ПРОЕКТ «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование нейропсихологических игр и упражнений»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ПРОЕКТ «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование нейропсихологических игр и упражнений»
Динмухаметова Венера Мударисовна
учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ Детский сад «Искорка» п. Пангоды»
Содержание
№ |
Название раздела |
Страница |
|
Паспорт проекта |
3 |
I. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1. |
Цель и задачи проекта |
4 |
1.2. |
Ожидаемые результаты |
6 |
1.3. |
Формы и методы организации |
8 |
II. |
Этапы реализации проекта |
9 |
III. |
Взаимодействие с родителями |
10 |
IV. |
Информационно-методическое обеспечение |
10 |
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование нейропсихологических игр и упражнений. |
Основания для разработки проекта |
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
|
Руководитель проекта |
Динмухаметова В.М., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды». |
Участники проекта |
Динмухаметова В.М., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Искорка», дети 5-6 лет и родители, воспитатель Есенкова Е.А. |
Цель проекта |
Активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста посредством использования нейропсихологических игр и упражнений. |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации проекта |
5 месяцев.
|
Участники проекта |
Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители, логопед ДОУ.
|
Этапы реализации проекта |
1 этап – организационный 2 этап – основной 3 этап – аналитический |
Ожидаемые результаты |
1.Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по использованию нейропсихологических игр и упражнений. 1.Педагоги приобретут новый опыт работы 2.Повысится мастерство |
Предполагаемые продукты проекта |
Кейс дидактического материала нейропсихологических игр и упражнений. |
Территория реализации проекта |
МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района» |
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема развития речи достаточно актуальна. Дети меньше говорят, мало времени проводят в общении с родителями и сверстниками, благодаря электронным гаджетам, больше выступают в роли потребителей информации, а не собеседников.
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Из этого следует, что учитель-логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется этому направлению - нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Актуальность моей работы по данной теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа учителя-логопеда с применением нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей.
Обоснование проблемы
Для решения проблемы развития речи я разработала проект «Развитие речевой активности детей с ТНР с применением нейропсихологических игр и упражнений», что позволит решать задачи речевого и развития психических процессов во взаимосвязи, в комплексе.
Новизна проекта заключается в комплексном использовании нейропсихологических игр и упражнений, которые позволят раскрыть резервные возможности стимулирования речевой активности каждого ребенка.
Социально – педагогическая значимость Проекта:
- создание условия для того, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, преобразовывая полученную информацию в говорение;
- использование потенциала семьи в увеличении социально значимых контактов и успешного речевого развития дошкольников;
- применение опыта работы по речевому развитию коллегами других дошкольных организаций.
Сроки реализации проекта 5 месяцев.
Участники проекта:
Дети старшего возраста, родители, педагоги, учитель-логопед ДОУ.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
1. Активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста посредством использования нейропсихологических игр и упражнений.
Задачи:
- Способствовать речевому развитию детей путем использования дидактических игр нейропсихологического содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды;
- Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития связной речи детей.
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
- повышение уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников;
- укрепление здоровья детей посредством нейропсихологических игр и упражнений;
- расширение объема пассивного и активного словаря;
- повышение эмоциональной выразительности речи;
Для педагогов:
- повышение компетентности в области речевого развития детей;
- создание развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей;
- достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников нейропсихологических игр и упражнений;
- обобщение работы РПМО на муниципальном уровне;
- диссеминация инновационного опыта работы в сети интернет, журнале «Логопед», на сайте «Инфоурок», на собственном мини-сайте.
Для родителей (законных представителей):
- активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе;
- обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) образовательным процессом.
Основное содержание проекта
С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий я используют нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович). Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Следует отметить, что логопедические занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке.
У детей с ТНР отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция.
Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи:
- выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга,
- определить причины трудностей обучения и развития ребенка,
- организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей.
Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.
Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).
Изучив методическую литературу, взгляды и подходы известных педагогов, психологов и логопедов к вопросу речевого развития, я поняла, для того чтобы развивать речь ребенка, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе я решила использовать нейропсихологические игры и упражнения
Данный проект направлен на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с применением нейропсихологических игр и упражнений.
