Проект "Право на здоровье"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №270 Тракторозаводского района Волгограда»
Тип проекта: практико-ориентированный
Название проекта: «Всемирный День ребенка!»
Авторы разработчики: Инструктор по ФК Н.Н. Морозова Волгоград 2017
Возраст участников: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Количество участников: 25 детей
Продолжительность реализации проекта: краткосрочный
Содержание: 1. Структура и этапы разработки педагогического проекта . . . . . . . .
3 2. Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7 3. Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8 1.Структура и этапы разработки педагогического проекта. Название проекта: «Всемирный День ребенка!»
Авторы проекта: Инструктор по ФК Морозова Н.Н.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников, инструктор по ФК, старший воспитатель. Место проведения: старшая группа.
Тип проекта: практико-ориентированный
Цель – результат проекта: мультимедийная презентация, открытое мероприятие «Право на здоровье», рисунки детей, визитные карточки детей, книжки - малышки.
Проблема: как помочь социальной адаптации ребенка, через формирование основ правовых знаний в различных видах детской деятельности. Материал, инструменты, оборудование: оформление информации о проекте в родительском уголке, музыкальное сопровождение, иллюстративные материалы, оборудование для творчества, художественная литература, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Актуальность: Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека, и в частности, защита прав детей. С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, педагогу нужно выстроить эти отношения на правовой основе. И проводить работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок чувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Подготовительный этап реализации плана № п/п Мероприятия либо основные направления деятельности Сроки Участники Ответственные 1. Метод трех вопросов: 1.Что мы знаем? 2.Что мы хотим узнать? 3.Что сделать чтобы узнать? Понедельник 16.11.2015г. 1 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы, инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 2. Изучение понятий касающихся темы проекта. Выбор статей Конвенции для реализации проекта. Понедельник 16.11.2015г. 2 – я половина дня Инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 3. Изучение современных нормативных документов. Понедельник 16.11.2015г. 2 – я половина дня Инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 4. Составление плана – паутинка. Вторник 17.11.2015г. 1 – я половина дня Дети старшей группы, инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 5. Анкетирование родителей. Вторник 17.11.2015г. 2 – я половина дня Родители старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 6. Подготовка материалов для творчества. Среда 18.11.2015г. 2 – я половина дня Воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. Основной этап реализации плана № п/п Мероприятия либо основные направления деятельности Сроки Участники Ответственные 1. Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель: закрепить знания о себе, о своей семье, воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким, потребность радовать их своими добрыми делами. К статье 6. Ребенок имеет право на жизнь и т.д. Среда 18.11.2015г. 1 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 2. Беседа. «Я и мое имя. Что значат имена». Цель: закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает, о происхождении «отчества» и «фамилии». К статье 7. Ребенок имеет право на имя при рождении и гражданство. Среда 18.11.2015г. 2 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 3. Рисование «Портрет моего друга». К статье 7. Ребенок имеет право на имя при рождении и гражданство. Четверг 19.11.2015г. 1 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 4. Чтение художественной литературы. Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», А. Барто «Я расту», В Берестов «Любили тебя. . .», Э. Успенский «Ты и твое имя». Обобщение статей 6 и 7. Четверг 19.11.2015г. 2 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 5. Конструирование «Книжки – малышки». Обобщение статей 6, 7, 21. Пятница 20.11.2015г. 1 – я половина дня Дети старшей группы, воспитатели старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 6. Открытое мероприятие «Право на здоровье». К статье 24. Право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Пятница 20.11.2015г. 2 – я половина дня Родители старшей группы, дети старшей группы, инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н., Итоговый этап реализации плана № п/п Мероприятия либо основные направления деятельности Сроки Участники Ответственные 1. Изготовление визитных карточек детей. Пятница 20.11.2015г. 2 – я половина дня Дети старшей группы, родители старшей группы Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 2. Обработка данных родительских анкет. Перспективы. Понедельник 23.11.2015г. В течении дня Инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. 