекло пришивание пуговиц, что они и дома просят дать им возможность пришивать пуговицы, составлять изображение из них на ткани. Данной деятельностью увлеклись и старшие братья и сёстры наших воспитанников.
Таким образом, по окончании реализации проекта, мы видим, что дети проявили огромный интерес к многообразию рукотворного мира, к поиску информации об объекте (пуговице), к продуктивной деятельности, конструированию, к работе с иголкой (пришивание пуговиц).