Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода – это жизнь»
МБДОУ "Детский сад № 152 общеразвивающеговида г. Владивостока"
Проект по формированию экологического познавательного интереса
«Вода – это жизнь»
Гоголева Жанна Борисовна
Цель проекта:
- Формирование экологического познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать оздоровлению детей (экскурсии, наблюдения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание).
- Развивать у дошкольников коммуникативные навыки.
Задачи:
- Формирование поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у старших дошкольников.
- Формирование способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, логическим операциям.
- Формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование у детей экологических знаний и бережного отношения к природе.
- Формирование представлений о простейших связях между явлениями в природе.
- Формирование активного словаря детей.
Паспорт проектной работы:
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 - 7 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, муз.руководитель, инструктор физкультуры, родители.
Тип проекта: экологический, групповой.
Форма проведения: занятия, экскурсии, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май).
Форма защиты: картотека опытов с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода».
Место защиты: спортивная площадка детского сада.
Ожидаемые результаты:
Дети должны научиться:
- Планировать свою деятельность.
- Уметь работать в коллективе.
- Добывать информацию самостоятельно и уметь обращаться за помощью к взрослым.
- Уметь анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
- Выполнять поделки, постройки, художественные работы из разных материалов.
- Уметь презентовать свою деятельность другим людям.
Таблица 1 - Реализация проекта через разные виды деятельности
Направления |
Виды детской деятельности
|
1. Экологическое воспитание.
2. Детское экспериментирование.
3. Игровая деятельность.
4. Развитие речи, художественная литература.
7. Развлечения.
8. Здоровье и физическое развитие.
|
«Путешествие капельки».
|
Родителям предоставляли разную степень участия на отдельных этапах в проекте: консультант, материально – техническая поддержка и др. Таким образом, у родителей формировались представления о методе проектов как эффективном условии развития детей. Привлечение родителей к участию в проекте позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе комплексного подхода. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
На протяжении всех занятий детей сопровождали воспитатели, которые поддерживали познавательную активность детей, поощряли их самостоятельность.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
У одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие в играх-драматизациях и упражнениях, предложенных воспитателями.
Вопросы и задания вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций воспитатели пробуждали интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагоги закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.
В работе над проектом, двигаясь к намеченной цели, дети обращались за помощью к родителям, взрослым. Родители не оставались равнодушными, активно включались в работу. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.
В период реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» применялся индивидуальный подход. Воспитатели старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляют интереса на занятиях потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Некоторые дети заново учились способам коммуникации - «выскочки» и «всезнайки» сначала пробовали лидировать за счет поверхностных знаний, и с целью привлечь к себе внимание – перебивали других детей, обижались на замечания, одним словом, вели себя демонстративно. Их поведение воспитатели очень умело корректировали, предлагали индивидуальные поисковые задания, привлекали помочь другим детям и т.п. К завершению проекта эти дети овладели навыками коммуникации и поведения в коллективе.
Этапы работы над проектом отражены в таблице № 2.
Таблица 2 – Этапы мероприятий в процессе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь»
№ п/п |
Мероприятия в рамках проекта |
Время проведения |
Участники |
|||||
Подготовительный этап. Задачи: Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степень заинтересованности детей данной темой. Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте. |
||||||||
1. |
Родительское собрание |
Сентябрь 2012г. |
Воспитатель, родители |
|||||
2. |
Подбор материала (художественная литература, пособия) |
Воспитатель |
||||||
3. |
Изготовление образцов |
Воспитатель |
||||||
4. |
Изготовление схем |
Воспитатель, родители |
||||||
Накопительный этап. Задачи:Уточнить и расширить представление о свойствах воды. Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды, уточнить представления детей о природных водоисточниках. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к экспериментированию, умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Воспитывать осознанно-правильное отношение к природным ресурсам. |
||||||||
1. |
Беседа «Вода вокруг нас» |
Октябрь 2012 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Рассматривание иллюстраций «Вода в природе» |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Экскурсия «Поход к роднику» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха». |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя» |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Чтение стихотворения А. Тараскина «Сколько знаю я дождей» |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Моделирование «Как рождается река» |
Воспитатель, дети |
||||||
8. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Беседа «Вода нужна всем» |
Ноябрь 2012 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Рассматривание иллюстраций «Как человек использует воду» |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Чтение экологической сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Опыты: «Вода не имеет формы», «легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно» |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?» |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Рисование пальцем «Море» (индивидуально) |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна» |
Инструктор физкультуры, воспитатель, дети |
||||||
8. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Беседа «Путешествия капельки»
|
Декабрь 2012 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», Не бросай в воду стекло» и т.д. |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Опыты: «Вода нагревается и охлаждается» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка» |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Наблюдение за облаками |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Изготовление плаката «Кому нужна вода» |
Воспитатель, дети, родители |
||||||
7. |
Занятие – моделирование «Как помочь загрязненной реке» |
Воспитатель, родители, дети |
||||||
8. |
Рейд «Берегиня» |
|
Воспитатель, дети |
|||||
1. |
Беседа «Вода вокруг нас» (продолжение) |
Январь 2012 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Пополнение экспонатов для будущего экологического музея |
Воспитатель, родители, дети |
||||||
2. |
Наблюдение за снегом: выявить свойства снега |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Опыты: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются», «Вода бывает теплой, холодной, горячей» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Рассказывание экологической сказки «Королева – вода» |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Аппликация «Белый снег пушистый…» |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Разучиваем стихотворение Н. Рыжовой «Вода» |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Акция «Трудовой десант» |
Февраль 2013 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки». |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Развлечение «Страна загадок» |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Изготовление коллективного панно «Водоем» |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Занятие по ОБЖ «Правила поведения на воде» |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Опыты: «Разноцветная вода» |
Воспитатель, дети |
||||||
8. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Акция «Трудовой десант» |
Март 2013 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Пополнение экспонатов для будущего экологического музея |
Воспитатель, дети, родители |
||||||
3. |
Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Занятие «Почему мы должны беречь воду?» |
Воспитатель, дети |
||||||
5. |
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды» |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Море волнуется» . |
Апрель 2013 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Наблюдение за таянием снега в природе. |
Воспитатель, дети |
||||||
3. |
Моделирование проблемной ситуации в экологической игре «Что будет, если…?» |
Воспитатель, дети |
||||||
4. |
Музыкальное развлечение «Праздник воды» |
Муз.руководитель, воспитатель, дети |
||||||
5. |
Чтение и разучивание стихотворения «Капелька» Г. Люшнина |
Воспитатель, дети |
||||||
6. |
Конструирование поделок из природного материала для игр с водой (корабликов, лодочек). |
Воспитатель, дети |
||||||
7. |
Рейд «Берегиня» |
Воспитатель, дети |
||||||
1. |
Изготовление плаката «Кому нужна вода» |
1 -2 неделя мая 2013 г. |
Воспитатель, дети |
|||||
2. |
Оформление экспонатов экологического музея «Вода в природе и в жизни человека» |
Воспитатель, дети, родители |
||||||
3. |
Изготовление атрибутов и костюмов для музыкально-театрализованного развлечения «Бесценная и всем необходимая вода», распределение ролей между детьми.
|
Воспитатель, дети, родители |
||||||
Заключительный этап.Презентация проекта «Вода – это жизнь» Задачи:Обобщить знания детей о воде как источнике всего живого. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых. |
||||||||
1. |
Выставка картотеки опытов с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода» |
3-я неделя мая 2013г. |
Воспитатель, дети, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. |
|||||
Таким образом, в ходе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.