3. Мультимидийная презентация реализации проекта. Понедельник 23.11.2015г. В течении дня Инструктор по ФК Инструктор по ФК Морозова Н.Н. Подведение итогов и оценка результатов. Во время реализации проекта обеспечивалось активное участие и взаимодействие детей и взрослых, полностью включались дети в процесс познания. Дети вместе с педагогами и родителями были активными исследователями окружающего мира. Дети убедились в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше, если только постараемся. Такое понимание способствует морально-нравственному развитию детей и подготавливает их к позитивному участию в жизни общества. Знакомясь с материалами, представляющими проект, педагог найдет полезные рекомендации по организации системы работы в заданном направлении. Представленный проект является практико – ориентированным, то есть содержит обширный каталог материалов, готовых к реализации в рамках любого дошкольного учреждения. Главное условие эффективности их применения – четко отлаженное взаимодействие между педагогами и родителями. Родители – первые и главные воспитатели в жизни ребенка, поэтому большая часть ответственности за его воспитание лежит на их плечах. Сотрудничество родителей и педагогов позволит любую сложную задачу сделать немного проще. 2. Используемая литература 1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. «АСТ», М.,1998г. 2.Голицина Н.С., Огнева Л.Г. «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», М., 2006г. 3.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников/В.Н. Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2009. 4.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., «Я – ребенок, и я. . . и я имею право!. . .». М.,2007г. 5.Кудрявцев В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет/ В.Т. Кудрявцев, Т.Н. Нестерюк. -М., 1997. 6.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. «Линка – пресс», М., 2002г. 7.Никишина И.В. Создание здоровьесберегающего пространства/ И.В. Никишина. -Волгоград: Авторское перо,2005. 8.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии/В.Ю. Питюков.-М.:1999. 9.Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста/ В.П. Праздников.-М.: Медицина, 1988. 10.Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду», 2003, №3,4. 11.Щипицына Л.М. Азбука общения. «Детство – пресс», С-П., 2004г. 12. Фомина Н.А. Сюжетно –ролевая гимнастика. М., Баллас. 2008г. 3.Приложения Приложение №1. Анкета для родителей. Уважаемые родители! В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Искренне ответив на предлагаемые ниже вопросы, Вы поможете нам глубже вникнуть в суть данного вопроса и наметить пути его эффективного разрешения. Спасибо! 1. Знакомы ли Вы с какими – либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими? 2. Какими, по Вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите. 3. Обозначьте названия документов, которые по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка: -Конвенция о правах ребенка -Трудовой кодекс РФ -Конституция РФ -Семейный кодекс РФ -Закон РФ «Об образовании» -Уголовный кодекс РФ 4. Как Вы считаете, является ли наказание нарушением прав ребенка? -Да -Нет -Не всегда. 5. Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что. . . 6. Отметьте фразы, которые наиболее часто Вы употребляете при общении с ребенком: - Сколько раз тебе повторять? - У всех дети как дети, а ты. . . - А как ты считаешь? - Ну что за друзья у тебя? - Давай подумаем. . . - И в кого ты такой уродился? - Я в твои годы. . . - Какой ты молодец! 7. Какие наказания применяли родители по отношению к Вам в детстве? 8. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку? 9. Почему Вы прибегаете к наказаниям? 10. Считаете ли Вы, что в детском саду соблюдается все права ребенка? 11. Если нет, в чем Вы видите нарушения прав ребенка в детском саду? Приложение №2. Примерный рассказ педагога на занятиях для детей. Несмотря на то что у нас много общего, все – таки у каждого есть что – то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь – это все древнерусские имена. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть еще и отчество и фамилия. К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, к брату, сестре) или по имени отчеству и на «вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляет тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Давным – давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали. . . и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где же взять столько фамилий? Вот с тали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек. Потом фамилия переходил от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него остав