Проект «Спрошу я у ребят, кем стать они хотят»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
(МАДОУ № 56)
Наименование проекта:
«Спрошу я у ребят, кем стать они хотят»
Номинация: Методические материалы (проект)
Выполнил:
Терентьева Анжелла Васильевна
учитель-логопед МАДОУ № 56
I квалификационная категория
АННОТАЦИЯ
В настоящее время система дошкольного образования постоянно обновляется и ставит перед нами, современными педагогами, задачу создания условий для воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентноспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, предпринимателей, новаторов.
Для выполнения этой задачи мы разработали проект по освоению детьми старшего дошкольного возраста первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.
Основная идея данного проекта заключается в применении технологии детской журналистики при ознакомлении дошкольников с миром современных профессий.
«Журналист» в проекте – это активный целеустремленный человек, с радостью открывающий для себя тайны окружающего мира и радость общения, готовый поделиться своими открытиями с другими людьми.
Мы убеждены, что формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества позволит раскрыть творческий потенциал каждого дошкольника, будет способствовать становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Современный мир - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Сейчас у детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, освоение социальной позиции «Я в обществе» - определяют развитие личности ребенка.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей.
За последнее время появляются профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. Да, значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения.
Поэтому для нас становится необходимым искать пути и формы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, с современными профессиями, показать их общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда.
И здесь получать новый познавательный и социальный опыт, помогает технология детской журналистики.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализуя проект, мы предполагаем, что применение данной технологии будет способствовать не только развитию любознательности, но и новаторских и исследовательских качеств личности, формировать навыки сотрудничества и коммуникабельности.
Цель проекта: создание условий для формирования целостного представления о профессиях посредством детской журналистики.
Задачи для педагогов:
- создать в группе предметно-развивающую среду;
- разработать сценарии мероприятий и развлечений для детей и родителей;
- разработать конспекты НОД;
- создать атрибуты и оборудование для сюжетно-ролевых игр по теме;
Задачи для детей:
- формировать представление детей о многообразии профессий взрослых;
- воспитывать позитивные установки к труду;
- расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса;
- прививать желание стать профессионалами в своем деле;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;
- познакомить с основными терминами журналистики;
- формировать навык самостоятельно или с помощью взрослого осуществлять поиск нужной информации;
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности задуматься о выборе будущей профессии.
Задачи для родителей:
- побуждать родителей принимать участие в мероприятиях и событиях детского сада;
- привлекать родителей к совместному сотрудничеству;
- способствовать активному взаимодействию между семьей и детским садом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Проект является долгосрочным, срок реализации 2 года.
Осуществление деятельности в рамках проекта планируется провести в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
I этап (подготовительный).
Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2018г.
- мониторинг знаний детей (предварительные беседы; чтение художественной литературы по теме профессий, в том числе и современных; просмотр мультфильмов и отрывков кинофильмов; просмотр видеосюжетов, новостей; загадывание загадок);
- ознакомление с миром профессий при проведении НОД, в свободных беседах;
- ознакомление с профессией журналист, с основными терминами журналистики;
- анкетирование родителей (выяснение представлений родителей о значении знаний о профессиях; знаний современных профессий; наличие бесед с детьми);
- изучение литературы по теме профессий, детской журналистики;
подготовка материала ( анкеты для родителей; сценарии мероприятий для детей, родителей и педагогов; костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, в том числе и для юных журналистов; подбор художественной литературы).
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГОВ:
- Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглѐр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.
- Бомон А. Кем быть?
- Бундин В. Такая работа.
- Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1.
- Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга профессий.
- Денисова Д. «Какие бывают профессии»
- Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
- Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
- Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.
- Карпова И. Серия «Кем быть?»
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие.
- Ладонщиков Г. Звездочка.
- Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.
- Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?
- Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?
- Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.
- Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром.
- Носов Н. Незнайка и его друзья.
- Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
- Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.
- Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ремѐсла?
