тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...

Проект «Родители- детям»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида» г. Ухта Республика Коми

 

«Родители- детям»

 

Исаева Камила Шакировна учитель-логопед

Тюрина Татьяна Вчеславовна воспитатель

 

 

Проект «Родители- детям».

             (структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)

  1. Информационная карта проекта:

Тема:«Родители -детям»

Авторы проекта: ТюринаТатьяна Вячеславовна- воспитательвысшей категории, стаж работы 11 лет,Исаева КамилаШакировна, учитель – логопед высшей категории, педагогический стаж-14 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, дети диагностической группы № 5 МДОУ № 94, их родители.

Возраст детей: 2-4 года.

  • , на решение которой направлен проект:в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, а о занятиях с детьми вообще не идет речи. Поэтому мы включаем родителей в образовательный процесс, путем совместного творческого взаимодействия с детьми и педагогами.

Обоснование актуальности: в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих пред детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГДОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Одним словом, родители- полноправные участники педагогического процесса.

Новизна проекта:данный проект, включает в себя новые формы и методы активного взаимодействия с семьями воспитанников диагностической группы, исходя из интересов и пожеланий родителей. Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.

Цель проекта:подбор и апробация активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.

Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, игрушки БИ-БА-БО, детские работы);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, игрушки по лексическим темам, оборудование для лепки, рисования и аппликации, ноутбук, проектор, магнитофон).

Задачи проекта:

для детей:

  1. укреплять отношения между родителями и детьми;
  2. воспитывать уважение ко всем взрослым;
  3. вызывать положительные эмоции, знакомить с новыми видами деятельности (использование нетрадиционного материала в своей деятельности).

для педагогов:

  1. изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования воспитательных и образовательных воздействий на ребенка;
  2.  разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи (семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеозаписи занятий, презентаций по образовательным областям по ФГОСу);
  3. реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
  4. вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

5.обеспечить родителей специальной литературой, дидактическими играми и пособиями, видеопрезентациями для занятий с детьми в домашних условиях.

для родителей:

  1. преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
  2. познакомить родителей с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
  3.  вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, достижение единства требований к ребенку;
  4. повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;
  5. создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
  6. способствовать укреплению семейных отношений.

Формы проведения итогового мероприятия:

Фотовыставка «Всегда вместе»

Развлечение  «Игровой калейдоскоп».

Продукты проекта:

для детей:

*Поделки из пластилина,  аппликации, рисунки.

для педагогов:

*систематизация материала по теме (конспекты семинара-практикума, групповых и индивидуальных консультаций, конспекты НОД, проводимой родителями, анкеты для родителей, план-конспект итогового мероприятия);

*видеофрагменты занятий-игр с детьми;

*запись интервью с родителями;

*фото с игровых занятий, проводимых родителями.

для родителей:

*конспекты НОД, проводимой ими;

*видеопрезентации занятий с детьми;

*фотоотчет о проведенном занятии.

Возможные риски: занятость родителей на работе, боязнь родителей не справиться с группой детей, нет достаточных знаний по занятиям с детьми, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, нехватка материала для игр по лексическим темам.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

*обогащен и активизирован словарь по лексическим темам, развита общая и мелкая моторика, пополнен глагольный словарь, развита связная речь;

*закреплены навыки использования нетрадиционных материалов в аппликации, в лепке, рисовании;

*укреплены отношения между родителями и детьми.

для педагогов:

*подготовлены видеозаписи фрагментов занятий-игр с детьми для родителей, картотека игр и игровых упражнений в домашних условиях;

*у детей сформированы связная и диалогическая речь,  совершенствованы грамматические формы речи;

*разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми; совместной деятельности педагогов, родителей и детей;

*осуществлен подбор методических пособий, литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал для активного взаимодействия с родителями;

*обновлена картотека дидактических и малоподвижных игр по лексическим темам.

для родителей:

*повышена педагогическая компетентность, получены знания об индивидуальных и возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста;

  • родители ознакомлены с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
  • вовлечены все родители в воспитательно-образовательный процесс, достигнуто единство требований к ребенку в детском саду и дома.

 

  1. Краткое содержание проекта «Родители-детям».

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

Дети участвуют в беседе о своей семье. Рассматривают иллюстрации, видео презентации о том,  как взрослые играют с детьми. Рассказывают, как дома с ними занимаются родители. Учатся отвечать на вопросы полным предложением. Высказывают желание о том, чтобы мама и папа участвовали в игровой деятельности в группе.

 

Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации- озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения  цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений.

Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке  книжной литературы, иллюстративного материала. Участвуют в анкетировании «Наш выходной день», «Участие в жизни ДОУ».

Деятельностный

Участвуют в совместной непосредственно образовательной деятельности, игровой деятельности. Помогают организовать выставку своих работ. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности.

 

Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. Помогают родителям составить план-конспект непосредственно образовательной деятельности в разных формах (экскурсии, путешествия, игры), подготовить необходимые материалы и атрибуты для занятий-игр, берут интервью у родителей.

Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью, написании плана-конспекта НОД, изготовлении различного материала и атрибутов для проведения НОД с детьми, в подготовке к фотовыставке «Всегда вместе», досугу «Игровой калейдоскоп».

Завершающий

Участвуют в досуге «Игровой калейдоскоп», фотовыставке «Всегда вместе»

Организуют совместный досуг с родителями и детьми «Игровой калейдоскоп»; фотовыставку  «Всегда вместе». Обобщение опыта с коллегами по проведению проекта.

Участвуют в совместном с детьми досуге «Игровой калейдоскоп»;

Осуществляют помощь детям и педагогам в организации фотовыставки «Всегда вместе».

 

  1. Системная «паутинка» по проекту:

          Познавательное развитие

- Наблюдения за дикими птицами, домашними животными (собака, кошка), транспортом, деревьями; целеваяпрогулка к птичьей столовой;

- Просмотр видеофильмов о домашних животных, транспорте;

- исследовательская деятельность: сравнение птиц (например, воробья и ворону), деревьев (березы и елки);

- Проведение опыта «Плавает-не плавает»;

- Занятие познавательного цикла: тема «Легкий-тяжелый», «Мягкий-твердый».

- Беседы: «О транспорте», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Наши любимые праздники», «Птицы нашего края»;

- Рассматривание иллюстраций по темам.

- Презентация на тему: «Мой любимый домашний питомец».

- Упражнения: «Определи на слух», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Большие и маленькие», «Кто за забором?», «Летит, едет, плывет», «Кого не стало?», «Один-много». - Беседа о правилах безопасности при работе с нетрадиционным  материалом, о правилах поведения на улице и дома;

- Беседа «Мы и природа»;

- Дидактическая игра «Мы и природа», «Что такое хорошо…».

        Речевое развитие

  • - Чтение произведений:«Умная птичка» М. Зощенко, Л. Толстой «Птица свила гнездо», «Пришла весна», К. Ушинский «Кот Васька», В. Сутеев «Три котенка»;
  • - Чтение стихотворений «Кошка» Г. Спагир, «Котенок» В. Берестов, «Грузовик», «Кто как кричит» А. Барто;
  •  - Запоминание загадок, считалок, скороговорок по темам;
  • - оформление книжной выставки «Весна идет», «Эти забавные животные»;
  • - Занятие по развитию речи: тема «Составление описательного рассказа по игрушке» (кошка, собака, воробушек, грузовик);
  • - Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок;
  • - Составление рассказа по серии сюжетных картинок «На машине»;
  • - Творческое рассказывание по темам «Транспорт», «Звери весной»;
  •  - Дидактические, словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто чем питается?», «Когда это бывает?»; «Скажи какая, какой», «Кто как передвигается», «Чего не хватает»,  «Подбирай, называй, запоминай»;
  • - Заучивание стихотворений, загадок, потешек по лексическим темам; проговаривание чистоговорок;
  • -Речевой досуг «У зайчика в гостях».

