Проект по организанции нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №29 «Серебряное копытце» комбинированного вида» г.Минусинска
Проект по организанции нравственно-патриотического воспитания дошкольников
«Моя родина»
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории
Глушкова М.В.
Минусинск
Оглавление
- Паспорт проекта
- Актуальность и обоснованность проекта.
- Цели и задачи.
- Ожидаемые результаты.
- Этапы реализации проекта.
- Формы взаимодействия с детьми и родителями.
- Распределение содержания по разделам
- «Мой дом, моя семья»
- «Мой детский сад»
- «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
- «Мой край»
- «Моя страна Россия»
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.
10. Приложение.
Паспорт проекта
1. |
Вид проекта |
Творческо-информационный |
2. |
Продолжительность |
Долгосрочный |
3. |
Участники проекта |
|
4. |
Общая характеристика проекта |
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
Итоговое мероприятие: викторина «Моя родина» |
Актуальность и обоснованность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В разные времена многие известные люди нашей страны пытались дать ответ на вопрос: что же такое патриотизм? Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»
Д.С. Лихачев отмечает, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, по мнению ученого, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
«Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В.А. Сухомлинский.
В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Возникает вопрос, как же помочь ребенку реализовать свои возможности, не погасить их, а если повезет, то и развить, поднять ребенка на более высокую ступень? Считаю, что одним из инструментов такого взаимодействия является нравственно-патриотическое воспитание ребенка. В процессе этой работы и можно удовлетворить страсти ребенка, о которых говорит нам Ш.А. Амонашвили (страсть к Развитию, Свободе, Взрослению). Для этого создаются условия развития ребенка в обществе, ребенок постигает это общество, его историю, культуру, нравственные ценности, тренируется в умении преодолевать трудности, а главное, научается любить. В процессе живого общения со взрослыми (родителями, воспитателями, интересными людьми родного города и т.д.), а также с великими людьми России (творчеством поэтов, писателей, художников и т.д.) ребенок удовлетворяет свою страсть к развитию и взрослению. Страсть к свободе будет удовлетворена тем самым мигом свободного выбора, когда ребенок будет выбирать ту или иную игру, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, когда ребенок будет решать о ком из членов своей семьи он хочет рассказать, стихотворение какого поэта он хочет выучить, про какое место своей страны, края, города он хочет узнать, рассказать и т.д.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом вести развитие ребенка, развивая его природные качества, удовлетворяя страсти.
Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В связи с этим, очевидна и неоспорима актуальность решения проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В ходе работы был выявлен невысокий уровень заинтересованности родителей вопросами нравственно-патриотического воспитания детей, часто дети не знали имен своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, не могли назвать свой домашний адрес, путались в понятиях «город, край, страна». А также требовала пополнения в соответствии с возрастом детей развивающая предметно-пространственная среда. Без заинтересованности и участия родителей это представлялось достаточно проблематичным. В связи с этим были намечены цели по нравственно-патриотическому воспитанию детей и привлечению родителей в этот процесс. Был разработан проект «Моя родина», который реализуется с сентября 2018 года по май 2019 года (рассчитан на старшую группу). Продолжение работы в этом направлении (в подготовительной группе) планируется.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, о быте наших предков, о России.
Задачи проекта:
- расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут, о России.
- Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры.
- Развивать познавательный интерес дошкольника, его творческие способности.
- Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
- Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культураи компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта
Этап |
Мероприятия |
Сроки |
1 этап
|
Подготовительный: -Изучение интереса детей для определения целей проекта. -Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
|
Сентябрь 2018г |
2 этап |
Основной |
Октябрь - Ноябрь 2018 |
3 этап |
Заключительный |
Апрель 2018 |
4 этап |
Презентация результатов деятельности |
Май 2018 |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
- презентации
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
«Я и моя семья»
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы
|
Познавательно-речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья», М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу» |
Физическое развитие |
|
Социально - личностное развитие |
А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…»
|
Взаимодействие с родителями |
«Родословное древо нашей семьи»
|
« Мой детский сад»
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы
|
Познавательно-речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - личностное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
Книжка-малышка «Мой любимый детский сад»
|
«Улицы города, достопримечательности, замечательные люди»
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы
|
Познавательно-речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - личностное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
«Мой край»
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы
|
Познавательно-речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое Развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - личностное развитие
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
«Моя страна Россия»
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы
|
Познавательно-речевое развитие |
И. Векшеногова «Москва»
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - личностное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Результаты деятельности
По прошествии первого учебного полугодия намечены положительные тенденции в повышении заинтересованности родителей данной темой. Часть родителей постоянно участвует в педагогическом процессе, оказывает посильную помощь в реализации проекта, в пополнении РППС группы и участка. Хотелось бы привлечь всех родителей. Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свой темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, участвуют в изготовлении лэпбуков («Осень», «Речные рыбы», «Мой город») и пр. Было решено продолжать работу по данному проекту, включая подготовительную группу.
Дальнейшее развитие проекта представляется в использовании инновационных форм работы (использование метода проектов, лэпбуков), семейных развлечений, викторин, соревнований.
Дополнительно
Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свои темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, участвуют в изготовлении лэпбуков («Осень», «Речные рыбы», «Мой город»), праздников (День Матери, Международный женский день, День защитника Отечества) и пр. Родители высказывают положительные отзывы о проделанной работе, отмечают заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности в себе, ответственности. Коллеги отмечают ценность опыта данной работы.
Основные знания, умения и навыки,
характеризующие результативность усвоения материала
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве предполагает:
- Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).
- Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране.
- Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе.
- Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
- Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.
- Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов.
- Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
- Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
- Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
- Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, - 112 с.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
- Как любить детей (опыт самоанализа)/ Ш.Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского угиверситета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Лекции авторского семинара Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве (система Школа Жизни). – Абакан, 2009.
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
- Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.