Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода – это жизнь»

МБДОУ "Детский сад № 152 общеразвивающеговида г. Владивостока"

 

Проект по формированию экологического познавательного интереса

«Вода – это жизнь»

 

Гоголева Жанна Борисовна

 

 

 

Цель проекта:

  • Формирование экологического познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
  • Способствовать оздоровлению детей (экскурсии, наблюдения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание).
  • Развивать у дошкольников коммуникативные навыки.

 

Задачи:

  • Формирование поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у старших дошкольников.
  • Формирование способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, логическим операциям.
  • Формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование у детей экологических знаний и бережного отношения к природе.
  • Формирование   представлений   о простейших связях между явлениями в природе.
  • Формирование активного словаря детей.

 

 

Паспорт проектной работы:

 

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6  - 7 лет.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, муз.руководитель, инструктор физкультуры, родители.

Тип проекта: экологический, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май).

Форма защиты: картотека опытов  с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода».

Место защиты: спортивная площадка детского сада.

Ожидаемые результаты:

Дети должны научиться:

  • Планировать свою деятельность.
  • Уметь работать в коллективе.
  • Добывать информацию самостоятельно и уметь обращаться за помощью к взрослым.
  • Уметь анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения,  отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
  • Выполнять поделки, постройки, художественные работы из разных материалов.
  • Уметь презентовать свою деятельность другим людям.

Таблица 1 - Реализация проекта через разные виды деятельности

 

 

Направления

Виды детской деятельности

 

 

1. Экологическое  воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Детское экспериментирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Игровая

деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие речи,

    художественная   литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изобразительная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Трудовое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развлечения.

 

 

 

 

8. Здоровье и физическое  развитие.

 

  • Занятие «Что мы знаем о воде?»
  • Экскурсия «Поход к роднику».
  • Занятие «Почему мы должны беречь воду?»
  • Организация экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».
  • Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»
  • Моделирование «Как рождается река».
  • Наблюдения за осадками, облаками, снегом.
  • Занятие  «Как помочь загрязненной реке».

 

 

 

 

  • Проведение опытов с водой:
  •  «Когда льется вода, когда капает»;
  • «В какую бутылку быстрее нальется вода»
  • «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».
  • «Вода не имеет формы», «легкие предметы в воде не тонут, тяжелые - опускаются на дно»
  • «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»
  • Моделирование

«Путешествие капельки».

 

 

  • Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие  в подводное царство».
  • Игровой практикум «Мама – тучка».
  • Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки».
  • Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Хорошо – плохо».
  • Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».

 

 

  • Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка»,
  • Копилка  пословиц, стихов о воде и ее состояниях.
  • Чтение рассказов, экологических сказок.
  • Развлечение «Страна загадок».
  • Беседа «Вода вокруг нас»
  • Беседа «Вода нужна всем?»
  • Беседа «Путешествие капельки».

 

 

  • Рисование пальчиками и тычками «Море»
  • Конструирование поделок из природного материала для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек).
  • Изготовление коллективного панно «Водоем»
  • Интегрированное занятие по аппликации "Белый снег, пушистый"
  •  Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды».
  • Изготовление плаката «Кому нужна вода».

 

  • Работа в уголке природы «Мы – друзья природы».
  • Рейд  «Берегиня»: В течение проекта дети вместе с воспитателями:
  • проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах. 
  • результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.
  • беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
  • Изготовление  атрибутов для подвижных, театрализованных игр  «Умелые руки не знают скуки».
  • Привлечение родителей к организации экологического музея «Вода в природе и в жизни человека» (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, водных сооружений и др.)
  •  «Праздник воды»
  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»
  • Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна»
  • Занятие  по ОБЖ «Правила поведения на воде».

 

Родителям предоставляли разную степень участия на отдельных этапах в проекте: консультант, материально – техническая поддержка и др.  Таким образом,  у родителей формировались представления о методе проектов как эффективном условии развития детей.   Привлечение родителей к участию в проекте позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе комплексного подхода. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

На протяжении всех занятий  детей сопровождали воспитатели, которые поддерживали познавательную активность детей, поощряли их самостоятельность.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

У одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие  в играх-драматизациях и упражнениях, предложенных воспитателями.

Вопросы и задания вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций воспитатели пробуждали  интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагоги закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.

В работе над проектом, двигаясь к намеченной цели, дети обращались за помощью к родителям, взрослым. Родители не оставались равнодушными, активно включались в работу. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.

В период реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» применялся индивидуальный подход. Воспитатели старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляют интереса на занятиях  потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

 Некоторые дети  заново учились способам коммуникации  -  «выскочки» и «всезнайки» сначала пробовали лидировать за счет поверхностных знаний, и с целью привлечь к себе внимание – перебивали других детей, обижались на замечания, одним словом, вели себя демонстративно. Их поведение воспитатели очень умело корректировали, предлагали индивидуальные поисковые задания, привлекали помочь другим детям и т.п. К завершению проекта эти дети овладели навыками коммуникации  и поведения в коллективе.

Этапы работы над проектом отражены в таблице № 2.

 

Таблица 2 – Этапы  мероприятий в процессе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь»

№ п/п

Мероприятия в рамках проекта

Время проведения

Участники

Подготовительный этап.

Задачи:      Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степень заинтересованности детей данной темой.

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта
«Вода – это жизнь».

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте. 

1.

Родительское собрание

Сентябрь 2012г.

Воспитатель, родители

2.

Подбор материала (художественная литература, пособия)

Воспитатель

3.

Изготовление образцов

Воспитатель

4.

Изготовление схем

Воспитатель, родители

Накопительный этап.

Задачи:Уточнить и расширить представление о свойствах воды.

Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды, уточнить представления детей о природных водоисточниках.

Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к экспериментированию, умение  находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природным ресурсам.

1.

Беседа «Вода вокруг нас»

Октябрь

2012 г.

Воспитатель, дети

2.

Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»

Воспитатель, дети

3.

Экскурсия «Поход к роднику»

Воспитатель, дети

4.

Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».

Воспитатель, дети

5.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя»

Воспитатель, дети

6.

Чтение стихотворения А. Тараскина «Сколько знаю я дождей»

Воспитатель, дети

7.

Моделирование «Как рождается река»

Воспитатель, дети

8.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Беседа «Вода нужна всем»

Ноябрь

 2012 г.

Воспитатель, дети

2.

Рассматривание иллюстраций «Как человек использует воду»

Воспитатель, дети

3.

Чтение экологической сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река»

Воспитатель, дети

4.

Опыты: «Вода не имеет формы», «легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно»

Воспитатель, дети

5.

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?»

Воспитатель, дети

6.

Рисование пальцем «Море» (индивидуально)

Воспитатель, дети

7.

Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна»

Инструктор физкультуры, воспитатель, дети

8.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Беседа «Путешествия капельки»

 

Декабрь

2012 г.

Воспитатель, дети

2.

Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

Не бросай в воду стекло» и т.д.

Воспитатель, дети

3.

Опыты: «Вода нагревается и охлаждается»

Воспитатель, дети

4.

Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка»

Воспитатель, дети

5.

Наблюдение за облаками

Воспитатель, дети

6.

Изготовление плаката «Кому нужна вода»

Воспитатель, дети, родители

7.

Занятие – моделирование «Как помочь загрязненной реке»

Воспитатель, родители, дети

8.

Рейд  «Берегиня»

 

Воспитатель, дети

1.

Беседа «Вода вокруг нас» (продолжение)

Январь

2012 г.

Воспитатель, дети

2.

Пополнение экспонатов для будущего экологического музея

Воспитатель, родители, дети

2.

Наблюдение за снегом: выявить свойства снега

Воспитатель, дети

3.

Опыты: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются», «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Воспитатель, дети

4.

Рассказывание экологической сказки «Королева – вода»

Воспитатель, дети

5.

Аппликация «Белый снег пушистый…»

Воспитатель, дети

6.

Разучиваем стихотворение Н. Рыжовой «Вода»

Воспитатель, дети

7.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Акция «Трудовой десант»

Февраль

2013 г.

Воспитатель, дети

2.

Изготовление  атрибутов для подвижных, театрализованных игр  «Умелые руки не знают скуки».

Воспитатель, дети

3.

Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»

Воспитатель, дети

4.

Развлечение «Страна загадок»

Воспитатель, дети

5.

Изготовление коллективного панно «Водоем»

Воспитатель, дети

6.

Занятие  по ОБЖ «Правила поведения на воде»

Воспитатель, дети

7.

Опыты: «Разноцветная вода»

Воспитатель, дети

8.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Акция «Трудовой десант»

Март

2013 г.

Воспитатель, дети

2.

Пополнение экспонатов для будущего экологического музея

Воспитатель, дети, родители

3.

Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие  в подводное царство»

Воспитатель, дети

4.

Занятие «Почему мы должны беречь воду?»

Воспитатель, дети

5.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель, дети

6.

Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды»

Воспитатель, дети

7.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Море волнуется» .

Апрель

2013 г.

Воспитатель, дети

2.

Наблюдение за таянием снега в природе.

Воспитатель, дети

3.

Моделирование проблемной ситуации в экологической игре «Что будет, если…?»

Воспитатель, дети

4.

Музыкальное развлечение «Праздник воды»

Муз.руководитель, воспитатель, дети

5.

Чтение и разучивание стихотворения «Капелька»

Г. Люшнина

Воспитатель, дети

6.

Конструирование поделок из природного материала для игр с водой (корабликов, лодочек).

Воспитатель, дети

7.

Рейд  «Берегиня»

Воспитатель, дети

1.

Изготовление плаката «Кому нужна вода»

1 -2 неделя мая

2013 г.

Воспитатель, дети

2.

Оформление  экспонатов экологического музея «Вода в природе и в жизни человека»

Воспитатель, дети, родители

3.

Изготовление атрибутов и костюмов для музыкально-театрализованного развлечения «Бесценная и всем необходимая вода», распределение ролей между детьми.

 

Воспитатель, дети, родители

Заключительный этап.Презентация проекта «Вода – это жизнь»

Задачи:Обобщить знания детей о воде как источнике всего живого.

Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

1.

Выставка картотеки опытов  с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»

3-я неделя

мая 2013г.

Воспитатель, дети, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

                 

 

Таким образом, в ходе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели  несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.