- Санжа С. Профессии. Когда я вырасту, то стану…
- Скарри Р «Город добрых дел», «Кем быть?», серия «Твоя первая энциклопедия»
- Собакин Т. Будущая профессия.
- Усачѐв А. Поливальная машина.
- Успенский Э. 25 профессий Маши Филипенко.
- Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
- Чуковский К. Айболит.
II этап (основной)
Сроки реализации: январь – май 2019г., сентябрь – декабрь 2019г.
При реализации данного этапа детям старшего дошкольного возраста присваиваются роли «Юные журналисты», «Корреспонденты», «Операторы», создается творческая группа по созданию газеты и видеоновостей. Каждое мероприятие освещается журналистами и создается выпуск видеоновостей или рубрики в газете, презентация проходит в каждой возрастной группе.
- сюжетно-ролевые игры по теме «Профессии», «Мы журналисты»;
- выполнение домашнего задания с родителями: фотовыставки и презентация сообщений о профессии родителей «А что у вас?»
- инсценировка сказки «Незнайка в Солнечном городе»;
- создание альбома рисунков о профессиях по сюжету сказки;
- вернисаж рисунков «Кем я хочу быть»;
- клубный час «Мамы разные нужны» (о профессиях мамы)
- клубный час «Мой папа все умеет» (о профессиях папы)
- сотрудничество с библиотекой (посещение мероприятий по приглашению); взятие интервью у посетителей;
- пресс-конференция «Вопрос-ответ» с детьми другой группы;
- интервью у работников детского сада о значении их труда;
- «творческие командировки» корреспондентов к детям других групп с заданиями на различные темы;
III этап (заключительный)
Сроки реализации: январь – май 2020г.
Итоговые мероприятия:
- открытые показы НОД;
- мини-викторины «Назови профессию», «Кому это нужно для работы?»
- викторина с родителями
- развлечения,
- конкурсы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мы предполагаем, что успешная реализация данного проекта будет способствовать формированию и развитию нравственных качеств, познавательного интереса, социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации проекта «Спрошу я у ребят, кем стать они хотят» как условия формирования целостного представления о профессиях посредством детской журналистики мы сможем наблюдать всестороннее развитие личности ребенка, как выполнение одного из требований ФГОС ДО:
- У детей сформируется представление о многообразии мира профессий, в том числе профессии журналиста;
- Обогатится жизненный опыт по взаимодействию с собеседником с помощью интервьюирования;
- активизируется участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Планируем проводить следующие мероприятия:
- приглашать педагогов других ДОУ для обмена опытом;
- проводить открытые мероприятий для педагогов округа, района;
- участвовать в конкурсах, Неделе логопедии с показом НОД, игровых и развлекательных мероприятий;
- вести детский блок новостей о жизни и деятельности детского сада;
- создать копилку видеосюжетов родителей, детей и педагогов.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Возможные негативные последствия мы предполагаем в недостаточной заинтересованности родителей в реализации данного проекта. Для предупреждения данной ситуации будет создана инициативная творческая группа родителей и педагогов, деятельность которой будет направлена на активизацию интереса родителей.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Предполагается добровольное участие родителей и педагогов в финансовом обеспечении по реализации проекта «Спрошу я у ребят, кем стать они хотят».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2010.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2014.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий.//Воспитатель ДОУ. – 2013. – №9.
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
7. Гусева Т. Кем быть?//Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
8. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: ДетствоПресс, 2015.
9.Зайцева М.Л. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста.//Педагогическое Зауралье. – 2014. – №3.
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2012.
13. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
14. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015.
15. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров.//Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
16. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
17. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
19. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2015.
20. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
21. Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы./Авт.-сост.: Ежова Л.B., Зерова С.В., Поршнева И.О. и др. – Пенза, 2014. 22. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.//Воспитатель ДОУ. – 2012. – №3.
23. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: «КАРО», 2013.
24. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998.
25. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2005.
26. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012.
27. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. – М.: Сфера, 2016.
28. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном, 2013.