проект «Родной свой край люби и знай»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 «Сказка»
с. Арефино
проект «Родной свой край люби и знай»
Выполнила: Ляпина Н.Б. воспитатель 1квалификационной категории
Введение:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.. Родина – это место, в котором человек родился и живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…
Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. А быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Поэтому в моём проекте по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, одна из ведущих ролей отводиться ознакомлению с природой родного края, осознанно – правильному отношению к ней. Проект представлен в виде практического материала, расположенного в пяти разделах. В каждом разделе решаются свои задачи. Содержание разделов рассчитано на детей старшей возрастной группы.
Содержание проблемы и необходимость решения её проектным методом:
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Если во главу воспитательной системы поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты развития дошкольника, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие проводимых мероприятий.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля и пруда, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – местная культура, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности. На мой взгляд, работа в этом направлении должна вестись комплексно и охватывать все образовательные области и реализовываться во всех видах детской деятельности. Поэтому при планировании работы мною и был выбран метод проектной деятельности. При разработке проекта, я сочла необходимым разделить его на несколько разделов. Темы разделов связаны между собой логически и дают, на мой взгляд, наиболее полное представление о нашей местности. А также способствуют эффективному усвоению детьми представлений о нашей малой Родине. Важным условием, представленным в моём проекте, является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Каждая тема, представленная в разделах, актуальна.
Название проекта: «Родной свой край люби и знай»
Вид проекта: Долгосрочный, групповой,
исследовательско-творческий
Участники проекта: Воспитанники старшего возраста ДОУ,
родители воспитанников,
воспитатели группы,
специалисты ДОУ
Проблема: отсутствие системы, направленной на формирование представлений об обычаях, традициях народной культуры, воспитание
отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
Цель проекта: Формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, обычаям и традициям.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей представления о родном селе Арефино: история, достопримечательности, культурный облик, деятельность людей, природа.
- Познакомить с именами тех, кто основал село.
- Расширить знания детей о флоре и фауне нашей местности.
- Воспитывать любовь к родному селу, району, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями нашей местности.