Социально-коммуникативное развитие

  • - Сюжетная игра «Семья», «Доктор Айболит», «Магазин», «Дочки-матери», «Путешествия»;
  • - Словесные игры «Исправь Незнайку», «Кто позвал?», «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»;
  • - Подвижные игры: «Подарок маме», «Наездники и лошадки»;
  • - Настольно – печатные игры «Семья», «Кому что нужно для работы», «Кто спрятался», «Чья мама?», «Чей листочек?», «Плывет, летит, едет»;
  • - Оформление выставки детского творчества по темам;
  • - Оформление альбома детских рассказов «Мамочка любимая моя», «Мой любимый домашний питомец».
  • - Уборка игрушек после игр и занятий;
  • - Помощь взрослым по уходу за домашними питомцами;
  • - Помощь в изготовлении новогодних игрушек для елочки, в подготовке атрибутов для НОД и игр;
  • - Трудовые поручения на прогулке: убрать листья вокруг деревьев и кустов;
  • - Помощь взрослым в развешивании кормушек на территории детского сада.
  • - Использование потешек, считалок, поговорок;
  • - Проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Художественно-эстетическое развитие

  • - Слушание произведений «Папа может…», «Моя мама лучшая на свете», «В коробке с карандашами», «Матрешки», «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Корова» М. Раухвергера, «Весною» муз. С. Майкапара;
  • - Слушание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки леса»; «Шум воды», «Голоса домашних животных»;
  • -Пение «В ясли мы ходили..» Е. Тиличеевой, «К нам пришла собачка» муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой, «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской.
  • - Аппликация: «Веселый воробушек», «Необычный цветок», «Автомобиль для Мишки», «Плывет кораблик по волнам», «Елочка пушистая», «Яблонька на полянке», «Веселые картинки», «Корова с теленком на лугу»;
  • - Лепка: «Нос и ошейник для Дружка», «Веселый козленок»;
  • -Рисование: «Лошадка», «Путешествие на поезде».

      Физическое развитие

  • - Подвижные игры; упражнения «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Поезд», «Кот и мыши»;
  • - Физкультурный досуг «Здравствуй Мишка»;
  • - Игры на развитие мелкой моторики рук: «Киска», «Молодой пес», «Птички», «Ветерок»;
  • - Утренняя гимнастика (комплексы по лексическим темам, например, «В лесу», «Пушистые комочки»);
  • - Физминутки (по лексическим темам): «Грузовик», «Конь». «Коровушка», «Птичка – невеличка» и другие;
  • -НОД «Поможем грязнульке»

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

  • - Выпуск папки – передвижки «Родителям о ФГОС ДО»;
  • - Памятный лист в родительский уголок «Говорить научат пальчики», «Мой друг карандаш», «Занимательнаясенсорика»
  • - Консультация «Наши занятия» (по обогащению словаря детей и отработке грамматических форм);
  • - Проведение развлечения «Игровой калейдоскоп»;
  • - Проведение семинара-практикума «Занимательные игры и игровые упражнения с детьми 2-4 лет»;
  • -Тренинг «Общаться с ребенком…Как?»:
  • - Конкурс по изготовлению пособий для развития мелкой моторики из бросового материала «Пальчиками играем-речь развиваем»;
  • - Выпуск плаката «Папа может все, что угодно», «Мамины золотые ручки».

 

  1. . Результаты по проекту «Родители-детям»:
  • Все 14 семей приняли активное участие в проекте.
  • В проект вовлечены все родители детей диагностической группы младшего возраста;
  • Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей;
  •  Все родители воспитанников младшей группы получили практическую помощь в виде индивидуальных, групповых консультаций, дидактического и наглядного материала для занятий с детьми в домашней обстановке;
  • Для родителей созданы условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
  • Расширено использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  • Расширена панорама событий детского сада, проведены новые формы взаимодействия ДОУ и семьи, сплочен коллектив детей, родителей и педагогов младшей группы на основе добрых чувств, взаимоуважения.
  1. Методические материалы по проекту:
    1. Анкетирование
    2. Семинар-практикум
    3. Консультации
    4. Конспекты НОД родителей
    5. Отзывы родителей
    6. План-конспект итогового мероприятия
    7. Презентация проекта