Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Проект «Путешествие по Волге. От истока до устья»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №131»городского округа Самара

 

 

 

Проект: «Путешествие по Волге. От истока до устья»

 

Разработала:

ВоспитательМБДОУ «Детский сад № 131» г.о. Самара

Туркина Анна Викторовна

 

Участники проекта:дети, воспитатель подготовительной группы, родители.

 

Актуальность проекта:

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации “Об образовании”. Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди…”.

Интерес детей к городам на Волге, которые они посетили с родителями и желание получить о них больше информации. Недостаточная заинтересованности родителей в освоении новых знаний о великой реке Волге- матушки

Цель проекта:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городами Поволжья

Задачи:

- Расширять и углублять знания детей о реке Волге.

-Познакомить детей с историей волжских городов.

- Воспитание чувства гордости, уважения и любви к родному краю, стремление защищать и сохранять природные богатства России.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ

- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

Вид проекта:

Информационный, краткосрочный, семейно-групповой, познавательно-исследовательский.

Ожидаемые результаты:

- Для детей: расширение знаний об истории волжских городов, ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; самореализация.

- Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Гипотеза проекта:

Однажды воспитанник нашей группы Саша начал рассказывать детям о том, что летом он вместе со своими родителями ездил в город Волгоград. Ребята заинтересовались его рассказом и внимательно слушали. У многих возникали вопросы: «А что интересного Саша увидел в Волгограде?», «Что запомнилось больше всего?», «На какой реке стоит город?»… Я предложила детям найти этот город на карте России. Ребята заинтересовались. Мы нашли и город, и огромную реку, на которой стоит Волгоград. Илья сообразил, что и Самара, и Волгоград стоят на одной и той же реке – Волге. У детей возникли вопросы о других городах на Волге. Так из детских вопросов родилась гипотеза проекта:

- Много или мало городов стоит на Волге?

- Похожи между собой волжские города или они все разные?

- В каждом городе свой основной символ

Этапы работы над проектом:

Iэтап – подготовительный:

  1. Планирование проекта.
  2. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, научно-познавательной литературы по теме проекта.
  3. Подбор настольных дидактических игр.

4. Совместное изготовление карты реки Волга.

5. Помощь родителей в подборе фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами волжских городов

  1. Помощь родителей при подготовке сообщенийдетей. Работа родительской творческой мастерской.
  2. Виртуальные экскурсии по городам Поволжья: Тверь, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
  3. Побудить у детей желание в создании альбома “Города на Волге”.

II этап – Основный.

  1. Утренние беседы: “На какой реке стоит город Самара”, «А я вот что знаю о реке Волге», «Что можно и нужно делать для сохранения Волги».
  2. Семейные экскурсии на набережную реки Волги.
  3. Викторина “Мы - Волжане, нам есть чем гордиться”.
  4. Совместно с сотрудниками детской библиотеки № 1 проводилась краеведческая викторина и экскурсия в музей народного быта, расположенный в библиотеке.
  5. Дидактические игры “Опиши реку” (на материале фотографий), «Обитатели реки», «Мы родились на Волге». Настольно-печатная игра «Русь великая»
  6. Электронно-дидактическая игра «Найди правильный ответ». Дети должны по описанию найти город, стоящий на реке, найти его герб, узнать и назвать основные достопримечательности города. Игры созданы по городам – Самара, Волгоград, Казань.
  7. Совместное изучение детьми и педагогом физической карты России. Работа с глобусом.
  8. Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Путешествие – а я поеду в город…»
  9. Изучение познавательной литературы и интернет-источников при подготовке рассказов о волжских городах.
  10. Творческая мастерская.Совместная работа по квилингу «Волга - матушка».
  11. Совместная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности «Города на Волге», «Волга –матушка»
  12. Разучивание стихов и песен о Самаре,о реке Волге, организованный детьми подготовительной группы.

III этап – итог проекта:

Итог подводится в конце недели проекта.

Итоговым мероприятием стала презентациясообщений детей о Твери, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани воспитанникам старших групп.