Во время диагностики составляется таблица, в которой отмечается:
• Нейродинамический компонент;
• Кинетическая основа движений
• Кинестетическая основа движений
• Зрительная память
• Слухоречевая память
• Ориентация в пространстве
• Регуляция, контроль
• Фонематический слух
Для диагностики нейродинамического компонента предлагается графическая проба «Забор», для определения сформированности кинетической основы движений предлагается выполнить упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Инертные повторения (персеверации), трудности переключения, сокращение программы говорят о несформированности нейродинамического, т.е. кинетического фактора.
Сформированность кинестетического фактора определяется при выполнении праксиса позы рук и артикуляционных упражнений. При незрелости этого фактора наблюдаются специфические ошибки – дети с трудом находят нужную позу для пальцев с помощью перебора пальцев, при выполнении артикуляционных движений с трудом находят нужное положение для языка, наблюдается поиск позы для языка.
Для диагностики зрительной памяти детям предлагается запомнить 6 картинок, 5 цифр и 5 фигур. Для диагностики слухоречевой памяти проводится проба по три слова А.Р. Лурии. При несформированности правого полушария наблюдаются характерные ошибки – изменение порядка зрительных или слуховых стимулов. Сокращение воспроизводимых стимулов говорит о несформированности объёма памяти в зрительной или слуховой модальностях.
Для диагностики зрелости пространственного фактора дети выполняют пробы Хеда. О несформированности этого фактора говорят зеркальные ошибки.
Зрелость фактора регуляции и контроля обследуется в счёте от 10 до 5, дети с трудностями в этой сфере не могут себя контролировать – не могут вовремя остановиться и считают от 10 до 1.
Благодаря системному нейропсихологическому анализу ВПФ создается возможность более глубокого понимания общих механизмов симптомообразования, структуры нарушений познавательной деятельности. Это позволяет построить более полный индивидуальный образовательный маршрут для дальнейшей работы.
Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед в процессе проведения нейропсихологических игр использует оборудование и тренажеры.
Форма и методы организации
Словесные методы |
Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. |
Наглядные методы |
Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях |
Практические методы |
1. Упражнение; 2. Игровой; 3. Соревновательный; Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры |
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание |
Сроки |
1 этап: Организационный |
1.Определение темы проекта. 2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме. 3.Разработка плана реализации проекта. |
январь |
1.Диагностика детей. 2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды. 3. Разработка перспективного плана работы с детьми. 4. Разработка картотек игр и упражнений: - на развитие памяти, внимания, моторики; - на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти; - дыхательные упражнения; - кинезиологические упражнения; - игры для левшей. |
||
2 этап: Практический |
1. Проведение занятий с использованием нейропсихологических игр и упражнений. 2. Консультация для педагогов «Значение метода нейропсихологического подхода в речевом развитии детей». 3. Консультация для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития детей» |
Февраль |
1. Проведение занятий с нейропсихологических игр и упражнений. 2. Консультация для родителей «Использование нейропсихологических игр и упражнений при формировании навыков грамматического оформления высказывания |
Март |
|
1. Проведение занятий с использование нейропсихологических игр и упражнений. 2. Оформление информационного – стенда «Использование нейропсихологических игр и упражнений, при формировании и развитии связной речи от фразы до развернутого высказывания» |
Апрель |
|
3 этап: Заключительный |
1. Диагностика детей. 2. Анализ результатов проектной деятельности. 3. Отчет о реализации проекта на педсовете. |
Май |
Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на речевое развитие и мыслительную деятельность ребенка. Поэтому, я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:
1. Индивидуальные беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
3. Мастер-класс «Нейропсихологические игры и упражнения»;
С целью популяризации при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта
Достоинством работы проекта можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.
Информационно – методическое обеспечение проекта:
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — СПб.: Питер, 2008.
Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017.
Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие / А. В. Семенович. — М.: Генезис, 2005.
Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Симерницкая под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1995.
Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017.
Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46. — URL: