Проект программы Внеурочной деятельности для 1-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17» городского округа Рефтиснкий
Проект программы Внеурочной деятельности для 1-4 классов
Составил: учитель физической культуры Кузьминых Светлана Федоровна п. Рефтинский, 2015 г.
Пояснительная записка
Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития обучающихся в школе за последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях - снижения двигательной активности детей. Если учесть, что двигательная активность и занятия спортом являются еще и условием, стимулирующим фактор нравственного отношения, то занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у подростков в процессе занятий то становится очевидным актуальность данного вопроса. В то же время развиваемый с гуманистических позиций спорт способствует нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей.
Иными словами, главное — это кто и как идет к рекордам или просто занимается спортом, главное — это нравственная гражданская позиция человека в спорте. Без этого спорт теряет свой высокий общечеловеческий смысл, теряет свою привлекательность.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Целями, которого являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Одна из задач это модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Проект рабочей программы составлен в соответствии постановлений и законов (Приложение 1)
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.
Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности.
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы предусмотренные программой , показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. В данной программе предусматривается проведение специальных теоретических занятий на следующие темы: «Утренняя гимнастика», «гигиена», «правильная осанка». А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся с 1 по 4 класс. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (35) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся с 1 по 4 класс с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-фестиваль, урок путешествие, урок- соревнования.
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни и духовно – нравственного воспитания в процессе освоения двигательной деятельности.
Задачи направлены на:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
- формирование коммуникативных компетенций.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений, чему способствует обучение подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Основные разделы программы
Таблица 1.
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Личная гигиена |
2 |
2 |
- |
2 |
Игры на развитие быстроты и реакции. |
7 |
1 |
6 |
3 |
Игры на развитие координационных движений |
7 |
1 |
6 |
4 |
Игры на развитие опорно – двигательного аппарата |
7 |
1 |
6 |
5 |
Игры Игры на развитие способности бега бега |
7 |
1 |
6 |
6 |
Спортивные праздники |
4 |
- |
4 |
Данная программа включает игры на развитие (игры можно заменить):
- Быстроты движения, быстроты реакции, внимание, внимательность, выносливость, гибкость, глазомер, двигательные навыки, дисциплинированность. Игры: «Колесо», «Свободное место», «Смени место», «Возьми кеглю», «Охотник, сторож, звери», «Грузинские кассы», «Лодочники», «Пастух», «Подвижная цель» (приложение 2).
- Координацию движения, ловкость, меткость, мускулатуру ног, рук, мышц плечевого пояса, навыки игры в коллективе, навыки плавания. Игры: «Кудис агеба», «Бакакоба», «Берабурти», «Млын», «Выбей из круга», «Кхабахи», «Цхенбурти», «Метание с плеча», «Гаккарис», «Высокий дуб», «Палочка – выручалочка» (приложение 3).
- Опорно – двигательный аппарат. Основные виды движений. Прыгучесть, силовая выносливость, сила. Игры: «Чулмак уены», «Со спины лошадки», «Журавли – журавушки», «Пешие всадники», «Эстафета на санках», «Иванко», «Прыжок лягушки», «Кто кого перетянет», «Шар из снега» (приложение 4).
- Способности бега. Точность броска, умение ориентироваться в пространстве, умение работать в коллективе, умение действовать по сигналу, чувства спортивного соперничества. Игры: «Борьба за флажки», «Цветы и ветерок», «Жмурки – носильщики», «Танки», «Отдай платочек», «Достать шапку», «Возьми кеглю», «Гуси-лебеди», Караси и щуки» (приложение 5).
- Спортивные праздники: малые олимпийские игры, большие гонки, праздник подвижной игры, зарница.
Программа учитывает возрастные и половые особенности групп учащихся всех возрастов. При этом акцентируется внимание на качественных изменениях, в организме занимающихся, изменениях антропометрических размеров тела. Важнейшим требованием при проведении занятий считаю обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого обучающегося. Здесь ведущую роль играет технология уровневой дифференциации.
Так же я использую на занятиях элементы модульной технологии, которые способствуют формированию рефлексивных умений, что необходимо для положительной мотивации к здоровому образу жизни. Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и позволяет давать материал, на уроках порционно уделяя этому 2-3 минуты и двигаться дальше только после усвоения данного материала обучающимися.
Основным в своей работе считаю выстроенные отношения и общение между мной и обучающимися. Взаимно выработанная цель помогает быстрее достигнуть положительный результат. В этом я применяю технологию сотрудничества.
В работе с обучающимися использую следующие принципы:
- добровольность и доступность;
- оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
- обязательность медицинского контроля;
- учет региональных особенностей и национальных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Планируемые результаты
научатся:
Активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
- о способах и особенностях движения и передвижений человека;
- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
- какие включает испытания комплекс (ГТО).
уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий;
- выполнять комплекс (ГТО) в соответствии со своими физическими возможностями.
В целях контроля над результативностью занятий 2 раза в год проводятся показательные соревнования в которые включен комплекс (ГТО), военная зарница.
Ожидаемый результат:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — у обучающегося выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми. Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, вера, патриотизм).
Второй уровень результатов — сформировано начальное представление о культуре движения; обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья. Стремление к сдаче норм комплекса (ГТО). Нравственный облик (терпение, незлобивость, милосердие).
Третий уровень результатов - обобщение и углубление знаний о здоровом образе жизни, о работе в коллективе. Достигнутый результат. Нравственная позиция (Здравый смысл, готовность к преодолению жизненных испытаний, готовность служению людям и Отечеству).
Методическое обеспечение.
1. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на
формирование личности » М.: Мир, 1992.
2. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993
3. Глязер С. Ларчик с играми М.: Детская литература, 1975
4.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
5. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы - М.:Просвещение, 2007 г.,
6. Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994
7. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
8. Яковлев В. Г. Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
9. http://vashechudo.ru/ игры зимой
10. http://go.mail.ru/
Оборудование и инвентарь
№ п/п |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
1 |
2. |
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре |
1 |
3. |
Авторские рабочие программы по физической культуре |
1 |
4. |
Учебник по физической культуре |
1 |
5. |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту. Олимпийскому движению |
1 |
6. |
Методические издания по физической культуре для учителей |
1 |
7. |
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
1
1 |
8. |
Плакаты методические |
5 |
9. |
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры и спорта, и Олимпийского движения |
1 |
10. |
Стенка гимнастическая |
2 |
11. |
Скамейка гимнастическая жесткая |
4 |
12. |
Маты гимнастические |
6 |
13. |
Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) |
5 |
14. |
Мяч малый (теннисный) |
5 |
15. |
Скакалка гимнастическая |
15 |
16. |
Мяч малый (мягкий) |
5 |
17. |
Палка гимнастическая |
15 |
18. |
Обруч гимнастический |
10 |
19. |
Флажки разметочные на опоре |
10 |
20. |
Рулетка измерительная (10м) |
1 |
21. |
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
6 |
22. |
Мячи баскетбольные |
15 |
23. |
Мячи волейбольные |
10 |
24. |
Жилетки игровые с номерами |
12 |
25. |
Дополнительный инвентарь |
|
26. |
Спортивный зал игровой |
|