Выставка рисунков и фотографий «Путешествие по Волге».

Коллекция магнитов с изображениями городов, стоящих на реке Волге.

Результаты проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. В дальнейшем планируется продолжение работы по этой теме – изготовление лэпбуков, посвящённых городам Поволжья.

Проект «Путешествие по Волге. От истока до устья» был реализован в феврале 2020 года. Когда мы с детьми говорили о народных промыслах России в рамках тематической недели «Народные промыслы России», то вспоминали о городах, расположенных на Волге…

На одном из занятий Саша начал рассказывать детям о том, что он вместе с родителями летом ездил в город Волгоград. Ребята заинтересовались его рассказом и внимательно слушали. У многих возникали вопросы: «А что интересного Саша увидел в Волгограде?», «Что запомнилось больше всего?», «На какой реке стоит город?» Я предложила найти город на карте России. Мы нашли и город, и огромную реку, на которой стоит Волгоград. Илья сообразил, что на Волге стоит не только Волгоград, но и наш родной город Самара. Дети начали вспоминать, что они были и в других волжских городах – Саратове, Казани, Астрахани. Ребята сделали предположение, что не только эти города, но и многие другие города стоят на реке Волге и захотели узнать о них побольше. Так из детских вопросов родилась гипотеза проекта:

- Много или мало городов стоит на Волге?

- Похожи между собой волжские города или они все разные?

- В каждом городе свой основной символ

Для реализации проекта была выбрана методика Надежды Александровны Коротковой «Путешествие по карте», также использовались элементы методики исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова.

Целью нашего проекта стало знакомство с городами Поволжья.

Задачи проекта представлены на экране…

Наш проект начался с подготовительного этапа, где совместно с детьми и родителями подбирался демонстрационный материал, научно -методическая литература, фотографии с изображением волжских городов. К началу реализация проекта много было сделано. Мы вместе с детьми нарисовали карту реки Волга. Родители принесли магниты городов Твери, Астрахани, Волгограда, Казани, Саратова. Самары, Костромы, Нижнего Новгорода и др. А также помогли в организации итоговой выставки.

Мы провели виртуальные экскурсии по городам Поволжья.

Изучили познавательную литературу и интернет-источники.

В ходе основного этапа проводили беседы, совместную образовательную деятельность. Организовали семейные экскурсии. Провели экскурсию в музее народного быта в детской библиотеке № 1. Там же мы участвовали в краеведческой викторине. Эта форма работы так понравилась детям, что мы провели в группе свою викторину «Мы – волжане, нам есть чем гордиться». Но основной формой работы была, конечно, работа с картой России и глобусом.

На основе полученных знаний во второй половине дня проводили и дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры. Работала творческая мастерская, где мы с детьми делали волжские пейзажи в технике квилинга. Мы разучили много стихов и песен  о нашем городе, о Волге.

В ходе проекта дети познакомились с историей городов: Тверь, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Узнали основные достопримечательности этих городов. Узнали символы городов. Ребята узнали и увидели, где берет начало река (Валдайская возвышенность), где устье реки и почему оно называется дельта реки.

Итоговым мероприятием стала презентация сообщений детей о Твери, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани воспитанникам старших групп.

Таким образом, цель проекта была достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза детей подтвердилась и они нашли ответы на свои вопросы. Проект получился плодотворным, все участники проекта (дети, родители, и педагоги) были увлечены совместной деятельностью.

Итогом проекта стала карта реки Волга и городов, расположенных от истока реки до устья.

Коллекция магнитов с изображениями городов, стоящих на реке Волге, которая находится в группе и пополняется. Так как в ходе реализации проекта накопилось много материала: загадки, стихи, песни, фотографии, то мы решили провести выставку лепбуков, посвященных Волжским городам в апреле 2020 года.

Список литературы

  1. Н.А. Короткова. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников», журнал «Обруч» № 3, 2003г
  2. Атлас Самарской области
  3. Интернет-источник https://gto-normativy.ru/goroda-na-beregax-reki-volga/